logo
Екзамен ЄС

49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.

Основные полномочия Европейского Союза в рамках СПСО и акты, издаваемые в этой области, перечислены в ст. 34 учредительного договора (§ 2). А. Принятие общих позиций. Как и в рамках общей внешней политики и политики безопасности, Европейский Союз уполномочен «издавать общие позиции, опреде­ляющие подход Союза к определенному вопросу».Посредством принятия общих позиций в рамках СПСО Европейский Союз определяет свои мероприятия по вопросам борьбы с преступно­стью, которые имеют общеевропейский или глобальный характер. При­мером такого рода актов является общая позиция «О борьбе с террориз­мом», которая была издана 27декабря 2001 г. одновременно в рамках ОВПБ и СПСО. Данный акт, в частности, обязал государства— члены Европейского Союза как можно скорее присоединиться к конвенциям ООН, направленным на противодействие терроризму.От имени Европейского Союза полномочия по изданию общих позиций осуществляет Совет. Б. Разработка конвенций между государствами-членами

Другое полномочие, сохраненное из первоначальной («маастрихт­ской») редакции Договора о Европейском Союзе, состоит в подготовке гскстов конвенций, рекомендуемых государствам-членам для под­писания и ратификации (последний пример— Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза»).

Текст Конвенции разрабатывается Советом, однако (в отличие от нормативных актов) для вступления в силу любая конвенция в каче­стве международного договора нуждается в дополнительном согласии государств-членов «в соответствии со своими конституционными правилами».

Сначала требовалось, чтобы конвенция была ратифицирована все­ми государствами-членами. Это требование, как показала практика, было сложно выполнить. Поэтому Амстердамский договор ослабил его. II настоящее время достаточно ратификации конвенции половиной стран-участпиц (т.е. 14 в настоящее время). Соответственно текст конвенции приобретает юридически обязательный характер лишь пи территории стран, которые ее ратифицировали.

В. Законодательные и распорядительные полномочия Наиболее существенное изменение правового режима СПСО связано с наделением Европейского Союза полномочиями издавать норма­тивные, а также индивидуальные акты в сфере борьбы с преступно­стью. Эти полномочия реализуются Советом в двух формах: рамочное решение и решение. Первый документ сходен с директивой ЕС, т.е. выступает в качестве «основ законодательства» по определенному вопросу, отнесенному к предмету третьей опоры.Решения Союза в рамках третьей опоры также являются юриди­чески обязательным актом, они издаются для достижения «любой другой цели, соответствующей целям настоящего раздела (Положения о СПСО), кроме цели сближения законодательных и регламентарных положений государств-членов». Г.Юрисдикционные полномочия В настоящее время правовые конфликты, возникающие в сфере тре­тьей опоры, включены в юрисдикцию Суда Европейских сообществ.

Д. Координация и содействие деятельности правоохранительных служб государств-членов

В настоящее время, когда преступность внутри Европейского Союза во многом приобрела «транснациональный» характер, борьба с ней нуждается в координации из единого центра. С этой целью в рамках организационного механизма Европейского Союза созданы два спе­циальных учреждения:

Европейское полицейское ведомство (Европол) — координирует работу полицейских служб государств-членов и оказывает ей содей­ствие, в частности, по вопросам информационного обмена. Статус Еврогтола подробно будет рассмотрен в следующей главе учебника (см. § 8 гл. IV);

Евроюст — было предусмотрено Ниццким договором 2001 г. и учреждено специальным решением Совета (решение Совета «О создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью» от 28 февраля 2002 г.). В состав Евроюст входят по одному представителю («национальному члену») от каждого

  1. ш ударства-члена. Этот представитель должен иметь в своей стра­не ранг прокурора, судьи или офицера полиции с эквивалентными прерогативами.

Действуя в индивидуальном качестве или совместно друг с другом (н рамках «коллегии» Евроюст), члены данного органа осуществляют координацию следственных мероприятий в отношении преступлений, (мтрагивающих два и более государств-членов. Они также вправе обращаться с запросом к компетентным органам государств-членов н проведении расследования или возбуждении уголовного преследо- млния. В случае, если подобный запрос направлен коллегией Евроюст, III любой отказ государства-члена от его выполнения должен быть Подлежащим образом обоснован.

50. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО): предмет и основные направления. Подобно рассмотренной выше общей внешней политике и поли­тике безопасности, сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) выступает, с одной стороны, в ка­честве сферы деятельности Европейского Союза в целом, с другой — как самостоятельный компонент в структуре этой организации, третья опора. Название данной опоры является не вполне точным, так как речь идет не просто о сотрудничестве правоохранительных органов государств-членов, а именно о формировании и развитии политики Союза в сфере борьбы с преступностью — политики, осуществляемой как и в рамках других опор, единой системой институтов Европейского Союза. В этой связи более адекватным нIIнменованием, по аналогии с ОВПБ, являлось бы «общая полити в уголовно-правовой сфере», или, проще, «уголовная политика Европейского Союза». Источником компетенции Европейского Союза в рамках СПСО | лужит самостоятельный раздел его учредительного договора: разд. VI «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно- правовой сфере». Содержание этого раздела было полностью пере- смотрено Амстердамским договором 1997 г., с которым связано также переименование третьей опоры (прежнее название — сотрудничество и области правосудия и внутренних дел). Ряд изменений в правовой режим СПСО внес также Ниццкий договор 2001 г. Правовые акты, издаваемые на основе разд. VI Договора о Ев­ропейском Союзе, принимаются в качестве актов третьей опоры, что указывается в их официальном наименовании (аббревиатура 11ПД — «правосудие и внутренние дела» на официальных языках Союза—см. § 6 гл. II).

2. Предмет уголовной политики Европейского Союза

Предмет третьей опоры Союза образуют вопросы борьбы с преступно­стью, включая деятельность по предотвращению, расследованию, при- илечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. Вполне естественно, что главным объектом совместных усилий выступает борьба с «транснациональной» преступностью, ко­торая получила дополнительный импульс в связи с открытием границ п отменой барьеров на перемещение людей в рамках общего рынка 1СС, а затем Шенгенского пространства.

В качестве приоритетной задачи СПСО (ст. 29 Договора о Ев­ропейском Союзе) указана борьба с тяжкими и особо тяжкими пре­ступлениями, которые представляют значительную угрозу для всех государств — членов Союза, такими как: терроризм; торговля людьми; преступления против детей; торговля наркотиками; торговля оружием; коррупция; мошенничество.

Применительно к терроризму и наркоторговле, а равно организо ванной преступности, Договор о Европейском Союзе (п. «е» ст. 31) специально предусматривает установление на уровне Союза мини мальных стандартов, определяющих признаки составов соответству ющих преступлений и наказаний за них.

Комплекс усилий, предпринимаемых в Союзе национальными и наднациональными органами, должен привести к достижению новой цели, поставленной Амстердамским договором: «обеспечить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства сво боды, безопасности и правосудия» (ст. 29 Договора о Европейском Союзе). Указанная цель определяет приоритеты деятельности всех трех опор Союза, но центр усилий по ее воплощению в жизнь лежит именно в рамках СПСО как «правоохранительной опоре» данной организации.

3. Основные направления уголовной политики Европейского Союза и уголовно-правового сотрудничества государств-членов

Основные направления деятельности Союза и его государств-членов в рамках третьей опоры вытекают из ее названия: во-первых, поли­цейское сотрудничество (ст. 30), во-вторых, сотрудничество органов уголовной юстиции (ст. 31).

А. Полицейское сотрудничество

Согласно ст. 30 Договора о Европейском Союзе «совместная деятель­ность в области полицейского сотрудничества» подразделяется на четыре составляющих, но может охватывать и другие сферы (при­веденный ниже перечень не является исчерпывающим):

а) оперативно-розыскная деятельность — «оперативное сотруд­ничество» полицейских, таможенных органов и других «специальных карательных служб» государств-членов в сфере предотвращения, обнаружения и расследования уголовных престу пленим;

б) информационная деятельность— «сбор, хранение, обработка и анализ и обмен соответствующей информацией», прежде всего, через Европол (см. § 8 гл. IV);

в) подготовка кадров и криминалистическое обеспечение — «со­трудничество и совместные инициативы в сфере обучения, обмена офицерами по взаимной связи, использования оборудования и кри­миналистических исследований»;

г) совершенствование криминалистических методов расследо- НII к ий преступлений — «совместная оценка специальных методов расследования в области раскрытия серьезных форм организованной преступности».

Сотрудничество в сфере уголовной юстиции

И соответствии со ст. 31 Договора о Европейском Союзе «совместная дснтельность в рамках судебного сотрудничества по уголовным де­лам» охватывает, преимущественно, пять сфер (приведенный ниже перечень также не является исчерпывающим):

а) расследование уголовных дел и исполнение наказаний — «об­легчение и активизация сотрудничества между компетентными мини- I н ретвами, судебными или аналогичными компетентными органами государств-членов в том, что касается процедуры и исполнения решений». Согласно Ниццкому договору для реализации соответствующих меро­приятий создано специальное учреждение— Евроюст (см. ниже);

б) выдача (экстрадиция) преступников — «облегчение экстра­диции между государствами-членами»;

в) гармонизация норм процессуального права, в том числе уго­ловного процесса — «обеспечение ...взаимного соответствия правил, применяемых в государствах-членах»;

г) разграничение подведомственности уголовных дел между государствами-членами — «предотвращение конфликтов в сфере компетенции между государствами-членами»;

д) гармонизация уголовного права государств-членов в сфере ор- гпнизованной преступности, терроризма и торговли наркотиками.