3. Россия — президентско-парламентская республика
Самые общие свойства нашей политической системы определены в статье 1 Конституции РФ, где сказано, что Россия «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это определение обязывает всех нас — граждан Российской Федерации считать единственно законным политическим режимом демократию, единственно законной формой государственности федерацию, единственно законным способом организации власти (государственным строем) республику. Только соблюдение этих условий дает возможность нашему государству быть правовым, т. е. таким, в котором правит закон, а не произвол одного человека или какой-то группы людей. О том, в каких режимах на самом деле работала наша политическая система, мы будем говорить в разделе 6, а здесь рассмотрим властную структуру нашей политической системы — ее государственное устройство. Прежде всего отметим, что наше государство федеративное, а не унитарное. Это значит, что Россия состоит не из административных единиц, власть в которых назначается из центра, а из автономных (самоуправляющихся) субъектов, власть в которых тем или иным способом избирается местным населением. Ближайшими к нам (европейскими) примерами этих двух видов государств являются унитарная Франция и Федеративная Республика Германия. На момент принятия Конституции в Россию входили 89 субъектов Федерации: 21 республика (согласно ст. 5 п. 2 Конституции они считаются государствами), 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также 2 города федерального значения. Первые пять типов субъектов достались нам от России, которая в виде РСФСР вошла в Союз ССР 30 декабря 1922 г. Города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 г. Ленинград) — получили статус субъектов Федерации по Конституции 1993 г. Важнейшая особенность Российской Федерации заключается в том, что она как государство была образована не с помощью договора, заключенного ранее самостоятельными государствами (так в 1787 г. возникло государство Соединенные Штаты Америки), а в результате принятия ее многонациональным народом Основного Закона. Поэтому Россию принято называть федерацией не договорной, а конституционной. Государственный строй в России также определяется термином «республика». Республика (от лат. res — вещь, дело и publicum — государство, общество) — это такая форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок. Республики принято разделять на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные в зависимости от того, каким образом происходит назначение главы исполнительной власти и формирование правительства. В парламентской республике высший законодательный орган страны (парламент) формирует исполнительную власть (правительство в узком смысле слова) по итогам очередных выборов. Партия или коалиция партий, получившая простое большинство, получает право управлять страной на срок до очередных или внеочередных выборов. В президентской республике исполнительную власть формирует всенародно избранный президент, который не обязан приглашать в правительство представителей парламентского большинства. Парламентской республикой является ФРГ, президентскими республиками — Франция и США. По Конституции 1993 г. Россия является смешанной — президентско-парламентской республикой. Президент — это глава государства, который избирается всеми имеющими избирательные права гражданами сроком на 4 года. Одно лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд. Пост Президента — важнейший в нашей политической системе. Именно глава государства «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (Конституция РФ, ст. 80, пп. 2, 3). Глава государства обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечивать единство в действиях трех ветвей государственной власти.
Основные полномочия Президента РФ
Президент представляет кандидатуру главы исполнительной власти на утверждение Государственной Думы — нижней палаты Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации. Президент издает указы, которые имеют такую же силу, как и законы, принятые парламентом. Президент может воспрепятствовать принятию федерального закона (право вето, которое преодолевается 2/3 в обеих палатах парламента). Президент может распускать Государственную Думу в нескольких случаях, указанных в Конституции. Президент может отправить Правительство в отставку. Он представляет Госдуме кандидатуру Председателя Центрального Банка РФ, а Совету Федерации (верхней палате парламента) кандидатуры судей всех высших судов России — Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Одно из важнейших прав Президента — «приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (Конституция РФ, ст. 85, п. 2). Однако, влияя на деятельность как федеральных органов власти, так и исполнительных властей субъектов Федерации, сам Президент находится под их контролем. Если он нарушит закон, то парламент при участии Верховного и Конституционного судов может отстранить его от должности (эта процедура называется «импичмент», от англ. impeachment — обвинение и привлечение к суду). Ключевым институтом в системе разделенных властей является парламент, поскольку именно он, и только он, вправе принимать федеральные конституционные и федеральные законы.
Устройство российского парламента
Парламент (Федеральное Собрание Российской Федерации) состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Рассмотрение всех законопроектов начинается в Госдуме (поэтому она называется нижней палатой). Каждый проект закона проходит три чтения, после чего считается принятым, если за него проголосовало простое большинство от 450 депутатов. Единственное исключение — бюджет (смета доходов и расходов государства), который ежегодно утверждается Госдумой в четырех чтениях. Принятый закон поступает на утверждение в Совет Федерации, в котором заседают по два представителя от каждого субъекта Федерации — один от исполнительной, другой от представительной (законодательной) власти. Верхняя палата может отклонить закон, и тогда Госдума должна снова утвердить его квалифицированным большинством (2/3 голосов — 300 депутатов) либо принимать новый. Закон, прошедший обе палаты парламента, поступает на подпись Президенту, который либо накладывает вето, либо подписывает его. Во втором случае после опубликования закон вступает в силу. Принятые парламентом законы, а также указы Президента являются основанием деятельности исполнительной власти, которую называют Правительством. Госдума обладает правом контроля над Правительством в форме выражения ему недоверия. Если простым большинством голосов (226) такое недоверие будет выражено, то Президент вправе отправить Правительство в отставку. А если Госдума выразит недоверие повторно в течение трех месяцев со дня первого вотума недоверия, то Президент будет обязан либо уволить Правительство, либо распустить нижнюю палату парламента. В последнем случае назначаются новые выборы, с тем чтобы «вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (Конституция РФ, ст. 109, п. 2).
Устройство исполнительной власти
Правительство состоит из Председателя, его заместителей и министров, руководителей федеральных агентств и федеральных служб. Кроме того, в «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят также органы исполнительной власти субъектов РФ» (Конституция РФ, ст. 77, п. 2), когда речь идет о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов. Глава государства — Президент РФ не является главой исполнительной власти, но Конституция наделяет его большими властными полномочиями по отношению к Правительству. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, имеет право отправить его в отставку. А перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Устройство судебной власти
Судебная власть России состоит из судов трех видов юрисдикции: • суда Конституционного, который устанавливает соответствие Конституции всех законов, нормативных актов, договоров между органами власти и нератифицированных международных договоров; • судов гражданской, уголовной и административной юрисдикции во главе с Верховным судом; • судов арбитражных во главе с Высшим Арбитражным, которые рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов. К судебной власти Конституция РФ относит и прокуратуру. Члены всех высших судов и Генеральный прокурор назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Федеральные судьи назначаются самим Президентом в соответствии с законом.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы