logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

2. Демографическая угроза

      Даже после распада СССР Россия остается крупнейшей страной планеты, занимая одну седьмую часть мировой суши. Громадность нашей территории и суровость климата объясняют, почему Россия, за исключением своей европейской части, так слабо заселена. Плотность ее населения в десятки раз меньше, чем в Европе, Америке или Китае. Тем не менее до последнего времени это никогда не считалось серьезной проблемой, угрожающей будущему России.

      До середины XX в. население нашей страны устойчиво росло. Во второй половине XX в. темпы демографического роста снизились, а начиная с 1994—1995 гг. рост прекратился, сменившись сокращением населения (депопуляцией). Сегодня это сокращение продолжается: каждый год наша страна теряет до миллиона граждан.

      Возникло явление, известное демографам как «русский крест»: пересеклись две кривые — падения рождаемости и роста смертности. И это происходит в ситуации, когда численность населения стран — наших соседей на Юге и Востоке постоянно растет.       Депопуляция свойственна ряду развитых государств. Однако там она, в отличие от России, является следствием снижения рождаемости. У нас же имеет место еще и катастрофически высокая смертность взрослого населения. Аналоги российским показателям смертности населения можно найти лишь среди слаборазвитых стран. В большинстве же европейских государств средняя продолжительность жизни на 12—15 лет больше, чем в России.       Почему демографическая ситуация вызывает такое опасение, что ее можно считать угрозой будущему страны? Назовем несколько причин, придающих демографии столь важное значение.       Сокращение населения существенно ухудшает экономическую ситуацию: на рынке труда ощущается дефицит рабочей силы, предприятия вынуждены искусственно ограничивать свое развитие из-за нехватки рабочих, инженеров, управленцев. К тому же необходимо провести техническое переоборудование производства на основании новых технологий, и здесь встает вопрос о подготовке рабочих и технических кадров. Уже к 2015 г. по различным прогнозам численность новобранцев, способных служить в Российской армии, сократится почти вдвое против сегодняшнего.       Относительное увеличение количества россиян старшего возраста при сокращении доли молодежи усиливает финансовую нагрузку на государственный бюджет. Если раньше несколько работающих содержали одного пенсионера, то в близком будущем, вполне возможно, одному работающему придется содержать нескольких пенсионеров. Это потребует резкого увеличения налоговой нагрузки на экономику или радикальной реформы пенсионной системы, включая повышение пенсионного возраста. Может быть, выходить на пенсию будут не в 55—60 лет, как сейчас, а в 60—65 или даже в 65—70 лет. Старение населения увеличивает давление на систему здравоохранения, которая и сейчас явно не справляется со своими функциями.       Все развитые страны, пытаясь справиться с демографическим кризисом, привлекают переселенцев из-за рубежа. По этому пути идет и Россия. Однако иммигранты, решая отдельные экономические проблемы своей новой родины, в свою очередь создают новые проблемы. Наблюдается повышенная конкуренция за рабочие места между «старожилами» и «новичками» и неспособность государства обеспечить языковую и культурную адаптацию новоприбывших. Как результат, они образуют закрытые и непрозрачные сообщества по кровнородственному признаку, где процветает этническая преступность, теневая экономика. Такие сообщества подпитывают коррупцию в правоохранительных органах, которые зачастую играют роль «крыши», прикрывающей разнообразную нелегальную активность иммигрантов.       Имеет значение также «качество» иммиграционного потока.

      Россия заинтересована в том, чтобы к нам приезжали на постоянное место жительства квалифицированные, образованные и трудоспособные носители русского языка и культуры, рассчитывающие найти здесь свою новую родину и готовые интегрироваться в наше общество.

      Мы не заинтересованы в том, чтобы приток иммигрантов бесконечно усиливал давление на и без того изношенные социальные и инфраструктурные системы столиц и городов-миллионеров. Нам нужны программисты и учителя, врачи и инженеры, а не только малоквалифицированные строители или сельхозрабочие. Таким образом, Россия вступает в международную конкуренцию за качественный иммиграционный поток: ведь никто не гарантирует, что наш соотечественник из Узбекистана или Туркмении решит вернуться в Россию, а не перебраться в Белоруссию или одну из восточноевропейских стран.       Иммиграционная политика имеет и временное измерение. Как показывает опыт Франции и Германии, во втором и третьем поколениях иноэтнические анклавы плохо адаптированных переселенцев могут превратиться в очаги социального неблагополучия и источники криминальной угрозы. Это, в свою очередь, грозит превращением иммиграции в политическую проблему, вспышками межнациональной и межконфессиональной напряженности, распространением ксенофобских (ксенофобия — боязнь чужих) и даже фашистских настроений. Уже сейчас такие настроения начинают распространяться в России, хотя иноязычных и инокультурных иммигрантов у нас пока не так много.       Еще один, геополитический аспект демографической проблемы связан с возможностью заселения пустынных приграничных территорий выходцами из перенаселенных сопредельных государств. Это касается дальневосточных территорий (граничащих с Китаем), Юга Сибири (граничащего с Казахстаном), а также Поволжья и Юга европейской части России, куда в последнее время направлены мощные иммиграционные потоки из мусульманских стран и Закавказья. Изменение этнического, языкового и конфессионального состава населения отдельных районов и регионов, особенно приграничных, создает в перспективе опасность их превращения в участки, неподконтрольные государственной власти. К чему это может привести, хорошо показывает опыт фактической независимости Чечни в 1996—1999 гг.: на такой территории тут же образуется очаг международного терроризма, подготовки боевиков, преступности.

      Согласно прогнозам, естественная убыль населения России в первой половине XXI в. продолжится. По расчетам демографических служб ООН, в 2050 г. численность населения составит чуть больше 121 млн человек. В результате Россия с 8-го места в мире по численности населения может переместиться на 14-е. Конечно, это лишь один из прогнозов, и совершенно не очевидно, что он оправдается.

      Нейтрализовать демографическую угрозу своему будущему Россия может, если остановит падение рождаемости и рост смертности населения; создаст возможности для комфортной и безопасной жизни своих граждан; так организует иммиграционную политику, что она будет способствовать усилению экономики, а не образованию новых кризисных ситуаций в социальной и политической сферах.