16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
Парижский договор 1951 г. и создание Европейского объединения нения угля и стали
Реализация первого пункта «повестки дня», содержащейся в плане Шумана, заняла около двух лет. Вскоре после оглашения знаменитой декларации от 9 мая 1950 г. началась межправительственная конференция по выработке текста соглашения, а 18 апреля 1951 г. по ее итогам и Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (неофициальное название — Парижский договор). Документ вступил в силу после ратификации всеми участниками 23 июля 1952 г.
Сторонами Договора о ЕОУС и, соответственно, государствами — членами новой организации, выступили 6 стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. К участию в ЕОУС активно приглашалась и Великобритания, однако правительство этой страны в тот момент еще не было готово решиться на такой шаг (по причине нежелания поступаться суверенитетом).
Кик и предполагалось в плане Шумана, Договор о ЕОУС охватывал все три важнейшие сферы общественной жизни, которые отныне становились также сферами интеграционного процесса.
В экономической сфере предусматривалось слияние национальных хозяйств в общий рынок, который с учетом предмета Договора о ЕОУС должен был распространяться только на угледобычу и сталелитейное производство, т.е. выступал как общий рынок угля и стали.
Договор о ЕОУС не только провозглашал создание общего рынка и устанавливал его гарантии (например, запрет таможенных пошлин и количественных ограничений на движение товаров). Правовой режим общего рынка одновременно включал в себя также единообразное регулирование ключевых аспектов экономической деятельности: инвестиций и финансовой помощи предприятиям (гл. III Договора о ЕОУС), производства (гл. IV), ценовой политики (гл. V), охрану конкуренции (гл. VI и VII) и др.
Общий рынок ЕОУС, таким образом, учреждался как регулируемый рынок, что вполне соответствовало взглядам Ж. Монне, который был активным сторонником планирования экономической деятельности (разумеется, не в смысле жесткого директивного плана, принятого в СССР).
Закономерен вопрос: почему общий рынок был создан в первую очередь именно в рамках двух указанных отраслей? Тому было две главных причины. Первая связана с тем, что такая стратегия в полной мере соответствовала духу коммунитарного метода, а именно принципу постепенности интеграции. Общий рынок — это весьма серьезный эксперимент, который может иметь и негативные последствия.
Поэтому данную форму интеграции сочли разумным испытать сначала на отдельных секторах хозяйства, а затем (в случае успеха) уже переходить ко всей экономике. В качестве конкретных сфер были избраны уголь и сталь, так как в то время данные отрасли являлись одними из ключевых в экономике всех развитых стран, имели действительно основополагающее значение для хозяйства.
Другая причина связана с особенностями политической ситуации в Западной Европе, сложившейся к концу 1940-х гг., а именно с так называемой германской проблемой.
После 1945 г. две немецкие земли — Рур и Саар — были отторгнуты от остальных частей бывшей Германской империи и фактически находились под управлением Франции. Однако с момента восстановления в 1949 г. в рамках западной части Германии единого государства — ФРГ — последнее начало активно требовать вернуть ему эти территории, Западную Германию в ее притязаниях поддерживали Великобритания и США, которые считали необходимым укрепить ФРГ как форпост против ожидаемой «агрессии с Востока».
Что касается Франции, го она была категорически против изменения статуса. Рур и Саар являлись сосредоточением угольной и сталелитейной промышленности Германии, а значит, считали французские политические деятели, возврат этих земель под суверенитет ФРГ может послужить основой для возрождения германской военной мощи. Однако по мере усиления «холодной войны» подобная неуступчивость Франции вызывала все большее недовольство в Вашингтоне и других западных столицах.
Действенным и весьма эффектным выходом из этой коллизии как раз и стал план Шумана. С одной стороны, спорные территории возвращаются ФРГ. С другой стороны, все производство угля и стали, центр которого находился именно в Руре и Сааре, переходит в руки наднационального органа, независимого от немецкого, французского и других правительств и действующего в общих интересах.
Тем самым с помощью ЕОУС и создания общего рынка угля и стали Германия и Франция, пойдя на уступки суверенитета, смогли каждая по-своему достичь своих целей: первая — вернуть территории, вторая - обезопасить себя от военной угрозы. Именно в рамках ЕОУС м г го общего рынка были созданы условия для примирения этих двух ведущих держав Западной Европы. «Ось» Франция — ФРГ, образованная именно в те годы, и по сей день остается направляющей силой западноевропейской интеграции.
В политической сфере Договор о ЕОУС предусматривал создание общих органов власти, для обозначения которых был избран термин «институты». Главным среди них стал Верховный орган, облеченный как правотворческими, так и административными полномочиями. В финансовой сфере Верховный орган был наделен правом устанавливать сборы, возлагаемые непосредственно на предприятия, а в отдельных случаях и полномочиями штрафовать их.
Члены Верховного органа (их было 9), хотя и назначались правительствами государств-членов, были полностью независимыми от них. «Члены Верховного органа осуществляют свои функции с полной независимостью, в общих интересах Объединения. При осуществлении своих обязанностей они не запрашивают и не получают никаких инструкций от какого-либо правительства или иной организации. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с наднациональным характером их функций» (ст. 9 договора о ЕОУС). Первым Председателем Верховного органа был назначен Ж. Монне.
Другим институтом стал Совет (полное наименование — Специальный совет министров). В отличие от Верховного органа, призванного выражать общие интересы, Совет был создан в качестве органа выражения интересов отдельных государств-членов. Он включал министров каждой из них (по одному от каждой страны) и наделялся весьма ограниченными полномочиями (в частности, согласия Совета требовали некоторые решения Верховного органа).
Довольно узкими, в основном консультативными правами располагал также представительный орган ЕОУС — Ассамблея, состоявшая сначала из делегатов национальных парламентов.
Органом судебной власти ЕОУС стал наднациональный Суд, в который получили право обращаться с исками не только государства- члены, но и непосредственно частные лица (предприятия и их объединения) .
Надгосударственный институционный механизм, созданный Парижским договором 1951 г., продолжает действовать и поныне, но уже в качестве механизма политической власти всего Европейского Союза.
Каждый из указанных выше органов явился прообразом институтов других Сообществ, а теперь — Союза в целом: Верховный орган — Европейской комиссии, Совет— Совета Европейского Союза, Ассамблея — Европейского парламента и Суд — Суда Европейских сообществ.
Образование ЕОУС положило основу интеграционным процессам и в юридической сфере, в сфере права.
Именно с Парижского договора начала формироваться новая правовая система — право Европейского Союза, первым источником которой стал Договор о ЕОУС. В отличие от других международных договоров, Договор о ЕОУС учредил новые органы политической власти (прежде всего, Верховный орган), которые были уполномочены в целях регулирования общественных отношений, подобно органам государственной власти, издавать нормативные и индивидуальные акты, обязательные не только для стран-участниц, но и для частных лиц (ст. 14).
С ЕОУС берет начало и другая важная составляющая права Союза— прецедентное право, источником которой послужили решения Суда Объединения (некоторые прецеденты, сформулированные в ту пору, действуют и поныне).
Наделение ЕОУС правосубъектностью, в том числе международной (ст. б), послужило основой для появления еще одной группы источников — международных договоров Объединения, которые ЕОУС заключало от имени всех своих стран с другими государствами и международными организациями.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.