Введение
Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Уже не первый год наших школьников знакомят с различными точками зрения, различными вариантами ответов на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Как эти законы определяют деятельность людей? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию? Наконец, какое будущее нас ожидает: мирное объединенное человечество или планетарная ядерная катастрофа? Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, — несомненное достижение современной российской школы. Мы, как и все общество, ушли от принудительного единообразия, от идеологической зашоренности, от мышления навязанными стереотипами. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип — все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин и обществознания в особенности. Развивая умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента, мы формируем у нашей молодежи ключевые навыки для успешного освоения современного мира. Но достаточно ли только этого? Прежде чем отвечать на этот вопрос, спросим себя: а чем мы — старшее поколение россиян — отличаемся от наших детей, от тех, кого мы учим, от сегодняшних школьников и завтрашних первокурсников российских вузов? Ответ очевиден: жизненным опытом, который есть результат нашего успешного приспособления к окружающему миру. Этот опыт у каждого свой, но в целом можно сказать, что мы ориентируемся на одну и ту же картину мира, на действующие в этом мире закономерности. Мы знаем границы возможного, стараемся ставить достижимые цели, вырабатываем нормы поведения, соответствующие нашим моральным ценностям и мировоззренческим идеалам. В личном общении с нашими детьми мы разными путями передаем этот опыт — мы воспитываем их. Из множества таких личных контактов-взаимодействий складывается преемственность между нами (взрослыми) и нашими ближайшими потомками (детьми). И важнейшим компонентом этой преемственной связи поколений россиян должно стать точное, ясное и объективное знание о современном мире. Те, кто завтра выйдут из стен школы во взрослый мир, должны четко представлять себе: • как этот мир устроен — что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их; • какие силы определяют пути и способы развития нашего мира; • какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил; • какие стратегии используются этими силами для утверждения своего лидерства и установления глобального контроля; • какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия. На основе такого знания нынешние школьники смогут сформировать собственное мировоззрение — гражданскую позицию, в основе которой лежит стремление развивать все свои способности и силы, с тем чтобы повысить конкурентоспособность нашей Родины в современном мире. Вот почему школьный предмет «Обществознание» превращается в один из решающих инструментов формирования того творческого патриотизма, без которого ни один народ в XXI в. не сможет отстоять свое право на самостоятельное развитие. Означает ли это, что мы должны формировать мировоззрение агрессивных изоляционистов, боящихся собственной тени, во всем видящих происки «мировой закулисы» и озабоченных только разоблачением коварных замыслов разнообразных врагов? Разумеется, нет. От идеологии «осажденной крепости» времен сталинского СССР мы отказались сознательно и навсегда. В сегодняшнем глобальном мире такая идеология — путь в никуда. Мы разделяем базовые ценности современного мира: принципы свободы и справедливости, самостоятельного народоправия (демократия) и прав человека, взаимной терпимости и человеческой солидарности. Гуманизм, т. е. признание человека высшей ценностью на Земле, наше общечеловеческое кредо. Но мы — реалисты. Мы видим, что высшие ценности и идеалы осуществляются не сами по себе, а в результате деятельности конкретных людей, конкретных народов, государств, правительств, международных организаций, транснациональных корпораций. И деятельность каждого строится как защита и реализация в первую очередь собственных выгод. Не зная и не понимая тех интересов, которыми движимы ваши партнеры в мире глобальной конкуренции, вы неизбежно окажетесь в положении тех, кем управляют. Вот на решение этой ключевой задачи — управления собой и в этом смысле национализации нашего собственного российского будущего — и нацелен новый курс вроде бы давно знакомого предмета «Обществознание». О важности этой задачи лучше всего говорит такой пример. Объединитель Германии в XIX в. «железный канцлер» Бисмарк произнес знаменитую фразу: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель». Он имел в виду, что в решающем сражении между войсками Пруссии и Габсбургской империи в 1866 г. победу одержали пруссаки именно потому, что они, в отличие от армии империи, сражались за патриотические идеалы, на которых воспитывались германские школьники. По аналогии с этим примером можно сказать: битву за XXI в. для нашей страны может и должен выиграть российский учитель. И это не будет преувеличением: глобальный мир диктует нам глобальные задачи. У России нет выбора — или она станет великой современной державой, или ее не будет вовсе. Но этой безальтернативности не нужно пугаться. В самом ясном ее понимании — залог нашей силы и нашего успеха. Итак, вот «визитная карточка» нашего предмета. Мир