3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
Исламская цивилизация — единственная из всех бывших и существующих, которая получила свое название не по имени основателя, имени народа или названию территории. Эта цивилизация возникла и продолжает существовать в сегодняшнем мире как объединение разных народов (практически на всех континентах), исповедующих одну религию — ислам, поэтому данная религия относится к числу мировых. Возникновение этой цивилизации связывают с деятельностью Мохаммеда.
Мохаммед — житель города Мекка на Аравийском полуострове, получивший откровение от Бога (Аллаха), которое было им записано в священной книге мусульман — Коране. Деятельность Мохаммеда в родном городе не нашла поддержки сограждан, и он решил перебраться в Медину. Дата прибытия его в этот город (это событие называется по-арабски «хиджра») — 20 сентября 622 г. по христианскому летоисчислению — стала для мусульман началом собственной истории. От нее начинается первый год хиджры, и соответственно мусульмане празднуют свой новый год 20 сентября.
Деятельность Мохаммеда в Медине по организации жизни в соответствии с истинами Корана закрепила за ним звание Пророка. Все его последователи признавали в нем того, кто воспринял и в точности передает заветы единого Бога. После смерти Мохаммеда в 632 г. его преемники — правоверные халифы распространили власть первоначального исламского города-государства на территории Аравийского полуострова, Сирию, Ирак и Персию (современный Иран). Так установилось первое крупное исламское государство, в котором правила династия Омейядов (661—750). Столицей этого халифата был Дамаск. Государство объединяло разные и очень древние культурные традиции: персидскую цивилизацию, цивилизации Междуречья, эллинистическую цивилизацию Малой Азии, а также анклавы цивилизации римской и древнеиудейской. Однако доминирующей силой являлись арабы — выходцы из Аравии. Основным языком являлся арабский, поскольку именно на нем был записан Коран. Следующая династия Аббасидов (751—1258) сумела создать самое крупное на тот период государство в человеческой истории. Владения халифата простирались от территории современного Ирана на востоке до территории современного Марокко на западе. Все северное побережье Средиземного моря, а также большая часть Испании и Южной Франции в какой-то момент оказались под властью халифата со столицей в Багдаде. Хотя Аббасиды также происходили из Аравии, они создали свое государство как космополитическую (всемирную) империю, в которой при господстве ислама как государственной религии процветала терпимость в отношении других вероисповеданий (христианства, иудаизма, зороастризма) и фактическое равенство всех народов, находившихся под властью халифа. Официальным (религиозно-государственным) языком оставался арабский, но сами арабы не являлись в каком-либо отношении привилегированным народом. Именно в этот период исламская цивилизация становится средоточием образованности, центром развития наук, прикладного знания, философии и литературы. В этой своей роли она оказалась важнейшим соединительным звеном между античной греко-римской цивилизацией и цивилизацией новоевропейской. Дело в том, что, пока средневековые варварские королевства в Европе проходили через христианизацию и объединение в Священную Римскую империю германской нации, античное философское и научное наследие сохранялось, изучалось, переводилось на арабский учеными халифата под патронажем самих правителей-халифов. Так благодаря этому европейцы получили доступ к трудам крупнейших древнегреческих ученых и философов — Платона и Аристотеля. Огромный вклад в становление современной математики внесли ученые халифата. Сам числовой ряд от единицы до девяти мы передаем арабскими цифрами (римские используем для обозначения исторических дат — веков). Арабские математики ввели такой математический символ, как 0, что позволило проводить исчисления десятичных дробей, а в далекой перспективе сделало возможным появление кибернетики. Сам способ абстрактных исчислений и решения уравнений получил арабское название — алгебра — именно потому, что был введен и разработан учеными халифата. Халифы поощряли развитие прикладного знания — астрономии, географии, химии, медицины. Для изучения звездного неба здесь была изобретена астролябия. Развивалось искусство картографирования. Ученые проводили опыты с различными химическими веществами. В Багдаде были построены больницы, в которых больных бесплатно лечили врачи, принимавшие специальную клятву верности профессии. Именно арабские медики начали впервые лечить различные внутренние заболевания, научились различать корь и оспу, делали операции по удалению раковых опухолей. Развивалось и гуманитарное знание — создавались исторические труды, философские трактаты, процветала литература (в частности, знаменитые сказки Шехерезады под названием «Тысяча и одна ночь»). Династия Аббасидов потеряла власть в результате нападения на халифат монгольских отрядов под командованием внука Чингисхана — Хулагу. Сам халифат распался, но процесс исламизации других народов не прекратился. В частности, в XIV в. ислам приняли правители Золотой Орды, сумевшие к тому времени включить в состав своего государства большинство княжеств Киевской Руси. Это привело к принятию ислама сначала народами Поволжья (татары и башкиры), а затем и народами Северного Кавказа.
С XIV—XV вв. исламская цивилизация вступает в острый конфликт с цивилизациями западнохристианской (католической) и восточно-христианской (православной). Турки-османы захватывают в 1453 г. столицу Восточной Римской империи Константинополь, а затем вторгаются на европейский континент, подчиняя себе православные балканские народы — греков, болгар и южных славян. В 1683 г. войска Оттоманской империи стояли под Веной, но в конечном счете вынуждены были отступить. |
Современная ситуация характеризуется иными линиями межцивилизационного противостояния. Исламские государства и исламские общины в других государствах объединяют почти пятую часть населения планеты. Растет напряжение между западной цивилизацией (Западная Европа, Северная Америка) и цивилизацией исламской. Наиболее острая точка конфликта — еврейско-палестинский конфликт в Израиле. Однако и многочисленные исламские общины во Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Испании и Италии все в большей степени стремятся утвердить свою автономию и отстоять право на сохранение своих традиций в рамках западной цивилизации. После атаки членов арабской подпольной организации «Аль-Каида», захвативших пассажирские самолеты и направивших их на две башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г., США объявили войну международному терроризму. Этапами этой войны стала интервенция в Афганистан и свержение правительства «Талибана», а затем вторжение в Ирак и свержение диктатуры партии БААС под руководством Саддама Хусейна. Эти действия США и их партнеров по НАТО, а также безоговорочная поддержка Израиля в конфликте с палестинцами вызывают у мусульман всего мира ощущение того, что их цивилизация находится в конфликте с Западом. И хотя не существует полного единства среди исламских государств, однако восприятие Запада как угрозы может послужить изоляционистской консолидации исламского мира.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы