81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
Чтобы права и свободы личности были реальными, соблюдались на деле, необходимо не только провозгласить их, но и обеспечить действенными гарантиями, т.е. средствами защиты права от нарушений либо, если право уже нарушено, его восстановления или возмещения причиненного ущерба.
В Европейском Союзе, как и на уровне отдельных государств, система гарантий прав и свобод включает в себя три основных элемента:
во-первых, институциональные гарантии, связанные с функционированием органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав (п. 1);
во-вторых, процессуальные гарантии, которые реализуются при осуществлении правосудия, прежде всего, в рамках уголовного процесса (п. 2);
в-третьих, материальные гарантии в виде права лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных по причине нарушения его прав (п. 3).
Вышеперечисленные гарантии являются общими, т.е. распространяются, как правило, на любые права и свободы, в том числе не имеющие статуса «основных». 1. Институциональные гарантии
Органом, играющим ключевую роль в защите прав и свобод человека, в том числе прав, установленных Европейским Союзом, выступает суд. Наряду с органами «третьей власти» важный вклад в защиту прав на уровне Союза вносят также другие органы и должностные лица: Омбудсман, Европейская комиссия, дипломатические и консульские представительства и др.
А. Судебная защита
Обращение в суд — гарантия и одновременно субъективное право каждого человека, которое в Хартии Европейского Союза (ст. 47) и Европейской конвенции 1950 г. (ст. 13) признано в качестве основного («право на эффективные средства правовой защиты и на обращение в беспристрастный суд»): «Каждое лицо, права и свободы которого, гарантированные правом Союза, были нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты в суде...» (абз. 1 ст. 47).
В рамках Европейского Союза защиту гарантированных им прав личности осуществляют три системы судов: национальные (суды государств-членов), суды Европейского Союза (Суд ЕС, Трибу нал первой инстанции и специализированные трибуналы), а также- Европейский суд по правам человека, входящий в организационный механизм Совета Европы.
Подведомственность дел между ними распределяется в зависимости от того, кто нарушил субъективное право человека и гражданина.
Если нарушитель — другое физическое или юридическое лицо либо государство-член, то надлежит обращаться в национальный суд, который при необходимости может, а суд высшей инстанции — обязан направить запрос в Суд ЕС. Если нарушитель — Европейский Союз или его органы, иски, как правило, направляются в Трибунал первой инстанции с правом на кассационное обжалование в этот Суд.
Если физическое или юридическое лицо считает себя «жертвой нарушения» основных прав, закрепленных в Конвенции Совета Европы 1950 г., то процедура обжалования также имеет два варианта:
индивид, считающий себя «жертвой нарушения» со стороны государств, должен обращаться сначала в национальные суды с правом на последующее обжалование в Европейский суд по правам человека в Страсбурге;
индивид, считающий себя «жертвой нарушения» со стороны наднациональных институтов ЕС, вправе сразу обращаться в суды Европейского Союза с соответствующими исками.
В. Внесудебные механизмы защиты
В организационном механизме Европейского Союза, как и многих демократических государств, защита субъективных прав личности осуществляется также посредством обращения в независимые наднациональные контрольные органы.
Наиболее важную роль среди них играет Европейский омбудсман (Омбудсман Европейского Союза), которому подведомственны дела о нарушении порядка управления в деятельности институтов и органов ЕС.
Обращение с жалобой к Омбудсману признано в качестве одного из основополагающих прав граждан Союза (ст. 43 Хартии Европейского Союза, ст. 21 и 195 ДЕС). Наряду с гражданами аналогичными правами наделены другие физические и юридические лица, имеющие место жительства (место нахождения) на территории Европейского Союза.
В отличие от судов Омбудсман не уполномочен отменять незаконные акты и устанавливать размер денежной компенсации потерпевшему. Фактическая сила его решений базируется на авторитете Омбудсман, который достаточно высок, а также на компетенции Европарлатснта, которому Омбудсман направляет отчет о каждом проведенном расследовании.
Практики показывает, что подавляющее большинство жалоб, направляем! 1,х Омбудсману Европейского Союза, на самом деле направлены почтив органов и должностных лиц государств-членов. Такие жалобы Омоудсману не подведомственны и должны рассматриваться национальными омбудсманами или эквивалентными органами отдельных стран ЕС.
2. Процессуальные гарантии
Процессуальные гарантии реализуются, прежде всего, прн рассмотрении дел в судах, особенно в рамках уголовного процесса, результатом которого может служить лишение или ограничение самы-; фундаментальных прав личности.
В Хартии Европейского Союза об основных правах сиг т ема процессуальных гарантий закреплена в отдельной главе (гл. VI «IIравосудие»), во многом копирующей нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В качестве общей гарантии, закрепленной в первой статьей этой главы (§ 1 ст. 47 Хартии), служит обращение в беспристрастный суд за защитой любых прав и свобод, установленных в юридических нормах Европейского Союза. С учетом подрс-тмственно- стидела это может быть национальный суд, суды Европейского Союза или Европейский суд по правам человека (см. выше).