XXI в. — это глобальный мир. Все континенты, государства и народы планеты Земля объединены в неразрывное целое самыми разными взаимосвязями. Прежде всего это взаимосвязи экономические. Сегодня каждый производитель товаров и услуг включен (даже если он этого не знает) в систему глобального рынка. Благодаря разветвленной сети транспортных коммуникаций и средств доставки произведенные товары могут быть доставлены в любую точку планеты. Главное, чтобы на эти товары был спрос и имелся платежеспособный покупатель. Что определяет движение товаров по земле, воде и воздуху? Их способность конкурировать с аналогичными товарами, способность приносить прибыль производителю, посреднику и продавцу. А что необходимо для производства любого данного товара? Первоначальное вложение денег в постройку фабрики или завода, в оплату сырья и энергии и, конечно, в оплату труда. Такое вложение обозначается термином «инвестиции». И все страны современного мира борются между собой за приток этих инвестиций. Инвесторы узнают о том, куда в данный момент выгодно вкладывать деньги, с помощью сети торговых площадок — бирж, которые действуют практически во всех столицах экономически развитых стран и крупных мегаполисах мира. А в последнее десятилетие инвесторы работают и через виртуальные биржи с помощью Интернета. Можно сказать, что биржа никогда не спит. Утром по местному времени открываются биржи в Японии, Сингапуре и других странах Дальнего Востока. Там покупают и продают основные мировые валюты, золото и платину, нефть, уголь, металлы, древесину, а также акции (доли в капитале) местных и транснациональных компаний. Затем последовательно открываются биржи, расположенные западнее, и потом, когда в Японии наступает глубокая ночь, открываются биржи в США. Благодаря современным коммуникационным технологиям — мобильной связи, спутниковым телефонам, беспроводному Интернету — в биржевых торгах может принимать участие практически любой человек в любой точке Земли. Это значит, что беспрерывно по планете перемещаются капиталы, прирастая в одном месте и сокращаясь в другом. В основном такое перемещение происходит плавно и равномерно. Но бывают случаи резкого оттока, «бегства капитала» из той или иной страны, и это означает финансовую и экономическую катастрофу. Мы знаем, что это такое, на опыте так называемого дефолта 1998 г. Одновременно с перемещением товаров и капиталов происходит движение людей. Из стран, в которых приток инвестиций крайне мал, а собственных ресурсов развития не хватает, люди, не находя работы, уезжают на заработки в другие — более экономически развитые страны. Трудовая миграция, в отличие от инвестиционного процесса, не имеет такого регулятора, как биржа. Мигранты из беднейших стран Азии, Африки и Латинской Америки в огромных количествах и часто с риском для жизни стремятся попасть в Западную Европу и Северную Америку. И здесь приток иностранных рабочих оказывается серьезной проблемой. Число незаконных мигрантов в США уже перевалило за 10 млн. И американские власти приняли решение построить стену на границе с Мексикой, чтобы остановить поток нелегалов из Латинской Америки. Аналогичные проблемы возникли в странах Европейского Союза и у нас в России. Люди перемещаются по планете не только в поисках работы. С развитием транспортных коммуникаций и туристических услуг (прежде всего сети отелей) любому человеку открыта возможность посетить любой уголок Земли. И ежегодно десятки и сотни миллионов туристов из разных стран перемещаются по планете в самых разных направлениях. Туристические маршруты дают возможность людям всех стран увидеть разнообразие мира собственными глазами. Прогресс электронных средств массовой информации, а также развитие мобильной телефонной связи и глобальной сети Интернет открыли перед людьми XXI в. возможности почти мгновенно узнавать о том, что происходит в любом самом отдаленном уголке планеты. Это означает, что миллионы и миллиарды людей одним нажатием кнопки на пульте дистанционного управления телеприемником одновременно попадают в единое информационное пространство. И становятся свидетелями самых трагических событий — как это случилось 11 сентября 2001 г., когда в режиме прямого эфира можно было наблюдать, как захваченный террористами самолет врезается в одну из башен Центра всемирной торговли в Нью-Йорке. Кинофестивали и художественные выставки, театральные гастроли и музыкальные фестивали, международные научные конференции и студенческие обмены, спортивные соревнования (летние и зимние Олимпиады в особенности) — все это и еще многое другое делает наш мир теснее, доступнее и знакомее. Делает мир на самом деле единым. И это единство проявляется даже в таких исключительных случаях, как войны. Сегодня ни одна война не может считаться частным делом одного или двух государств. Она обязательно привлекает внимание международного сообщества в целом, и все большую роль начинают играть международные миротворческие силы. Но в процессе превращения мира в глобальную целостность человечество оказывается перед лицом новых угроз. Возникли международные преступные синдикаты, которые организуют глобальные сети торговли наркотиками, оружием, поддерживают каналы нелегальной миграции. Угрожают людям на всей планете и такие массовые инфекции, как СПИД и новые разновидности гриппа. Экологи предупреждают о возможной глобальной катастрофе в результате так называемого «парникового эффекта», возникающего в результате огромных выбросов в атмосферу углекислого газа, массовой вырубки лесов в тропических зонах, загрязнения Мирового океана нефтепродуктами и солями тяжелых металлов. Особые тревоги человечества связаны с неконтролируемым распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), и в первую очередь ядерного оружия. Сегодня все больше стран становятся «ядерными», налаживая собственное производство оружейного плутония. В связи с этим такой тип оружия, а также оружие биологическое и химическое могут оказаться более доступными для международных террористических организаций. А это грозит каждому жителю планеты, поскольку террористы ставят своей целью запугивание народов и правительств с помощью массовых терактов, влекущих за собой гибель сотен и тысяч ни в чем не повинных людей. Для отражения глобальной террористической угрозы необходимо организовать эффективную защиту. И здесь возникает серьезная проблема: как совместить безопасность граждан с их правами и свободами, которые гарантирует современная демократия? Так в ходе борьбы с международным терроризмом появляется новая угроза — искушение глобального господства, которому подвергаются страны, провозглашающие такую борьбу своей долгосрочной стратегической целью. Поскольку основной мишенью террористических ударов становятся США и страны Западной Европы, то именно правительства этих стран стремятся поставить под максимальный контроль частную жизнь своих граждан. Объявляя войну с терроризмом «сражением идей», они неизбежно вынуждены использовать приемы массовой пропаганды и манипуляции общественным сознанием с помощью глобальных информационных инструментов. В результате в самой цитадели современной демократии, в странах с наиболее длительной и устойчивой демократической традицией (США и Великобритания в первую очередь) возникает угроза появления «нового тоталитаризма», основанного не на прямом насилии (как это было в гитлеровской Германии), а на современных технологиях нежесткого информационного воздействия на массы людей, глобального контроля над ними и формирования у них запрограммированных реакций. Однако тоталитарное перерождение западных демократий — это угроза не только самим западным демократиям. Поскольку эти страны на сегодняшний день являются лидерами глобальной экономики, обладателями наиболее передовых военно-технических, научных и информационных технологий, то у некоторых политиков (а также лидеров транснациональных корпораций, финансово-промышленных, а иногда и преступных (!) групп может появиться искушение закрепить свои преимущества навсегда. И вместо глобального демократического миропорядка попытаться установить свою монополию на лидерство — на всемирную власть, на собственность в сфере стратегических энергоресурсов планеты, в сфере контроля над всеми видами мировых коммуникаций. Эта перспектива тем более реальна, что в глобальном мире резко обостряется конкуренция за ключевые энергоресурсы. Нефть, газ, уголь, радиоактивные материалы, способные дать «топливо» для атомных электростанций, — все это требуется многим странам во все возрастающих количествах. И некоторые страны уже ставят на повестку дня вопрос об установлении некоего чуть ли не глобального контроля над «глобальными ресурсами». Безусловно, в такой постановке вопроса есть необходимость. Вот только кто и как должен контролировать все планетарные ресурсы — это вопрос открытый. По крайней мере ясно одно: он не должен решаться в пользу одних стран в ущерб другим. Угроза установления глобально несправедливого миропорядка, при котором преимущества одних стран в сравнении с другими станут источником все большего разрыва между «богатыми» и «бедными», — ключевая угроза глобального мира в нынешнем столетии. Именно ощущение глобальной несправедливости вызвало и продолжает вызывать все новые акты террора по всей планете. В войне, объявленной международному терроризму, не будет победителя, если глобальный миропорядок не окажется основанным на принципах, приемлемых для всех жителей планеты Земля. Чтобы выработать такие принципы, нужно сначала разобраться в том, как устроен глобальный мир XXI в. Сначала нам нужно разобрать устройство современного общества в его отличии от всех предыдущих (так называемых традиционных) обществ. Понять, что объективно способствует нашему сближению и объединению в единое человечество, а что, наоборот, объективно разделяет нас. Затем мы должны понять структуру глобального мира — его политику, экономику, информационное пространство, разобраться в том, кто чем владеет в этом мире, какие цели ставит и как их реализует. Наконец, мы обратимся к нашей стране. Мы определим, в чем заключаются слабости, которые мы должны устранить в кратчайшие сроки. Мы сформулируем задачи, которые объективно встали перед Россией в ходе глобализации. Мы поищем способы и средства решения этих задач. Мы подведем первые итоги нашего политического развития с момента распада СССР и охарактеризуем наше ближайшее окружение — ситуацию в тех странах, которые еще не так давно вместе с Россией составляли единое мощное государство в XX в.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы