1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
Индийская цивилизация является одной из древнейших. Ее традиционную религию — индуизм — исповедует 80% жителей Индии. Индийский царевич Гаутама (Сидхартха Шакьямуни), названный Буддой, стал создателем мировой религии — буддизма, распространенной в Юго-Восточной Азии и ставшей определенной духовной модой на Западе. В XX в. Индия продемонстрировала миру особый путь обретения независимости от западного колониального господства. Индийский адвокат Мохандас К. Ганди приобрел опыт борьбы с дискриминацией людей по расовому признаку во время своей двадцатилетней работы в Южной Африке. Правительство буров проводило политику жесткого апартеида, ограничивая права местного черного населения, а также права выходцев из Индии. Ганди испытал на себе эту дискриминацию и вел борьбу за права индийцев. В поисках эффективных форм такой борьбы он обратился к учениям Генри Дэвида Торо (1817—1862), американского писателя и философа, которому принадлежит памфлет Гражданское неповиновение (Civil Disobedience, 1849), Льва Толстого и Д. Раскина, английского публициста начала XX в. Книга Д. Раскина «У последней черты», которую Ганди перевел на гуджарати, помогла ему сформулировать принципы всеобщего блага — сарводайя — и необходимости для каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, и прежде всего трудом физическим. В «Автобиографии» Ганди писал о гражданском неповиновении властям, проводящим политику угнетения и несправедливости. И он сумел создать собственное учение, которое с успехом применил в деле освобождения Индии от британского колониального господства. Вернувшись на родину в 1914 г., Ганди объединил принципы пацифизма, гражданского неповиновения, пассивного сопротивления в учении, которое получило индийское название Сатьяграха (на языке хинди «сатья» — истина, «граха» — крепко держать. На санскрите планеты также называются грахами, т. е. «крепко держащими» контроль над нашим сознанием). Это название появилось потому, что его не устраивал английский термин «пассивное сопротивление». В нем можно было уловить такие смысловые оттенки, как «ненависть», он так или иначе подразумевал «насилие» и в конечном счете мог пониматься как «оружие слабых». Однако Ганди вкладывал в ключевой термин «ненасилие» («ахимса» — на хинди) совсем иные смыслы. «Ахимса» означает, что ты не нападаешь ни на кого, не питаешь зла ни к кому, даже в отношении тех, кто может считаться твоими врагами. Для тех, кто становится последователем учения Сатьяграха, не существует врагов как таковых. Ганди учил, что в конечном итоге «сатьяграхи», т. е. «солдаты ненасилия», покорят мир. Ибо их любовь, обращенная даже к тем, кто им враждебен, вынудит тех ответить любовью. Ахимса, или ненасилие, — это сущность одного из древнейших философско-религиозных учений Индии — джайнизма. По заповедям джайнизма малейший вред, причиненный другому существу, считается серьезным кармическим грехом. Махатма Ганди воспринял джайнизм под влиянием своей матери, которая была искренней сторонницей этого вероучения. Кроме того, Ганди унаследовал у собственной матери стремление сблизить мусульманское и индуистское население, отказ от идолопоклонства и аскетизм. Ганди считал джайна-аскета по имени Раджчандра одним из трех людей, оказавших на него наибольшее влияние. Философия Ганди объединяла доктрины индуизма, джайнизма, буддизма и мировоззрение западных моралистов XIX в. Но свои принципы Ганди вводил в практику только после тщательной личной духовной обработки. На основе своего учения Ганди создал эффективное движение, которое ненасильственно противостояло колониальным властям, а также тем порядкам, которые колонизаторы установили или поддерживали в Индии. В частности, Ганди начал борьбу за права людей, принадлежавших к касте «неприкасаемых». Эта древняя традиция деления общества на группы (варны и касты) со строго определенными правами и видами деятельности не была отменена англичанами, колонизовавшими Индию в середине XVIII в. Наоборот, они эффективно использовали ее как основу колониального правления. В 1932 г. Ганди, рассматривавший всех людей как членов единого человечества, выступил против дискриминации «неприкасаемых» (которых он называл «хариджанс» — что на хинди значит «Божьи дети»), возбудив также и неприязнь к себе сторонников традиционного индуизма. Он вел кампанию гражданского неповиновения, голодовок, подвергся тюремному заключению. Но в конечном счете пакт, улучшающий положение «неприкасаемых», был принят. Длительная ненасильственная борьба Ганди и его многочисленных сторонников против колониального правления привела к победе в 1947 г. При этом, разумеется, важную роль сыграла и вооруженная освободительная борьба, которую вели против колонизаторов различные политические силы. Индия стала независимым государством. В 1948 г. Ганди был убит фанатиком-индуистом, но для индийской нации он стал особо почитаемой фигурой и считается духовным основателем индийского государства. Поэтому его называют Махатма («великая душа» — на хинди) Ганди. А его учение о ненасилии легло в основание всей внешнеполитической концепции Индии. В частности, фактически на его основе был заключен договор между Индией и Китаем в 1954 г.
Договор получил в Индии название «Панча шила» — так индийский премьер Джавахарлал Неру кратко обозначил его пять основных принципов. Непосредственно они заимствованы из этики буддизма, но их оказалось возможно перенести и на отношения между государствами. Вот эти принципы: — уважение территориальной целостности и суверенитета; — взаимное ненападение; — взаимный отказ от интервенции; — равенство и взаимовыгодные отношения; — мирное сосуществование. |
По существу, в этих принципах воплощено то, что Ганди называл «ахимса» — ненасильственное отношение к миру, отказ от вражды по отношению к любому человеку и в конечном итоге единение всех людей.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы