logo
Екзамен ЄС

55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.

В силу специфики своего состава и характера деятельности Совет — орган, работающий на непостоянной основе. Министры как члены Со­вета приезжают на его заседания в Брюссель или Люксембург, а затем возвращаются в свои страны к своему основному месту работы.

Форма работы Совета — сессионная. Совет созывает на сессии засдседатель, как правило, по собственной инициативе. Однако он может сделать это также по требованию Европейской комиссии.

Фиксированная периодичность для проведения сессий Совета не установлена. В то же время Председатель заранее (не позднее семи месяцев до вступления в должность) должен в предварительном порядке наметить «дни, в которые он планирует провести сессии Совета целью выполнения законодательной работы Совета или принятия оперативных решений» (ст. 1 ВР). В среднем в течение года проходит примерно 100 сессий Совета, причем разные его «формации» могут заседать в одно и то же время.

Сессия Совета включает одно или несколько заседаний и заверша­ется, как правило, в течение дня (с учетом того, что большинство во­просов повестки дня относятся к части А, т.е. не требуют обсуждения, п от срок вполне достаточен). В заседаниях от каждого правительства участвует национальная делегация в составе компетентного министра (член Совета) и сопровождающих его лиц.

С правом совещательного голоса в заседаниях Совета, как правило, принимают участие также представители Комиссии (как основного субъекта законодательной инициативы), а в некоторых случаях и Ев­ропейского центрального банка.

Кворум, т.е. минимальное количество присутствующих, при котором могут приниматься решения, составляет большинство членов Совета, и настоящее время — 14 из 27. На практике с кворумом в Совете обычно проблем не возникает, однако на случай отсутствия кого-либо из членов предусмотрена возможность делегирования права голоса другому члену Совета (ст. 206ДЕС). При этом одному члену Совета не могут быть деле­гированы голоса двух и более других министров (т.е. можно голосовать та себя и за одного из других членов Совета, но не больше).

Если вопрос носит неотложный характер, требует максимально быстрого принятия решения, то Совет вправе издавать необходимые акты без созыва на заседания (ст. 12 ВР). В подобных обстоятель­ствах используется письменная процедура и ее специфическая разно­видность — «процедура молчаливого одобрения». Последняя особенно часто применяется для принятия внешнеполитических решений (в рамках общей внешней политики и политики безопасности). В таком случае внешнеполитический акт (общая позиция, общая акция и др.) считается принятым, если в те­чение срока, установленного Председателем, никто из членов Совета не высказал своих возражений. Повестку дня в предварительном порядке формирует Председа­тель и вносит ее на утверждение Совета в начале каждой сессии. Как и при созыве Совета на сессию, Председатель должен включить в повесткудня вопросы, на обсуждении которых настаивает Комиссии или любой из членов Совета.

Несмотря на принцип гласности, провозглашенный в Договоре о Европейском Союзе, заседания Совета, как правило, носят закры­тый характер. Доступ на них разрешается только уполномоченным должностным лицам государств-членов и ЕС по предъявлении пропуска (ст. 5 ВР).

Всем заинтересованным лицам, в том числе иностранным, га­рантирован доступ к документации Совета, хотя здесь существуют некоторые ограничения вполне объективного характера (например, для актов по вопросам обороны). В этой связи принятый в 2001 г. спе циальный нормативный акт — регламент «О безопасности Совета» — установил общие критерии для отнесения конкретных сведений к категории закрытых для публики. Они подразделяются на четыре группы:

сверхсекретные — сведения, несанкционированное разглашение которых способно нанести «чрез­вычайно серьезный ущерб существенным интересам» Европейского Союза в целом или его государств-членов;

секретные — сведения, несанкционированное раз­глашение которых может «нанести серьезный ущерб» тем же инте­ресам;

конфиденциальные — информация и материалы, несанкционированное разглашение которых способно «нанести ущерб существенным интересам» Союза или государств-членов;

сведения ограниченного доступа, разглашение которых может «неблагоприятно сказаться на интересах» Европей­ского Союза или государств-членов.

