logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

2. «Холодная война» и распад ссср

      «Холодная война», длившаяся фактически всю вторую половину XX в., является следствием ялтинской системы мироустройства. Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав — СССР, США и Великобритании — проходила 4—11 февраля 1945 г. и была посвящена установлению послевоенного мирового порядка. СССР, выигравший Вторую мировую войну, разделил со своими партнерами по коалиции сферы влияния, запустив механизм конкуренции между двумя сформировавшимися лагерями. Вначале разделенной на две части оказалась Европа, постепенно в противостояние СССР и США были втянуты и другие континенты. Мир оказался захваченным противостоянием двух систем — социализма и капитализма, — пытавшихся навязать свой образ жизни остальному миру. Формируется двухполюсная система, где тон задают две сверхдержавы, создающие свой лагерь сторонников в Европе, Америке, Азии и Африке. Каждый из полюсов пытается распространить свое влияние на как можно большее число стран. Тем более что после Второй мировой войны образуется огромное количество новых независимых государств. Многие страны Африки и Азии получают суверенитет, европейские страны лишаются своих колоний. Но они тут же попадают под давление двух сверхдержав.       Мирного сосуществования двух систем не получилось. Ялтинская конференция предполагала создание специального международного учреждения — Организации Объединенных Наций для решения мировых конфликтов. На деле же была создана еще одна площадка для конфронтации. Реальных решений по наиболее сложным вопросам ООН принимать не удавалось, потому что в высший ее орган — Совет Безопасности с правом вето вошли все страны-победители, а также Франция и Китай, т. е. решение не могло быть принято, если с ним не был согласен хотя бы один из постоянных членов.       По инициативе США создается Организация Североатлантического договора (НАТО), позднее возникает Организация экономического сотрудничества и развития. СССР, в свою очередь, формирует Организацию Варшавского договора, еще ранее учреждается Совет экономической взаимопомощи. Таким образом, появляются военные и экономические блоки, лишний раз подчеркивающие разлом мира.       Конкуренция между этими блоками приобретает прежде всего идеологические и экономические формы. В военной сфере стороны ограничиваются гонкой вооружений, которая скорее становится соревнованием экономических систем, чем реальным военным противостоянием, хотя угроза глобальной ядерной катастрофы резко повышается.

      Самой реальной возможностью ядерной войны стал Карибский кризис 1962 г. Он был вызван решением СССР тайно разместить свои ядерные ракеты на Кубе, где был установлен дружественный политический режим. Советский Союз намеревался создать на острове Свободы ракетную базу. Тем более что сами США в 1961 г. в Турции начали размещение ракет средней дальности, которые спокойно могли достигнуть западной части СССР за 10 минут. Именно это, по сути, спровоцировало доставку ракет на Кубу.       Информация о ядерных ракетах на Кубе вызвала резкую реакцию Соединенных Штатов, которые узнали об этом благодаря снимкам с самолетов-шпионов. США объявили военно-морскую блокаду Кубы и пригрозили уничтожить советские ракеты.       Стороны начали шантажировать друг друга, выдвигая ультиматумы, что чуть было не привело к ядерному конфликту. Лишь в самый последний момент удалось найти компромисс. Ракеты были возвращены в СССР, а блокада острова была снята.

      В то же время нельзя воспринимать вторую половину XX в. исключительно как постоянное соперничество двух сверхдержав. В мире зрели и нити других противоречий, которые найдут отражение в более поздний период. Бурно развивался исламский мир, что наглядно проявилось в иранской революции 1979 г., ставшей полной неожиданностью для США. Исламская революция показала появление новой политической силы, которая оказалась способной вести решительную войну с США и западнохристианскими ценностями. Страны «третьего мира» оказались не полностью «поделенными» между двумя сверхдержавами.       Оказалось также, что ведущие капиталистические страны обладают ограниченной ресурсной базой, в то время как основные энергоносители находятся под контролем либо СССР, либо арабских стран. Несколько энергетических кризисов показали миру, что влиятельными игроками на мировой арене могут быть не только США и СССР.

      Рынок нефти до 60-х гг. XX в. полностью контролировался крупными западными корпорациями, которые проводили политику низких цен, выгодную их странам, являвшимся импортерами «черного золота». Очередное серьезное снижение цен произошло в 1959 г., после чего на следующий год была создана Организация стран — производителей и экспортеров нефти (ОПЕК). Число ее членов быстро расширилось до 13 (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия). В основном это были арабские государства Персидского залива, где и расположены крупнейшие мировые запасы нефти. В 1973 г. арабские страны ввели нефтяное эмбарго против союзников Израиля, которыми выступали страны Запада, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Мировые цены на нефть совершили резкий скачок — с 2,9 доллара за баррель в сентябре до 11,65 доллара в декабре. Сейчас эти цены кажутся смешными — в 2006 г. нефть стоила и более 70 долларов за баррель. Но в то время такие скачки цен привели к серьезным проблемам в экономиках западных стран. Однако этим дело не закончилось. Страны ОПЕК аннулировали концессии и национализировали нефтяные активы, расположенные на их территориях, контролировавшиеся до этого транснациональными компаниями с западными акционерами. Впоследствии эта тенденция получила развитие и за пределами ОПЕК. В результате западные корпорации потеряли контроль над мировыми запасами нефти и добывающими мощностями.

