logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

2. Социальное устройство информационного общества

      Информационное общество отличается от индустриального широчайшим доступом его граждан к разнообразной информации, высоким уровнем развития средств создания, сбора, переработки, доставки и распространения информации, всеобщей компьютеризацией, взрывообразным ростом коммуникаций всех видов. Гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения информации, так же как и житель аграрного государства не мог жить без земельного надела, а житель индустриального общества не быть в том или ином качестве включенным в индустриальную производственную структуру.

      В информационном обществе уровень знаний, а не частная собственность становится главным фактором и источником социальных различий. Деление на имущих и неимущих основывается на владении/невладении информацией: привилегированный слой образуют информированные граждане, зависимый слой — неинформированные и недоинформированные. Очаги социальных конфликтов перемещаются из экономической сферы в сферу культуры и знания.

      В информационном обществе, как и в индустриальном, есть свои предприниматели, военные, чиновники, чернорабочие. Но не они образуют социальную ткань этого общества, не они в нем доминируют. Социальная основа информационного общества — это широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации.       Американский социолог Элвин Тоффлер, один из создателей теории информационного общества, назвал этот слой «когнитариатом» (от лат. cognitio — познание). В силу своей причастности к информационному процессу эти люди обязаны иметь хорошее образование, уметь самостоятельно обучаться и переучиваться, владеть информационными технологиями, быть потребителями обильных информационных потоков. Они должны быть достаточно высокооплачиваемы, чтобы не только в полной мере воспроизводить себя как работников, а значит, хорошо питаться, находиться в хорошей физической форме, полноценно отдыхать, но и поддерживать высокий образовательный уровень. А главное — быть потребителями товаров и услуг информационного производства.       Именно информационные работники создают в своем лице рынок сбыта для товаров, производимых информационным обществом. Но и сами они являются товаром на информационном рынке! Ведь именно главный из принадлежащих таким людям ресурсов — свободное человеческое творчество — создает новые научные и технические идеи, благодаря которым только и развивается информационное общество. Экономика такого общества невозможна без постоянного поиска и эффективного использования человеческих талантов, а значит, конкуренция идет прежде всего за человека, за наиболее талантливых, творческих (креативных) работников.

      Именно поэтому резко возрастает ценность образования, причем не только традиционного (школа — институт), но и вторичного и дополнительного. Высшее образование становится из редкого и малодоступного практически всеобщим, без него в информационном обществе невозможно получить хоть сколько-нибудь квалифицированную работу. Более того, в последние десятилетия появилось новое явление, ставшее актуальным, — пожизненное образование (Lifelong Learning в дословном переводе с английского означает «непрерывное пожизненное образование»). Настолько быстро меняются в современном мире технологии, с таким ускорением совершенствуются человеческие знания, что базового образования для современного человека недостаточно. Он обречен учиться всю свою жизнь, если хочет быть конкурентным на рынке труда.

      Но еще большее значение приобретает способность человека постоянно находиться на орбите движения информации, его готовность потреблять и перерабатывать ее во всевозрастающих объемах. А важным требованием к государству становится следующее: обеспечить наилучшие условия для широкой циркуляции общественно полезной информации, создать сложную и всеобъемлющую информационную инфраструктуру, без которой больше немыслимы ни быстрое развитие экономики, ни полноценное функционирование человеческого общества.