4. Религиозные сообщества
Число разделительных линий в обществе отнюдь не исчерпывается теми, о которых шла речь выше. Существуют еще политические, военные и экономические союзы государств, существуют региональные сообщества, имеются религиозные и языковые единства. В каждом из этих случаев речь идет о разных уровнях осознания общности и о разной степени сплоченности, т. е. люди с разной степенью интенсивности проявляют себя в качестве членов того или иного сообщества. Соответственно и политические, и социальные результаты этого проявления оказываются различными. Возьмем, например, последнюю из отмеченных выше групп: религиозные и языковые единства. Сначала о религиях.
В мире в настоящий момент насчитывается 22 религиозные конфессии (от лат. confessio fidei — исповедание веры) с числом верующих в каждой из них более 500 тыс. человек и огромное количество разнообразных более мелких конфессий и сект.
Наиболее крупные религии с самым большим числом верующих, имеющие «надрегиональное» распространение, — христианство, ислам, индуизм, буддизм. Три из них, как уже отмечалось в предыдущей главе, — христианство, ислам и буддизм — называются мировыми религиями.
По статистике, в мире сегодня насчитывается 2 млрд 100 млн христиан (что составляет 33% всего населения Земли), 1 млрд 300 млн мусульман (21% населения), 900 млн индуистов (14%) и 376 млн буддистов (6%). 1 млрд 100 млн человек, т. е. 16% населения Земли, считают себя атеистами. Самые большие группы в христианстве — это католики (1 млрд 50 млн верующих), протестанты (400 млн) и православные (240 млн).
Для всех религий характерно разделение мира на «здешний» и «потусторонний». И, соответственно, разделение жизни на «мирскую» — ту, что ориентирована на нужды и потребности этого, «посюстороннего» мира, и «церковную» — ориентированную на спасение души в «потустороннем» мире. Политические и социальные притязания разных конфессий в значительной мере определяются тем вниманием, которое в них уделяется «посюсторонней», «мирской» жизни. Например, в буддизме она занимает очень ограниченное место, и целью верующего является как можно более полное и скорое достижение «потустороннего» блаженства. Поэтому политика и социальные проблемы, которые являются неотъемлемой частью «посюсторонней», «мирской» жизни, для верующих в буддизме, как правило, не являются предметом первостепенных забот. Или — скажем иначе — политические и социальные убеждения не соотносятся напрямую с принадлежностью или непринадлежностью к буддистской религии. Иначе обстоит дело в исламе и христианстве. В исламской религии существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина. Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении или истреблении неверных и как можно более широком — при необходимости огнем и мечом — распространении мусульманской религии во всех регионах земного шара. Сторонники таких воинственных взглядов считают, что это есть возвращение к подлинному, изначальному смыслу ислама, к его основаниям, к его фундаменту, а потому именуются фундаменталистами. Сторонники этих групп рассматривают неисламский мир в качестве своего изначального врага и претендуют на политическую власть в исламских государствах для того, чтобы иметь возможность дальнейшего, вплоть до насильственного, распространения исламской веры и мусульманского образа жизни. На этом пути могут возникать религиозные, или теократические, государства, где человек обязан быть верующим мусульманином, где все области жизни стандартизованы согласно религиозным предписаниям, а само государство является орудием распространения веры. Таковым, например, был Афганистан под властью «Талибана» в 1996—2001 гг. Исламское духовенство, опирающееся на талибов — учащихся мусульманских духовных школ, захватило власть в стране и перенесло Афганистан как бы на века назад — в мир исламского средневековья. Одновременно «Талибан» оказался одним из спонсоров и организаторов международного терроризма и базой террористической организации «Аль-Каида», руководимой неуловимым саудовским миллионером Усамой бен Ладеном. Воздействие «Аль-Каиды» и других организационных центров международного терроризма проявлялось в их агрессии против России на территории Чеченской Республики и Дагестана, поставившей под угрозу территориальную целостность России и ее влияние на Кавказе. Конечной целью террористов, называвших себя моджахедами, было оторвать Северный Кавказ от России и образовать на основе северокавказских республик России — Чечни, Ингушетии, Дагестана — теократическое исламское государство, которое служило бы базой дальнейшей агрессии на территории России и Европы. Вторжение американских войск в Афганистан под знаменем борьбы с терроризмом в 2001 г. привело к свержению «Талибана», но окончательные цели этой антитеррористической операции не достигнуты: и по сей день талибы продолжают господствовать в отдаленных районах Афганистана, организационная структура «Аль-Каиды» не разрушена, террористические проявления отнюдь не прекратились. Во многих крупных мусульманских государствах, как, например, в Пакистане, фундаменталистские партии пользуются огромным влиянием. Это объясняется наличием широкой социальной базы фундаментализма и огромными финансовыми ресурсами, притекающими от продажи нефти через посредство сочувствующих делу фундаментализма арабских шейхов.
Фундаментализм, а тем более международный терроризм нельзя отождествлять с исламом. По сути дела, осмысленный таким образом ислам перестает быть религией, а превращается в политику, причем в политику худшего толка — в политику войны. Целью религии всегда было спасение человеческих душ, а не убийства и не завоевания. |
В истории человечества политические цели часто маскировались и продолжают маскироваться в религиозные одежды. История западного христианства, например, знала целые столетия религиозных войн как внутри Европы, так и вне ее. К последним относятся так называемые Крестовые походы XI—XIII вв., когда рыцари христианской Европы сражались против влияния Византии на Ближнем Востоке под знаменем отвоевания Гроба Господня. Вообще, большинство войн в предшествующие эпохи истории совершались под религиозным знаменем, и, каковы бы ни были подлинные цели этих войн — борьба за территории, за ресурсы, за власть, — каждая из сторон шла в бой во имя, как она считала, истинной религии, истинного Бога. Такое нередко происходит и в современном мире. Но религиозная вражда не является чем-то обязательным и непреодолимым. Наоборот, чем ближе религия к своей истинной сути, т. е. чем более она направлена на спасение человеческой души, а не на посюсторонние мирские цели, тем сильнее в ней звучит идея мира и человеческого братства. Она не должна претендовать на светскую власть.
Иисус Христос говорил: «Царство Мое не от мира сего», — т. е. религия должна стоять выше человеческих материальных страстей, политических раздоров и тому подобного. |
Во всякой религии имеется разделение на два мира, в христианстве они понимаются как «Царство Бога» и «царство кесаря», т. е. императора. Здесь подразумевается духовная власть и светская власть: с одной стороны, власть над человеческой душой, с другой — власть над человеком как подданным императора или гражданином государства. Как показывает история, соединение этих властей ведет к очень тяжелым последствиям. В таких случаях религиозные различия становятся источником вражды и войны. Если же духовная и светская власть в государстве разделены, религия оказывается личным делом каждого человека. Каждый сам решает, в какого Бога верить, в какую церковь ходить, какие ритуалы исполнять, или же вообще не верить в Бога и в церковь не ходить. Конечно, если быть точным, человек редко решает эти вопросы сам, на деле их решает семья, традиция, в которой он воспитывается, решает процесс социализации. Но главное — это не решается государством. Светское государство основывается на том, что религия — предмет личного выбора гражданина.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы