logo
Екзамен ЄС

89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).

Курс на интеграцию Украины в ЕС является важнейшим внешнеполитическим приоритетом Украины. Президент Украины в Послании Верховной Раде «Европейский выбор» в июне 2002 г. определил европейскую интеграцию стержнем стратегии экономического и социального развития Украины на следующее десятилетие. В Послании была определена такая последовательность практических шагов в направлении европейской интеграции:

— 2002—2003 гг. — обретение Украиной членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Вступление Украины в ВТО рассматривается как один из главных приоритетов внешнеэкономической политики Украины, системный фактор развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности, либерализации внешней торговли, создания благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций;

— 2003—2004 гг. — проведение переговорного процесса и подписание Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Изменение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, преобразование его в Соглашение об ассоциированном членстве Украины в ЕС необходимо для определения нового формата отношений, который отвечал бы долгосрочным интересам Украины и приближал ее к конечной цели – образованию предпосылок для обретения полноправного членства в Евросоюзе;

— 2003—2004 гг. — проведение переговорного процесса относительно создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, которая предусматривала бы гарантии правовых норм в деловой сфере, стабильные правовые рамки, надлежащую организацию пограничной инфраструктуры и т. п.;

— 2002—2007 гг. — приведение законодательства Украины в соответствие с требованиями законодательства ЕС в приоритетных сферах;

— 2004—2007 гг. — выполнение процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Получив ассоциированный статус, Украина сможет быть лучше осведомлена относительно внутренних преобразований в Евросоюзе, принимать неформальное участие в переговорах относительно различных проблем общеевропейского масштаба и значения, получить доступ к финансовым ресурсам ЕС;

— 2005—2007 гг. — проведение переговорного процесса и создание Таможенного союза с ЕС для постепенного устранения преград в этой сфере;

— 2007—2011 гг. — полное выполнение Соглашения об ассоциированном членстве между Украиной и ЕС и копенгагенских критериев членства в ЕC 1993 г.;

— 2011 г. — создание реальных предпосылок для вступления Украины в ЕС [2].

Основным документом, определяющим отношения ЕС с Украиной, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в Люксембурге 14 июня 1994 г. и вступившее в силу 1 марта 1998 г. В рамках СПС определено 7 приоритетов сотрудничества между Украиной и ЕС: 1) энергетика, торговля и инвестиции; 2) юстиция и внутренние дела; 3) приближение законодательства Украины к законодательству Европейского союза; 4) охрана окружающей среды; 5) транспортная сфера; 6) трансграничное сотрудничество; 7) сотрудничество в сфере науки, технологий и космоса

Украина является проблемой для ЕС с точки зрения внешней политики и политики безопасности. Необходимо признать, что государство имеет проблемы с верховенством права, утверждением демократии и становлением гражданского общества, без которых невозможно членство Украины в Европейском союзе. Неубедительно выглядят перспективы Украины по достижению критериев членства, принятых в 1993 г. в Копенгагене, включая признание целей политического, экономического и валютного союза. Украина потенциально является одним из мощнейших конкурентов ЕС в Европе по производству сельскохозяйственной продукции, металлургической промышленности, в области производства и поставок низкообогащенного урана. На высоком уровне развита украинская судостроительная, авиационная промышленность [10].

Европейский союз является определенной проблемой для Украины в контексте миграции и визового режима. Движение ЕС на восток сопровождается введением визового режима соседними странами, укреплением пограничного контроля, усилением борьбы с нелегальной миграцией, что затрагивает интересы миллионов украинцев. В данной связи Украина в рамках раздела 5 статьи 23 Закона Украины о беженцах, подписанного президентом Украины 21 июня 2001 г., сотрудничает с рядом государств, Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, другими международными структурами с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и усовершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их гражданской принадлежности (подданства) или предыдущего постоянного проживания [8]. Очевидно и то, что для преодоления нелегальной трудовой миграции недостаточно усилий Украины (хотя, бесспорно, они должны быть определяющими). Необходимо совместно с ЕС комплексно решать эту проблему — от помощи в создании рабочих мест в Украине до легализации трудовых миграционных потоков путем увеличения соответствующих квот. Украина может превратиться в государство — накопитель нелегалов, что будет дестабилизировать ее внутреннюю ситуацию. Вследствие этого возникнет зона нестабильности непосредственно на границах Европейского союза.

Визовый режим пересечения границ, процедуры пограничного контроля, меры по ликвидации нелегальной миграции — обычная международная практика. Но в ситуации Украины введение виз сочетается с проблемами внутреннего характера: низким уровнем жизни граждан, вынуждающим их, в частности, к демпингу на рынке труда, участию в криминальном бизнесе, недостаточной правовой культурой. В частности, этим объясняется стремление стран ЕС отмежеваться от Украины барьером виз и жестких процедур пограничного контроля. Поэтому необходимо минимизировать отрицательное влияние этих мер ЕС на украинских граждан, а именно привести в соответствие со стандартами Евросоюза внутреннюю социально-экономическую ситуацию в Украине.

