logo
Екзамен ЄС

5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.

Европейского Союза образует сложную систему. Причем это касается не только его внешних проявлений, но и внутренних взаимосвязей. В первом случае используется термин «правовая система», который призван подчеркнуть, что право Союза - самостоятельное правовое явление по отношению к другим правовым системам (т.е. циональному и международному публичному праву). Внутреннее строение права также принято обозначать понятием система— «си­стема права». Здесь речь идет о тех связях, которые складываются между отдельными элементами, входящими в содержание права, т.е. юридическими нормами. Очевидно, что эти связи должны носить устойчивый, упорядоченный характер, обеспечивающий существование права как целостной системы. Итак, система права Европейского Союза — это упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между входящими в ее содержание юридическими нормами и группами норм.

Стремление к системности права — объективный признак, который характеризует явления правовой жизни всех стран и цивилизаций. Однако систематизацию права можно осуществлять по-разному,

исходя из различных критериев.

Применительно к праву Европейского Союза наибольшее распространение получили три подхода к построению его внутренней системы:

во-первых, с учетом предмета правового регулирования разных юридических норм— предметный подход;

во-вторых, учетом наряду с предметом социального назначения конкретных норм — функциональный подход;

в-третьих, с учетом структуры самой организации Европейский Союз, в рамках которой эти нормы создаются и вступают в действие, — структурный подход.

Предметный подход. Наиболее распространенный способ построения системы права и в на­шей стране, и за рубежом основывается на том, что регулируемые правом общественные отношения носят неоднородный, разнообраз­ный характер. В зависимости оттого, что регулирует право (предмет правового регулирования), а также оттого, как оно это делает (методы правового регулирования), юридические нормы группируются в от­расли, подразделяемые, в свою очередь, на подотрасли, институты, субинституты.

Данный подход в полной мере может быть применен и к праву Европейского Союза. В настоящее время в его системе можно выде­лить нормы, принадлежащие по своему предмету к разным отраслям и институтам:

публичного права: конституционного, административного, фи­нансового, отраслей процессуального права и др.;

частного права и смежных отраслей: гражданского, трудового, международного частного права и др.;

комплексных отраслей и межотраслевых институтов: аграр­ного, экологического, предпринимательского, банковского, права социального обеспечения и др.

«Удельный вес» норм различных отраслей и институтов в си­стеме права Союза неодинаков. С учетом исторического развития этой организации, вполне естественно, наибольшее развитие по­лучили нормы, регулирующие экономические и связанные с ними отношения.

Однако в последние годы с расширением предметов ведения ЕС и Союза их право начинает охватывать своим регулированием все новые сферы общественной жизни. Так, в 2000 г. был издан первый нормативный акт в сфере уголовного права, приняты несколько регламентов по вопросам гражданского процесса. В этой связи в за­падноевропейских научных исследованиях и университетских курсах помимо общих работ в области права Европейского Союза издаются многочисленные труды по отдельным его отраслям: конституцион­ному праву, административному, аграрному, трудовому и т.д.

Функциональный подход В данном случае в каче­стве критерия построения системы права Союза берутся причины принятия конкретных норм и их назначение.

Соответственно в системе его права выделяют две составляющие: так называемое институционное (или «институциональное») право и право материальное (или «содержательное»).

К институционному праву относят нормы, призванные закрепить устройство и компетенцию организации Европейский Союз, статус ее институтов и других органов.

Остальные нормы, посредством которых Европейский Союз осу­ществляет регулирование разных сторон («материю», «содержание») общественной жизни, образуют его материальное право.

Последний термин в данной классификации используется в ином значении, чем при противопоставлении материального права про­цессуальному. Например, регламент «О процедурах банкротства» является источником мате­риального права Союза, хотя он содержит в основном нормы граж­данского процесса. Вместе с тем «Процессуальный регламент» Суда Европейских сообществ — тоже процессуальный акт — относится к источникам «институционного» права Союза.

Содержание материального права Союза имеет весьма разноо­бразный характер, ибо его предмет образуют разнородные обще­ственные отношения. В этой связи внутри него в западной доктрине выделяют отдельные группировки норм (иногда тоже называемые «отраслями»), по которым издаются научные труды и читаются учеб­ные курсы: право общего рынка, право экономического и валютного союза, внешнеэкономическое право ЕС и т.д.

