5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
Европейского Союза образует сложную систему. Причем это касается не только его внешних проявлений, но и внутренних взаимосвязей. В первом случае используется термин «правовая система», который призван подчеркнуть, что право Союза - самостоятельное правовое явление по отношению к другим правовым системам (т.е. циональному и международному публичному праву). Внутреннее строение права также принято обозначать понятием система— «система права». Здесь речь идет о тех связях, которые складываются между отдельными элементами, входящими в содержание права, т.е. юридическими нормами. Очевидно, что эти связи должны носить устойчивый, упорядоченный характер, обеспечивающий существование права как целостной системы. Итак, система права Европейского Союза — это упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между входящими в ее содержание юридическими нормами и группами норм.
Стремление к системности права — объективный признак, который характеризует явления правовой жизни всех стран и цивилизаций. Однако систематизацию права можно осуществлять по-разному,
исходя из различных критериев.
Применительно к праву Европейского Союза наибольшее распространение получили три подхода к построению его внутренней системы:
во-первых, с учетом предмета правового регулирования разных юридических норм— предметный подход;
во-вторых, учетом наряду с предметом социального назначения конкретных норм — функциональный подход;
в-третьих, с учетом структуры самой организации Европейский Союз, в рамках которой эти нормы создаются и вступают в действие, — структурный подход.
Предметный подход. Наиболее распространенный способ построения системы права и в нашей стране, и за рубежом основывается на том, что регулируемые правом общественные отношения носят неоднородный, разнообразный характер. В зависимости оттого, что регулирует право (предмет правового регулирования), а также оттого, как оно это делает (методы правового регулирования), юридические нормы группируются в отрасли, подразделяемые, в свою очередь, на подотрасли, институты, субинституты.
Данный подход в полной мере может быть применен и к праву Европейского Союза. В настоящее время в его системе можно выделить нормы, принадлежащие по своему предмету к разным отраслям и институтам:
публичного права: конституционного, административного, финансового, отраслей процессуального права и др.;
частного права и смежных отраслей: гражданского, трудового, международного частного права и др.;
комплексных отраслей и межотраслевых институтов: аграрного, экологического, предпринимательского, банковского, права социального обеспечения и др.
«Удельный вес» норм различных отраслей и институтов в системе права Союза неодинаков. С учетом исторического развития этой организации, вполне естественно, наибольшее развитие получили нормы, регулирующие экономические и связанные с ними отношения.
Однако в последние годы с расширением предметов ведения ЕС и Союза их право начинает охватывать своим регулированием все новые сферы общественной жизни. Так, в 2000 г. был издан первый нормативный акт в сфере уголовного права, приняты несколько регламентов по вопросам гражданского процесса. В этой связи в западноевропейских научных исследованиях и университетских курсах помимо общих работ в области права Европейского Союза издаются многочисленные труды по отдельным его отраслям: конституционному праву, административному, аграрному, трудовому и т.д.
Функциональный подход В данном случае в качестве критерия построения системы права Союза берутся причины принятия конкретных норм и их назначение.
Соответственно в системе его права выделяют две составляющие: так называемое институционное (или «институциональное») право и право материальное (или «содержательное»).
К институционному праву относят нормы, призванные закрепить устройство и компетенцию организации Европейский Союз, статус ее институтов и других органов.
Остальные нормы, посредством которых Европейский Союз осуществляет регулирование разных сторон («материю», «содержание») общественной жизни, образуют его материальное право.
Последний термин в данной классификации используется в ином значении, чем при противопоставлении материального права процессуальному. Например, регламент «О процедурах банкротства» является источником материального права Союза, хотя он содержит в основном нормы гражданского процесса. Вместе с тем «Процессуальный регламент» Суда Европейских сообществ — тоже процессуальный акт — относится к источникам «институционного» права Союза.
Содержание материального права Союза имеет весьма разнообразный характер, ибо его предмет образуют разнородные общественные отношения. В этой связи внутри него в западной доктрине выделяют отдельные группировки норм (иногда тоже называемые «отраслями»), по которым издаются научные труды и читаются учебные курсы: право общего рынка, право экономического и валютного союза, внешнеэкономическое право ЕС и т.д.
