5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
Важнейшим условием стабильности политической системы любой страны является правильно налаженное взаимодействие между государством (властью) и гражданским обществом. Такое взаимодействие начинается с правильного понимания того, что такое гражданское общество. В XX в. в период «холодной войны» между социалистической и капиталистической системами общества советского типа назывались западными идеологами тоталитарными. Это определение означает, что коммунистическая власть, сосредоточенная в руках единственной партии, с помощью насилия, террора и пропаганды целиком подчиняет себе население страны и контролирует всю его деятельность и даже мысли. Художественное воплощение такой тоталитарной антиутопии представлено в знаменитом романе английского писателя Джорджа Оруэлла «1984», а еще раньше — в романе «Мы» русского писателя Евгения Замятина. Ключевым признаком тоталитарного общества, с точки зрения обществ западного типа (обществ либеральной демократии), является полное подавление государством свободы граждан и, следовательно, уничтожение гражданского общества. Поэтому борьба с тоталитаризмом, перестройка в СССР и затем падение коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в 1989—1990 гг. понимались как борьба гражданского общества против государства. Именно этот смысл термина «гражданское общество» оказался воспринятым в России в 90-е г. XX в. Все, что было связано с традициями борьбы советских инакомыслящих (диссидентов) и правозащитников (моральным лидером которых являлся создатель советской водородной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда академик Андрей Сахаров), считалось проявлением гражданского общества. А эти традиции состояли в борьбе с государством, в принципиальном противостоянии ему всегда и во всем. Поскольку диссидентов и правозащитников, объединенных в различные организации, в России было не более нескольких тысяч человек, то про нашу страну стали говорить, что у нас нет гражданского общества. Однако такое понимание отношений между государством и гражданским обществом не имеет ничего общего ни с историей происхождения термина, ни с реальной практикой государственности. И то и другое свидетельствует, что государство как система органов власти — это часть гражданского общества. И граждане, избирая свою власть на всех уровнях, все время воссоздают свое, гражданское общество. Однако государство — важная, но не единственная часть гражданского общества. Кроме органов власти, которые обслуживают интересы всех, граждане создают свои объединения для удовлетворения специфических интересов. В нашей стране существует несколько сотен тысяч таких объединений граждан по интересам, и все они служат формой самореализации людей без участия государства. В конфликт с государством такие объединения могут войти только в тех редких случаях, когда их деятельность запрещена законом. Например, нельзя создавать общество стрелков из автомата Калашникова, поскольку индивидуальное владение огнестрельным оружием в России (в отличие, например, от США) запрещено. Но общество охотников, пользующихся ненарезными ружьями, существует, и никаких оснований для конфликта с государством у него нет. Откуда же происходит это словосочетание — «гражданское общество»? Мы знаем, что древнегреческий философ Аристотель назвал человека существом общественным. Он считал, что человек, только живя вместе с себе подобными, становится человеком. Однако в XVII в. английский философ Томас Гоббс (1588—1679) предположил, что человек может существовать сам по себе, и это существование он назвал естественным (от англ. State of Nature). А состояние множества отдельных людей, договорившихся о создании общества и устройстве верховной власти (о суверене), он назвал термином «гражданское общество» (от англ. Civil Society). Таким образом, в европейской традиции Нового времени гражданское общество и государство (верховная власть) понимались как взаимопроникающие и взаимодействующие части. И только в XX в. с появлением феномена тоталитарных обществ они были радикально друг другу противопоставлены. Для России, начавшей строить демократическую государственность только в 1992 г., чрезвычайно важно установить правильное взаимодействие между государством и гражданским обществом. Приоритетная задача российского гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности. Тогда как для стран с длительной демократической традицией и государственностью, в основных чертах установленной много веков назад (Великобритания, США, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания, Швейцария), приоритетной целью гражданского общества является защита частных интересов граждан и их объединений. Это различие между новой Россией и западноевропейскими странами игнорировалось теми, кто в 90-е гг. прошлого века и в начале XXI в. из-за рубежа предлагал нам помощь в строительстве «гражданского общества». В этот период целый ряд российских общественных организаций получали так называемые гранты (денежную помощь) от различных частных иностранных фондов и правительств зарубежных стран. И нередко случалось, что организации — получатели таких грантов, вопреки декларациям о несовместимости государства и гражданского общества, по сути, выступали в роли политической оппозиции и участвовали в борьбе за государственную власть в России на иностранные деньги. Нормализовать положение в этой области удалось в 2005 г. с помощью нового законодательства о некоммерческих организациях, которое исключило возможность финансирования политической деятельности в России из-за рубежа, а также благодаря созданию Общественной Палаты, в которую по приглашению главы государства вошли 42 гражданина, имеющих выдающиеся заслуги перед Россией (в дальнейшем Общественная Палата сама будет выбирать новых членов), и еще 84 представителя различных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций. Целью деятельности этого органа гражданского общества является экспертиза наиболее важных законопроектов, рассматриваемых Госдумой, контроль над деятельностью органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также выявление нарушений конституционного права свободы слова в деятельности средств массовой информации. Первый состав Общественной Палаты приступил к работе в начале 2006 г. Основное поле деятельности гражданского общества — местное самоуправление. Поскольку оно не входит в систему органов государственной власти, то именно здесь имеются богатые возможности для проявления самых различных гражданских инициатив, форм самоорганизации граждан, включения их в реальное управление своих городов, поселков, сел, деревень, муниципальных районов. Именно здесь ведется поиск эффективных моделей народоправия — той низовой демократии, на основе которой только и возможно реализовать конституционное положение о России как демократическом государстве.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы