49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
Основные полномочия Европейского Союза в рамках СПСО и акты, издаваемые в этой области, перечислены в ст. 34 учредительного договора (§ 2). А. Принятие общих позиций. Как и в рамках общей внешней политики и политики безопасности, Европейский Союз уполномочен «издавать общие позиции, определяющие подход Союза к определенному вопросу».Посредством принятия общих позиций в рамках СПСО Европейский Союз определяет свои мероприятия по вопросам борьбы с преступностью, которые имеют общеевропейский или глобальный характер. Примером такого рода актов является общая позиция «О борьбе с терроризмом», которая была издана 27декабря 2001 г. одновременно в рамках ОВПБ и СПСО. Данный акт, в частности, обязал государства— члены Европейского Союза как можно скорее присоединиться к конвенциям ООН, направленным на противодействие терроризму.От имени Европейского Союза полномочия по изданию общих позиций осуществляет Совет. Б. Разработка конвенций между государствами-членами
Другое полномочие, сохраненное из первоначальной («маастрихтской») редакции Договора о Европейском Союзе, состоит в подготовке гскстов конвенций, рекомендуемых государствам-членам для подписания и ратификации (последний пример— Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза»).
Текст Конвенции разрабатывается Советом, однако (в отличие от нормативных актов) для вступления в силу любая конвенция в качестве международного договора нуждается в дополнительном согласии государств-членов «в соответствии со своими конституционными правилами».
Сначала требовалось, чтобы конвенция была ратифицирована всеми государствами-членами. Это требование, как показала практика, было сложно выполнить. Поэтому Амстердамский договор ослабил его. II настоящее время достаточно ратификации конвенции половиной стран-участпиц (т.е. 14 в настоящее время). Соответственно текст конвенции приобретает юридически обязательный характер лишь пи территории стран, которые ее ратифицировали.
В. Законодательные и распорядительные полномочия Наиболее существенное изменение правового режима СПСО связано с наделением Европейского Союза полномочиями издавать нормативные, а также индивидуальные акты в сфере борьбы с преступностью. Эти полномочия реализуются Советом в двух формах: рамочное решение и решение. Первый документ сходен с директивой ЕС, т.е. выступает в качестве «основ законодательства» по определенному вопросу, отнесенному к предмету третьей опоры.Решения Союза в рамках третьей опоры также являются юридически обязательным актом, они издаются для достижения «любой другой цели, соответствующей целям настоящего раздела (Положения о СПСО), кроме цели сближения законодательных и регламентарных положений государств-членов». Г.Юрисдикционные полномочия В настоящее время правовые конфликты, возникающие в сфере третьей опоры, включены в юрисдикцию Суда Европейских сообществ.
Д. Координация и содействие деятельности правоохранительных служб государств-членов
В настоящее время, когда преступность внутри Европейского Союза во многом приобрела «транснациональный» характер, борьба с ней нуждается в координации из единого центра. С этой целью в рамках организационного механизма Европейского Союза созданы два специальных учреждения:
Европейское полицейское ведомство (Европол) — координирует работу полицейских служб государств-членов и оказывает ей содействие, в частности, по вопросам информационного обмена. Статус Еврогтола подробно будет рассмотрен в следующей главе учебника (см. § 8 гл. IV);
Евроюст — было предусмотрено Ниццким договором 2001 г. и учреждено специальным решением Совета (решение Совета «О создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью» от 28 февраля 2002 г.). В состав Евроюст входят по одному представителю («национальному члену») от каждого
ш ударства-члена. Этот представитель должен иметь в своей стране ранг прокурора, судьи или офицера полиции с эквивалентными прерогативами.
Действуя в индивидуальном качестве или совместно друг с другом (н рамках «коллегии» Евроюст), члены данного органа осуществляют координацию следственных мероприятий в отношении преступлений, (мтрагивающих два и более государств-членов. Они также вправе обращаться с запросом к компетентным органам государств-членов н проведении расследования или возбуждении уголовного преследо- млния. В случае, если подобный запрос направлен коллегией Евроюст, III любой отказ государства-члена от его выполнения должен быть Подлежащим образом обоснован.
50. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО): предмет и основные направления. Подобно рассмотренной выше общей внешней политике и политике безопасности, сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) выступает, с одной стороны, в качестве сферы деятельности Европейского Союза в целом, с другой — как самостоятельный компонент в структуре этой организации, третья опора. Название данной опоры является не вполне точным, так как речь идет не просто о сотрудничестве правоохранительных органов государств-членов, а именно о формировании и развитии политики Союза в сфере борьбы с преступностью — политики, осуществляемой как и в рамках других опор, единой системой институтов Европейского Союза. В этой связи более адекватным нIIнменованием, по аналогии с ОВПБ, являлось бы «общая полити в уголовно-правовой сфере», или, проще, «уголовная политика Европейского Союза». Источником компетенции Европейского Союза в рамках СПСО | лужит самостоятельный раздел его учредительного договора: разд. VI «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно- правовой сфере». Содержание этого раздела было полностью пере- смотрено Амстердамским договором 1997 г., с которым связано также переименование третьей опоры (прежнее название — сотрудничество и области правосудия и внутренних дел). Ряд изменений в правовой режим СПСО внес также Ниццкий договор 2001 г. Правовые акты, издаваемые на основе разд. VI Договора о Европейском Союзе, принимаются в качестве актов третьей опоры, что указывается в их официальном наименовании (аббревиатура 11ПД — «правосудие и внутренние дела» на официальных языках Союза—см. § 6 гл. II).
2. Предмет уголовной политики Европейского Союза
Предмет третьей опоры Союза образуют вопросы борьбы с преступностью, включая деятельность по предотвращению, расследованию, при- илечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. Вполне естественно, что главным объектом совместных усилий выступает борьба с «транснациональной» преступностью, которая получила дополнительный импульс в связи с открытием границ п отменой барьеров на перемещение людей в рамках общего рынка 1СС, а затем Шенгенского пространства.
В качестве приоритетной задачи СПСО (ст. 29 Договора о Европейском Союзе) указана борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые представляют значительную угрозу для всех государств — членов Союза, такими как: терроризм; торговля людьми; преступления против детей; торговля наркотиками; торговля оружием; коррупция; мошенничество.
Применительно к терроризму и наркоторговле, а равно организо ванной преступности, Договор о Европейском Союзе (п. «е» ст. 31) специально предусматривает установление на уровне Союза мини мальных стандартов, определяющих признаки составов соответству ющих преступлений и наказаний за них.
Комплекс усилий, предпринимаемых в Союзе национальными и наднациональными органами, должен привести к достижению новой цели, поставленной Амстердамским договором: «обеспечить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства сво боды, безопасности и правосудия» (ст. 29 Договора о Европейском Союзе). Указанная цель определяет приоритеты деятельности всех трех опор Союза, но центр усилий по ее воплощению в жизнь лежит именно в рамках СПСО как «правоохранительной опоре» данной организации.
3. Основные направления уголовной политики Европейского Союза и уголовно-правового сотрудничества государств-членов
Основные направления деятельности Союза и его государств-членов в рамках третьей опоры вытекают из ее названия: во-первых, полицейское сотрудничество (ст. 30), во-вторых, сотрудничество органов уголовной юстиции (ст. 31).
А. Полицейское сотрудничество
Согласно ст. 30 Договора о Европейском Союзе «совместная деятельность в области полицейского сотрудничества» подразделяется на четыре составляющих, но может охватывать и другие сферы (приведенный ниже перечень не является исчерпывающим):
а) оперативно-розыскная деятельность — «оперативное сотрудничество» полицейских, таможенных органов и других «специальных карательных служб» государств-членов в сфере предотвращения, обнаружения и расследования уголовных престу пленим;
б) информационная деятельность— «сбор, хранение, обработка и анализ и обмен соответствующей информацией», прежде всего, через Европол (см. § 8 гл. IV);
в) подготовка кадров и криминалистическое обеспечение — «сотрудничество и совместные инициативы в сфере обучения, обмена офицерами по взаимной связи, использования оборудования и криминалистических исследований»;
г) совершенствование криминалистических методов расследо- НII к ий преступлений — «совместная оценка специальных методов расследования в области раскрытия серьезных форм организованной преступности».
Сотрудничество в сфере уголовной юстиции
И соответствии со ст. 31 Договора о Европейском Союзе «совместная дснтельность в рамках судебного сотрудничества по уголовным делам» охватывает, преимущественно, пять сфер (приведенный ниже перечень также не является исчерпывающим):
а) расследование уголовных дел и исполнение наказаний — «облегчение и активизация сотрудничества между компетентными мини- I н ретвами, судебными или аналогичными компетентными органами государств-членов в том, что касается процедуры и исполнения решений». Согласно Ниццкому договору для реализации соответствующих мероприятий создано специальное учреждение— Евроюст (см. ниже);
б) выдача (экстрадиция) преступников — «облегчение экстрадиции между государствами-членами»;
в) гармонизация норм процессуального права, в том числе уголовного процесса — «обеспечение ...взаимного соответствия правил, применяемых в государствах-членах»;
г) разграничение подведомственности уголовных дел между государствами-членами — «предотвращение конфликтов в сфере компетенции между государствами-членами»;
д) гармонизация уголовного права государств-членов в сфере ор- гпнизованной преступности, терроризма и торговли наркотиками.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.