зо*
Другие процессуальные гарантии закреплены в виде специальных прав п принципов, некоторые из которых распространяются исключительно на сферу разбирательства уголовных дел. Так, каждое лицо имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, который предварите и по учрежден законом (абз. 2 ст. 47 Хартии, § 1 ст. 6 Конвенци и)
Ограничение принципа гласности судебного разбирательства допускается по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности, в интересах несовершеннолетних или защиты частной жизни сторон, а также если сам суд примет решение, что с учетом особых обстоятельств «гласность нарушала бы интересы правосудии.. (§ 1 ст. б Конвенции).
Право ни юридическую помощь реализуется посредством адвоката, защитника пли представителя (абз. 2 ст. 47 Хартии). Юридическая помощь может предоставляться безвозмездно лицам, «которые не располагают достаточными средствами», если это необходимо в интересах «эффективного доступа к правосудию» (абз. 3 ст. 47 Хартии).
Дпя подозреваемых, обвиняемых и подсудимых по делам о совершении уголовных преступлений, предусмотрены следующие гарантии: презумпция невиновности (§ 1 ст. 48 Хартии, § 2 ст. 6 Конвенции); право па защиту, в том числе: на незамедлительное и подробное уведомление о характере и основаниях предъявляемого обвинения; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; защищать себя лично или через избранного обвиняемым защитника; право на допрос свидетелей обвинения, на вызов и допрос свидетелей защиты; право пользоваться при необходимости бесплатной помощью переводчика (§ 2 ст. 48 Хартии, § 3 ст. 6 Конвенции);принципы законности и пропорциональности преступлений и наказаний, означающие, во-первых, запрет обратной силы закона, устанавливиющего или отягчающего ответственность и, напротив, придание обратной силы актам, которые ее понижают (§ 1 ст. 49 Хартии, ст. 7 Конвенции); во-вторых, требование соразмерности наказания характеру и тяжести совершенного преступления (§ 3 ст. 49 Харт ни);
принцип поп Ыз т 1йет, означающий недопустимость повторного привлечении к уголовной ответственности за преступление, в отношении которт о лицо уже было осуждено или оправдано в государствах — членах Европейского Союза (ст. 50 Хартии, § 1 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции). Отступления от этого принципа разрешаются тольков случае пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам или если были «допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела» (§ 2 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции);
запрет лишения свободы за долги, означающий недопустимость лишения свободы по причине невыполнения лицом любт о контрактного обязательства (ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции):
право на апелляцию по уголовным делам, дающее возможность каждому осужденному обращаться в вышестоящие судгПччо инстанции с целью пересмотра приговора или наказания (ст. 2 Протокола № 7 к Конвенции).
3. Материальные гарантии
Одним из главных средств защиты нарушенных прав человека, известных еще со времен Древнего Рима, является компенсация ущерба и других убытков (в том числе упущенной выгоды), причиненных ему другими лицами.
Имущественная ответственность физических и юридических лиц частного права в рамках Европейского Союза, как правило, регулируется законодательством государств-членов (в том чисд» законами, изданными во исполнение директив ЕС). В учредительные договорах закреплены основания имущественной ответственности зп нарушение субъективных прав, гарантированных Сообществом, действиями или бездействием субъектов публичной власти.
Имущественная ответственность ЕС предусмотрено непосредственно его учредительным договором. В соответствии со ст. 288 (абз. 2) оно обязано возместить индивидам любой ущерб, причиненный его институтами или служащими при исполнении ими своих обязанностей. Соответствующие иски подведомстг"'нны судам Европейского Союза, которые обладают широкими возможностями в определении размера компенсации, руководствуясь общими принципами права.
Имущественная ответственность государств члеиоп за нарушение субъективных прав, установленных нормами ЕС. была введена Судом ЕС
Государство будет ответственно не только если лицо пострадало в результате действий его органов и должностных лиц. Аналогичная ответственность может наступить и в том случае, если властями страны не ооеспечено точное и полное соблюдение изданных Сообществом предписаний, например, если парламент государства-члена не инкорпорировал в национальное законодательство нормы директивы ЕС, наделяющие людей дополнительными правами.
Иски к государствам-членам рассматривают национальные суды, которые обшаны руководствоваться прецедентами Суда Европейских сообществ, .у применительно к размерам компенсации — законодательством сноей страны. Еще дни специальных основания имущественной ответственности государств предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод: компенсация жертвам незаконного ареста или задержания (§ 5 ст. 5) и компенсация судебной ошибки лицам, осужденным за совершение преступления.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.