В соответствии с логикой познания изучение правовой системы Европейского Союза традиционно начинается с рассмотрения основ институционного права. Сначала необходимо понять, как устроен Союз и его органы, какова их компетенция. Институционное право образует тот базис, на основе которого можно далее изучать отдельные направления и сферы регулирования права Союза, т.е. его «матери­альное право».

Соответственно институционное право рассматривается в Общей части, а материальное- в Особенной.

Структурный подход Организация Европейский Союз, как уже говорилось, имеет сложную, уникальную структуру. Структура организации Европейский Союз накладывает отпеча­ток и на систему его права. Здесь, прежде всего, следует упомянуть такой парадоксальный факт: Европейский Союз от своего имени не издает правовых актов.

В соответствии со структурой организации Европейский Союз в системе права Союза выделяются шесть отдельных компонентов (частей).

Коммунитарное право (право Европейских сообществ) — самая старая и наиболее развитая часть права Союза, которая начала фор­мироваться еще в 50-е гг. XX в. Поскольку Сообществ было три, дан­ная часть, в свою очередь, подразделяется на три элемента: право Европейского сообщества, право Евратома, право ЕОУС. Понятно,что самой широкой по объему и самой интересной из них является первая.

Нормативные и иные акты, принимаемые в рамках коммунитарного права, издавались как акты конкретного Сообщества, а не Европейского Союза в целом.

Право ЕОУС содержится в нормативных актах и других источниках, из­данных на основании Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали до утраты им силы (до 23 июля 2002 г. включительно). Эти документы продолжают действовать поныне в части, не противоречащей более позднему законодательству ЕС.

Правовые нормы, принятые в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, кратко — право ОВПБ. ОВПВ не имеет своего собственного учредительного договора, и источником первичного права здесь является разд. V Договора о Евро­пейском Союзе «Положения об общей внешней политике и политике безопасности». Правовые акты и другие документы, относящиеся к праву ОВПБ, также всегда содержат указание на свою системную принадлеж­ность.

Правовые нормы, принятые в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, кратко — право СПСО. Источником первичного права здесь служит разд. VI Договора о Европейском Союзе, но правовые акты, опять же, издаются не от имени организации в целом.

Право Европейского Союза, как и сама организация, в которой оно создано и применяется, должно обладать внутренним единством.

В этой связи наряду с нормами отдельных опор в системе права Союза существуют правила, закрепляющие основы правового положении Европейского Союза в целом. Сюда относятся, прежде всего, цели и принципы деятельности Европейского Союза, нормы, закрепля ющие единый порядок пересмотра учредительных документов Союзи, вступления в него новых государств-членов и некоторые другие. Этих норм немного. Они содержатся в первом разделе Договора о Европей ском Союзе «Общие положения», а также в двух последних разделах документа и распространяют свое действие на все три структурных компонента данной организации.

Самостоятельное и возрастающее значение в системе права Союза приобретают нормы, закрепляющие основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе. Их главным источником выступа­ют часть вторая «Гражданство Союза» (включенная, правда, в ДЕС), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Союз произвел рецепцию этого документа в свою правовую систему) и новая Хартия Европейского Союза об основных правах, принятая 7 декабря 2000 г.

Еще одной своеобразной частью права Европейского Союза вы­ступает право Шенгенских соглашений, или шенгенское право. Глав­ная особенность его в том, что оно сформировалось и развивалось сначала отдельно от права Европейского Союза. Лишь с 1 мая 1999 г. Европейский Союз включил шенгенское право в свою правовую си­стему в качестве особого компонента. Источники шенгенского права, включая Шенгенское соглашение 1985 г. и Шенгенскую конвенцию 1990 г., по юридической силе уступают всем остальным источникам права Союза, носят даже не вторичный, а «третичный» характер.

Из охарактеризованных выше шести основных частей в системе права Европейского Союза, построенной по структурному признаку, наиболее обширной по объему и развитой по содержанию частью является коммунитарное право. Именно здесь сосредоточены подавляющая часть всех норм наднациональной правовой системы, в том числе нормы, за­кладывающие статус институтов Союза, правила функционирования общего рынка и единой валюты ЕС —евро.