53. Институты и органы ес: общая характеристика.
Как и любая организация, каждое из Европейских сообществ и Союз в целом осуществляют свою компетенцию через собственные органы, чесло которых с каждым годом увеличивается. Именно посредством («в лице») своих институтов и других специальных органов Союз обеспечивает достижение поставленных перед ним целей и реализацию своих полномочий в разных сферах общественной жизни независимо оттого, к компетенции какой опоры они относятся.
Вместе взятые, органы Европейского Союза образуют целостную систему. Подобно системе органов и учреждений государства, она может быть обозначена термином «механизм». Каждый орган Союза выступает в этой системе (механизме) в качестве отдельного элемента, связанного с остальными.
Итак, организационный механизм Европейского Союза—это система институтов и других органов, посредством которых данная организация осуществляет свою компетенцию.
С точки зрения своей структуры (внутреннего строения) организационный механизм складывается из двух частей. Для наименования каждой из них используются специальные термины.
Руководящие органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, именуются в праве Европейского Союза институтами. Именно на институты возложено осуществление задач Европейских сообществ и Союза в целом, именно в лице своих институтов Европейский Союз реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами. Институтов у Европейских сообществ сначала было четыре, ныне их пять: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата (§ 1 ст. 4ДЕС). Институты образуют центр, ядро организационного механизма Европейских сообществ и Европейского Союза в целом. Остальные его элементы, гораздо более многочисленные, обозначаются в праве Европейского Союза термином «орган». Причем указанное понятие рассматривается как самостоятельное, в результате чего в статьях учредительных договоров и нормативных актов нередко можно встретить выражение «институты и органы».
На деле, конечно, каждый институт одновременно выступает в качестве органа Сообществ и Союза. Но обратное уже пе будет верным: институтов как руководящих органов пять, количество же «просто» органов в зависимости от способа подсчета можно измерить десятками или даже сотнями (если учитывать разного рода вспомогательные комитеты). В этой связи с учетом теоретических, а равно практических соображений приведенную выше нормативную характеристику структуры организационного механизма Союза можно несколько изменить: институты и другие органы. Первые — центральное звено, вторые часто носят вспомогательный и/или консультативный характер (например, Экономический и социальный комитет как консультативный орган, включающий представителей разных классов и профессий на территории ЕС).
Многие из категории «других органов» учреждены самими институтами Союза, состоят при институтах или даже являются их структурными подразделениями. В качестве примера можно привести Европейского контролера по защите данных — независимый орган контроля за соблюдением прав и свобод личности в информационной сфере. Он был учрежден регламентом, принятым совместно Европарламентом и Советом. Европейское ведомство но борьбе с мошенничеством учреждено Европейской комиссией и состоит при ней. Военный штаб Европейского Союза, созданный Советом, входит составной частью в его Генеральный секретариат.
Следует отметить, что понятие «орган» в праве Европейского Союза используется в очень широком значении. К категории органов здесь относят и такие образования, которые в государствах обозначаются термином «учреждения», например, Европейский социальный фонд или Европейское агентство по вопросам окружающей среды. Сюда же включаются и те части организационного механизма, которые обладают собственной правосубъектностью, отличной от правосубъектности Сообществ и Союзр в целом. В административном праве некоторых стран подобные учреждения имеют статус публичного юридического лица (в отличие от частноправового: акционерное общество и т.п.), а в официальных документах Союза их иногда именуют «децентрализованное учреждение» (дословно — организм) или «публично-правовое учреждение, созданное на основании учредительных договоров».
К группе таких органов — организаций с собственной правосубьектностью— относятся, прежде всего, банки ЕС — ЕИБ и ЕЦБ. Последний обладает полномочиями по изданию нормативных и индивидуальных актов, несмотря на то, что формально не отнесен к числу институтов. Самостоятельную правосубъектность имеет также Европол.
Как следует из вышеизложенного, структуру организационного механизма можно охарактеризовать как двухуровневую. Первый (базовый) уровень составляет институционный механизм (система пяти институтов), для второго (другие органы) характерно многообразие организационно-правовых форм и общих условий деятельности.
Несмотря на то что институты являются общими для всего Союза, основы их правового статуса закрепляются в учредительных договорах Европейских сообществ. Этому вопросу в ДЕС посвящена часть пятая «Институты Сообщества».
Именно здесь установлены порядок формирования, состав, а также общий порядок деятельности всех пяти институтов ЕС и Союза и целом1, а также некоторых других органов (Европейский инвестиционный банк, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов).
Что касается полномочий, то они могут вытекать из различных норм учредительных документов как Сообществ, так и Союза (в рамках ЕС главным источником полномочий, напомним, служит часть третья учредительного договора «Политика Сообщества»).
Для некоторых институтов и других органов Союза детальные правила их внутренней организации и деятельности выделены отдельно и закреплены в статутах (уставах), прилагаемых в качестве протоколов к учредительным договорам. Свой статут (устав) имеют п настоящее время Суд, Европейский инвестиционный банк и ЕЦБ.
Правовое положение многих органов Союза закрепляется в нормативных актах институтов и других источниках вторичного права. Например, для Омбудсмана таковым служит решение Европарламента об общих правилах и условиях его деятельности, для Военного штаба и Военного комитета — специальные решения Совета Европейского Союза; Европол функционирует на основе специальной конвенции о его учреждении.
Наконец, каждый институт и многие другие органы Союза имеют свои внутренние регламенты (для судов — процессуальные регла менты) Так называются документы, в которых устанавливаются процедурные правила. По этой причине в англоязычных источниках указанные документы именуются «правила процедуры».
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.