logo
Екзамен ЄС

8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.

Состав Европейского Союза, подобно самой организации, формиро­вался тоже постепенно. За время, прошедшее с момента основания Европейских сообществ, он увеличился в четыре с половиной раза, и это не предел.

Первоначальными участниками были шесть стран Западной Ев­ропы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. В таком составе три Европейские сообщества функционировали в 50-е и 60-е гг. XX столетия.

Первое расширение Европейских сообществ произошло в 1970-е гг.: в 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ир­ландия (вступление осуществлялось одновременно в ЕЭС, ЕОУС и Евратом).

В 80-е гг. количественный состав государств —членов Сообществ возрос с девяти до 12: в 1981 г. вступила Греция, а в 1986 г. — Испания и Португалия.

Именно представители вышеперечисленных 12 государств в 1992 г. подписали Договор о Европейском Союзе, вступивший в действие в следующем году. С этого времени новые государства вступают непо­средственно в Европейский Союз, становясь одновременно членами трех Европейских сообществ.

Впервые подобная процедура была использована в 1995 г., когда членами Союза и Сообществ стали Австрия, Финляндия и Швеция. Всего, таким образом, к началу XXI в. Европейский Союз включал 15 государств-членов.

В 2004 г. состоялось масштабное расширение Европейского Союза на Восток. С 1 мая этого года членами Союза стали сразу 10 государств, в том числе три республики бывшего Советского Союза (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран из бывшего социа­листического лагеря (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения)

В 2005 г. подписан договор о присоединении к Союзу еще двух вос­точноевропейских государств — Болгарии и Румынии. Этот документ иступил в силу 1 января 2007 г. Таким образом, с 2007 г. количество государств — членов Европейского Союза достигло 27.

Однако это не последнее расширение состава данной органи­зации. В настоящее время еще три страны официально признаны государствами-кандидатами и начали переговоры о своем вступле­нии в Союз. Это Хорватия, Македония, а также Турция, возможный прием которой в Европейский Союз вызывает наибольшие споры и, если состоится, то не ранее 2015 г.

Также существуют так называемые предкандидаты. Этот неофи­циальный термин обозначает страны, в отношении которых Европей­ский Союз на политическом уровне заявил о готовности принять их в свой состав, но в неопределенном будущем. Для получения статуса государств-кандидатов этим странам еще предстоит предпринять серьезные экономические и политические реформы, которые позво­лят им начать реальные переговоры о присоединении. К указанной группе в начале 2009 г. относились страны Балканского полуострова, за исключением тех, которые уже являются государствами-членами или государствами-кандидатами: Сербия и Черногория, Босния-и-Герцеговина, Албания, Македония.

Наконец, руководство еще ряда стран (в том числе неевропейских) в разные годы выражало желание видеть свои государства членами Европейского Союза. Сюда относятся, в частности, некоторые стра­ны СНГ (Украина, Молдова, Грузия). Потенциальную возможность членства в Союзе после 2010 г. не исключает для себя и Россия.

Каковы условия принятия в Союз новых государств-членов? Не­посредственно в учредительном договоре закреплены две группы требований (ст. 49 Договора о Европейском Союзе).

Во-первых, государство должно быть европейским, правда, сам этот термин не расшифровывается («Любое европейское государ­ство. .. может обратиться с заявкой о том, чтобы стать членом Союза). На практике понятие «европейское государство» характеризует не только и даже не столько его географическое положение, сколько культуру страны, включая ее политические и правовые традиции.

Во-вторых, государство, желающее стать членом Союза, долж­но уважать демократические принципы конституционного строя, которые закреплены в Договоре о Европейском Союзе (§ 1 ст. б): принципы «свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства».

Наряду с формальными условиями, закрепленными в Договоре о Ев­ропейском Союзе, к государствам-кандидатам предъявляются и другие требования. Важнейшие среди них два, относящиеся, соответственно, к экономической и правовой системам страны-кандидата.

Речь идет, во-первых, о достаточно высоком уровне экономическо­го развития, который должен быть сопоставим со средним уровнем Европейского Союза. Слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в Союз, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49.

Не менее важное значение имеет требование привести нацио­нальное законодательство в соответствие с правом Европейского Союза — причем сделать это нужно заранее, еще до момента вступления. Данное условие фактически означает необходимость осуществить реформы многих отраслей внутреннего права и за­конодательства государств-кандидатов, что занимает обычно дли­тельное время.

Из сказанного видно, что процесс вступления в Европейский Союз не может быть делом одного дня. Необходима основательная под­готовка со стороны государства-кандидата, в том числе подготовка своей правовой системы к интеграции в право Союза.

В каком порядке осуществляется вступление новых государств- членов в организацию Европейский Союз? Как и условия вступления, его процедура установлена в ст. 49 Договора о Европейском Союзе.

Первый шаг— подача заинтересованным государством заявления (шнвки) с просьбой принять его в члены Европейского Союза.

Заявка подается в Совет Европейского Союза — главный зако­нодательный орган этой организации. Совет принимает решение по ней единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех нходящих в Европейский Союз государств-членов. До принятия решения Совет также должен провести консультации с Европейской комиссией — главным исполнительным органом ЕС и получить со­гласие представительного института Сообществ и Союза — Европейского парламента.

На практике принятию решения о вступлении предшествует еще один этап, по времени самый длительный — переговоры государства- киндидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно со­гласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к Союзу, а равно проверяется выполнение государством- кандидатом требований, предъявляемых для приема в эту организа­цию.

Источником права, на основании которого осуществляется всту­пление в Союз новых государств-членов, служит договор о присоедине­нии. Его заключают между собой действующие государства — члены Квропейского Союза, которые вместе выступают как одна сторона, и одно или несколько государств-кандидатов. Например, последнее расширение Союза оформлялось договором о присоединении 2005 г., которой заключили с одной стороны 25 государств — членов Евро­пейского Союза того времени, с другой — Болгария и Румыния.

Чтобы вступить в силу, договор о присоединении нуждается в ра­тификации всеми государствами — членами Союза. Таким образом, для вступления в Европейский Союз наряду с выполнением ряда существенных требований экономического и политико-правового характера требуется получить согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом — Европейского парламента.

Несмотря на сложность условий и порядка приема новых государств-членов, в ближайшие 10—15 лет численный состав Евро­пейского Союза может достигнуть 30 и более стран. Соответственно будет возрастать и территория, на которой действуют созданные в рамках этой организации нормы права.