logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

5. Глобальная экономика и «провалы рынка»

      Распад социалистического лагеря привел и к серьезным экономическим последствиям. Он способствовал формированию единой глобальной экономики, характеризующейся свободным движением капиталов, рабочей силы, ликвидацией экономических границ, появлением новых коммуникационных технологий, ускоряющих бизнес-процессы. Межконтинентальные перелеты, Интернет, сотовая связь, компьютеры — все это принципиально изменило мир. Он стал превращаться в единое бизнес-пространство. Ярким свидетельством этому стали транснациональные корпорации, ведущие бизнес на всех континентах. Сегодня зачастую нельзя сказать, где сделан тот или иной товар, особенно если речь идет о сложной высокотехнологичной продукции. В производственной цепочке обычно задействованы предприятия сразу нескольких стран.

      Гордость американского авиапрома самолет Boeing 747 на 98% был сделан в США. Новый же самолет Boeing 787 будет сделан в США только на 35%, причем самые технологически сложные части будут делаться в Японии.       Доля немецких деталей в современных автомобилях BMW не превышает 65%. Во внедорожнике BMW Х5 доля немецких деталей составляет всего 25%, двигатель производится в Австрии, Великобритании и ФРГ, а сборка осуществляется не на баварских заводах, а в США.

      Но опять же, как и в случае с демократией, наблюдаются «провалы рынка». Например, противоречие между задачей максимизации прибыли и рядом глобальных общемировых угроз, требующих дополнительных затрат. Крупные корпорации не заинтересованы в больших отчислениях на экологические программы, поскольку это снижает их доходность, тем более если экологически грязные производства вынесены в страны, где основные акционеры транснациональных корпораций не проживают. Есть и другие проблемы: глобализация экономики не позволяет победить бедность, регионы по-прежнему имеют разный уровень экономического развития. И эти проблемы не решаются при помощи рыночных механизмов.