В соответствии с логикой познания изучение правовой системы Европейского Союза традиционно начинается с рассмотрения основ институционного права. Сначала необходимо понять, как устроен Союз и его органы, какова их компетенция. Институционное право образует тот базис, на основе которого можно далее изучать отдельные направления и сферы регулирования права Союза, т.е. его «материальное право».
Соответственно институционное право рассматривается в Общей части, а материальное- в Особенной.
Структурный подход Организация Европейский Союз, как уже говорилось, имеет сложную, уникальную структуру. Структура организации Европейский Союз накладывает отпечаток и на систему его права. Здесь, прежде всего, следует упомянуть такой парадоксальный факт: Европейский Союз от своего имени не издает правовых актов.
В соответствии со структурой организации Европейский Союз в системе права Союза выделяются шесть отдельных компонентов (частей).
Коммунитарное право (право Европейских сообществ) — самая старая и наиболее развитая часть права Союза, которая начала формироваться еще в 50-е гг. XX в. Поскольку Сообществ было три, данная часть, в свою очередь, подразделяется на три элемента: право Европейского сообщества, право Евратома, право ЕОУС. Понятно,что самой широкой по объему и самой интересной из них является первая.
Нормативные и иные акты, принимаемые в рамках коммунитарного права, издавались как акты конкретного Сообщества, а не Европейского Союза в целом.
Право ЕОУС содержится в нормативных актах и других источниках, изданных на основании Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали до утраты им силы (до 23 июля 2002 г. включительно). Эти документы продолжают действовать поныне в части, не противоречащей более позднему законодательству ЕС.
Правовые нормы, принятые в рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, кратко — право ОВПБ. ОВПВ не имеет своего собственного учредительного договора, и источником первичного права здесь является разд. V Договора о Европейском Союзе «Положения об общей внешней политике и политике безопасности». Правовые акты и другие документы, относящиеся к праву ОВПБ, также всегда содержат указание на свою системную принадлежность.
Правовые нормы, принятые в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, кратко — право СПСО. Источником первичного права здесь служит разд. VI Договора о Европейском Союзе, но правовые акты, опять же, издаются не от имени организации в целом.
Право Европейского Союза, как и сама организация, в которой оно создано и применяется, должно обладать внутренним единством.
В этой связи наряду с нормами отдельных опор в системе права Союза существуют правила, закрепляющие основы правового положении Европейского Союза в целом. Сюда относятся, прежде всего, цели и принципы деятельности Европейского Союза, нормы, закрепля ющие единый порядок пересмотра учредительных документов Союзи, вступления в него новых государств-членов и некоторые другие. Этих норм немного. Они содержатся в первом разделе Договора о Европей ском Союзе «Общие положения», а также в двух последних разделах документа и распространяют свое действие на все три структурных компонента данной организации.
Самостоятельное и возрастающее значение в системе права Союза приобретают нормы, закрепляющие основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе. Их главным источником выступают часть вторая «Гражданство Союза» (включенная, правда, в ДЕС), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Союз произвел рецепцию этого документа в свою правовую систему) и новая Хартия Европейского Союза об основных правах, принятая 7 декабря 2000 г.
Еще одной своеобразной частью права Европейского Союза выступает право Шенгенских соглашений, или шенгенское право. Главная особенность его в том, что оно сформировалось и развивалось сначала отдельно от права Европейского Союза. Лишь с 1 мая 1999 г. Европейский Союз включил шенгенское право в свою правовую систему в качестве особого компонента. Источники шенгенского права, включая Шенгенское соглашение 1985 г. и Шенгенскую конвенцию 1990 г., по юридической силе уступают всем остальным источникам права Союза, носят даже не вторичный, а «третичный» характер.
Из охарактеризованных выше шести основных частей в системе права Европейского Союза, построенной по структурному признаку, наиболее обширной по объему и развитой по содержанию частью является коммунитарное право. Именно здесь сосредоточены подавляющая часть всех норм наднациональной правовой системы, в том числе нормы, закладывающие статус институтов Союза, правила функционирования общего рынка и единой валюты ЕС —евро.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.