Тексты большинства решений Совета, как было показано выше, согласовываются на уровне его вспомогательных органов: рабочих групп и специальных комитетов и/или Согерег. Однако встречаются ситуации, когда полного согласия достичь не удается, в том числе и в самом Совете.

В этой связи возникает вопрос о способах принятия решений и данном органе, а именно, сколько членов Совета должны поддержать документ, чтобы он считался принятым. Способ принятия решений и Совете имеет большое политическое значение, так как именно Со­нет утверждает нормативные акты, обязательные для всего Союза, для всех его государств и граждан. Могут ли отдельные страны вос­препятствовать принятию таких решений, наложить вето?

Первоначально для принятия почти всех нормативных актов и других юридически обязательных решений в Совете требовалось {единогпасие его членов (т.е. все должны быть «за»). На практике вместо принципа единогласия традиционно используется консенсус — про­цедура принятия решений без голосования при отсутствии заявленных возражений (т.е. никто не против).

Если имеется кворум (т.е. присутствуют минимум 14 из 27 членов Совета), то решение в данном случае считается принятым, когда ни один из присутствующих членов не высказал прямо своего отрица­тельного отношения к проекту. Как видно, консенсуальная процедура немало облегчает работу Совета, однако каждое государство-член сохраняет в данном случае право вето. В лице своего министра при необходимеети оно может заблокировать документ.

Право вето отсутствует, когда Совет принимает решение боль­шинством голосов. Учредительные договоры предусматривают два вида мажоритарного голосования: простое большинство и квали­фицированное.

Для принятия решения простым большинством в Совете не­обходимо, чтобы его поддержали свыше половины от общего числа членов, т.е. 1 4 из 27. Простое большинство, таким образом, выступает как абсолютное большинство от общего состава Совета.

Квалифицированное большинство является наиболее сложным и одновременно самым гибким способом принятия решений в Совете.Оно учитывает не только позиции государств-члгппп, но, хотя и косвенно, также граждан Европейского Союза. Этим оно отличается и от единогласия, и от простого большинства.

Для принятия решений на основе квалифицированного большин­ства в Совете введено так называемое взвешенное гологпппние: коли­чество голосов у министров от разных государств-членом зависит от количества населения страны, хотя и не строго пропорционально.

Какие требования необходимо выполнить для принятия решения квалифицированным большинством?

Во-первых, необходима поддержка со стороны министров, об­ладающих 255 голосами, что составляет около 74% от общего числа голосов в Совете.

Во-вторых, решение Совета также должно опираться на поддержку большинства государств-членов.

Если Совет принимает его по предложению Комиссии (что имеет место в подавляющем большинстве случаев), то необходимы голоса «за» со стороны абсолютного большинства министров (т.е. 14 из 27).

В остальных случаях (более редких), когда Совет принимает решение по инициативе других субъектов (в том числе государств-членов. Еще одно, третье условие введено Ниццким договором. Поскольку квоты государств-членов не вполне пропорциональны численности населения отдельных стран, потребовалось обеспечить дополнитель­ный учет количества граждан. Установлено, что решения Совета, в принципе, должны опираться на поддержку минимум 62% «общего населения» Союза. Другими словами, в тех странах, министры которых проголосовали «за», должно проживать не менее 62% всех жителей Союза. Прцида, это отнюдь не означает, что все граждане подобных государств являются сторонниками принятого документа.

Численность «общего населения» Союза и каждого государства- члена в отдельности определяется на основе данных Европейского статистического ведомства (Евростат), выступающего структурным подразделением Комиссии. Эти данные фиксируются в специальной таблице, которая прилагается ко внутреннему регламенту Совета. С учетом демографических изменений содержание таблицы пере­сматривается в начале каждого года.