В этой связи Украина стремится не допустить появления новых разделительных линий в Европе и выступает за обеспечение недискриминационного порядка въезда в страны — члены ЕС своих граждан. Работа в этом направлении, в частности, предусматривает: перспективное внедрение долгосрочных многоразовых виз для граждан Украины, которые на постоянной основе принимают участие в экономических, культурных, спортивных, научных и учебных обменах; облегчение порядка пересечения границы для граждан Украины, которые живут в пограничных с ЕС районах, а в долгосрочной перспективе — упрощение визового режима ЕС для всех категорий украинских граждан [3].

Для перспективного сближения с ЕС Украине следует доказать странам ЕС, что она является государством, которое достойно стать членом ЕС. В данной связи представляется необходимым предпринять последовательные действия.

1. Украина должна придерживаться критериев полного вступления в ЕС, принятых в Копенгагене в 1993 г.

2. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы войти в ВТО. В этом направлении сделан ряд шагов. Так, в декабре 2003 г. Украина согласовала условия вступления с Таиландом, Эстонией, Польшей и Бразилией, 10 февраля 2004 г. — со Швейцарией условия вступления в ВТО (стороны подписали двусторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг). Украина продолжает переговоры по этому вопросу с США, Австралией, Аргентиной, Китаем, Японией, Турцией, Литвой и другими странами.

3. Следующим шагом должно стать заключение Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое будет предусматривать отмену тарифов и квот между участниками.

4. После этого должно быть заключено Соглашение о Таможенном союзе, которое кроме всего вышеупомянутого предусматривает также и проведение участниками такого союза единой торговой политики относительно третьих стран.

Подводя итоги вышеизложенного, представляется возможным сформулировать ряд выводов.

1. Вряд ли можно констатировать, что Украина достигла значительных успехов в выполнении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Очевидно, что современные слабые евроинтеграционные позиции Украины и ее несоответствие политическим и экономическим критериям для вступления в ЕС являются закономерным результатом непоследовательности и промедления в осуществлении реформ. Неэффективно реализуются евроинтеграционные стратегические планы, утвержденные на высшем уровне. Годы топтания на месте оставили Украину позади тех стран Центральной и Восточной Европы, которые настойчиво осуществляли сложные рыночные преобразования. В данной связи следует подчеркнуть, что для молодого украинского государства выработка взвешенной, научно обоснованной евроинтеграционной стратегии и тактики имеет особое значение. В этом случае создаются благоприятные внешние условия, во-первых, для решения сложных социально-экономических проблем внутри страны, для развития и укрепления государственности, во-вторых, для завоевания и упрочения устойчивого международного авторитета молодого государства, усиления его влияния на международные события.

2. Сложно предвидеть, которая двух тактик европейской интеграции Украины — приближение на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве или интеграция на основе Европейского соглашения — принесет больший стратегический успех. Похоже, что европейцы склоняются к первой модели, в то время как Украина все более настойчиво предлагает вторую модель. Вполне вероятно, что, сознательно избирая отличную от европейского видения модель интеграции в ЕС, государство может не достичь поставленной цели. Успехи на пути интеграции в Европейский союз должны определяться не степенью настойчивости, с которой Украина заявляет о своем желании получить так называемый статус ассоциированного члена, а конкретными достижениями в экономике и политике.

3. Реализация «европейского выбора», сформулированного Президентом Украины в Послании Верховной Раде в 2002 г., требует не только политической воли, но и соответствующим образом подготовленных кадров государственных служащих, причем не только в центральных ведомствах, но и на региональном и местном уровнях. Общая программа переподготовки и обучения должна обеспечить необходимые знания относительно понимания целей интеграции в Европейский союз, его основных учреждений и процесса принятия решений, умения вести переговоры, использования европейских информационных ресурсов.

4. Было бы ошибкой замалчивать или преуменьшать сложность процесса европейской интеграции Украины. Понятно, что он будет продолжительным и непростым. При этом неминуемы болезненные последствия для отдельных секторов, производств и даже регионов. Тем не менее, потенциальные преимущества европейской интеграции превышают возможные потери и риски. Настоящее утверждение было убедительно доказано предыдущим опытом всех без исключения европейских стран, в том числе тех, уровень экономического развития которых был ниже среднего: от Португалии на западе до Польши и стран Балтии на востоке, от Ирландии на севере до Греции на юге [6].

5. Интернационализация производительных сил, безусловные преимущества кооперации национальных экономик, значительный потенциал и уникальное геополитическое положение Украины объективно определяют ее интеграцию в общеевропейские экономические структуры. Поэтому для жизнеспособного утверждения европейского вектора необходимо предпринимать решительные действия, способные принести объективно положительные результаты, а не ограничиваться стремлением дружить с сильными и богатыми.