      У США появился новый враг, который начал непримиримую войну с их партнером на Ближнем Востоке — Израилем. Не случайно повышение цен задумывалось как месть Израилю и его союзникам на Западе. СССР думал о вступлении в ОПЕК, но решил сохранить свою дистанцированность от этой структуры.       СССР стал в чем-то заложником сложившейся ситуации на мировом рынке энергоносителей. После Второй мировой войны нефть стала стремительно дорожать. Второй энергетический кризис произошел в 1979 г. после иранской революции. В начале 80-х гг. нефть стала стоить уже 35 долларов за баррель. Однако западные страны нашли противоядие политике картеля, начав активно развивать биржевой принцип торговли нефтью. К концу 80-х гг. сформировалась мировая система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк, Лондон и Сингапур) и работающая в 24-часовом режиме реального времени. Мировой рынок нефти постепенно трансформировался из рынка торговли наличной нефтью в рынок торговли нефтяными контрактами, т. е. бумажными обязательствами. В итоге покупатели стали играть большую роль и цены начали стремительно опускаться вниз.       СССР оказался не готов к такому развитию событий. Ко второй половине 80-х гг. зависимость страны от экспорта нефти и газа стала слишком большой. Страна практически не уделяла внимания развитию обрабатывающей промышленности, считая, что дорожающая нефть обеспечит ее финансовыми ресурсами, столь необходимыми для конкуренции с США. Тем более что Соединенные Штаты все более активно втягивали СССР в гонку вооружений, объявив, в частности, о реализации стратегической оборонной инициативы, предполагавшей создание оборонных комплексов в космосе. Кроме того, СССР все более активно поддерживал страны социалистического лагеря, многие из которых научились эффективно добиваться от СССР финансовой и технической помощи без адекватной политической отдачи. Серьезные последствия имела и начавшаяся война в Афганистане, ставшая непосильной нагрузкой для бюджета государства.       Начавшееся во второй половине 80-х гг. падение цен на нефть застало врасплох советское руководство. Оно пыталось спасти ситуацию, запустив процесс косметического ремонта социалистической экономики, назвав его громким словом «перестройка». Разрешив некоторые элементы рыночной экономики (например, частные кооперативы), государство по-прежнему сохраняло контроль за собственностью и ценообразованием. Начав перемены, руководство страны ограничилось полумерами, стремясь сохранить государственную экономику с тотальным планированием и системой государственного распределения. Но отсутствие финансовых ресурсов только увеличивало недовольство населения. Более открытая информационная политика привела к массовому появлению восторженных материалов о «счастливой жизни» на Западе.       Центр все меньше контролировал политические процессы в союзных республиках. Президент СССР Михаил Горбачев предпочитал политику компромиссов между реформаторами и консерваторами в своем окружении: одни предлагали более решительные экономические изменения, другие советовали полностью отказаться даже от тех полумер, которые были вызваны перестройкой. Сепаратистские настроения в республиках все более усиливались. Ситуация стала выходить из-под контроля. Процесс экономического кризиса и распада государства шел стремительными темпами. И если в 1986 г. никто не мог предположить крушения СССР, то через четыре года этот, казалось бы, фантастический сценарий стал неизбежностью.       О конкуренции социалистической и капиталистической систем в то время уже речь не шла. Озабоченный решением своих внутренних проблем, СССР уже не мог помогать своим политическим партнерам. Страны Восточной Европы очень быстро попали под влияние западных стран, тем более что граница перестала быть «железной». В августе 1989 г. Венгрия отменила ограничения на границе с Австрией, большое число беженцев из других соцстран воспользовались этим. Началось падение коммунистических режимов в Восточной Европе. 9 ноября 1989 г. правительство ГДР объявило об отмене ограничений на выезд из страны. Множество людей из ГДР хлынули в Западную Германию, начав демонтаж Берлинской стены, что стало символом окончания «холодной войны». Берлинская стена отделяла с 13 августа 1961 г. по 9 ноября 1989 г. Западный Берлин от восточной части города и территории ГДР. Был запущен процесс объединения двух Германий, чему СССР не только не сопротивлялся, но и всячески способствовал, ускорив вывод собственных войск с территории Германии. Начался процесс революционных преобразований в странах Восточной Европы, власть в них большей частью мирным путем («бархатные революции») переходила к демократическим силам.       В 1990 г. ряд республик Советского Союза приняли декларации о государственном суверенитете. Горбачев пытался сохранить СССР путем подписания нового Союзного договора с девятью республиками, но это могло лишь несколько отложить начавшийся процесс распада страны. В такой политической обстановке консервативно настроенная часть ЦК КПСС, спецслужб и армии 19 августа 1991 г. предприняла попытку переворота. Его провал, по сути, означал окончательный распад государства. К концу года СССР перестал существовать политически и юридически.