logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации

      В последние годы альтернативой телевидению по популярности, распространению и глубине воздействия на людей постепенно становится глобальная сеть Интернет.

      В западных странах постоянное подключение к Интернету имеют от 40 до 80% населения, в наиболее быстро развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия, Россия) — от 5 до 25%.

      Уровень проникновения Интернета постоянно растет и сдерживается только дефицитом технологической инфраструктуры и отчасти низкой платежеспособностью населения развивающихся стран. Впрочем, оба этих препятствия достаточно быстро и безболезненно преодолеваются. В целом ряде стран действуют государственные программы «интернетизации», предполагающие создание разветвленной инфраструктуры доступа в Интернет, прежде всего для образовательных учреждений. В нашей стране такая программа называется «Электронная Россия».       Сегодня в Сети представлены почти все основные формы человеческой деятельности. Существуют сетевые средства массовой информации (зачастую более популярные, чем традиционные телеканалы и газеты), виртуальные магазины, доски объявлений, площадки для обсуждения и дискуссий (форумы, чаты), виртуальные представительства компаний, учреждений, политических партий и клубов. Электронная почта во многом вытеснила обычную. Огромную популярность приобрели онлайновые системы знакомств и виртуальные игры. Мы зачастую не знаем своего соседа по лестничной клетке, но тесно общаемся с близкими нам по интересам пользователями Сети, живущими в других городах и даже странах.       Заходя в Сеть, мы разговариваем на особом виртуальном языке, сильно отличающемся от обычного, часто берем себе новые имена, ведем себя зачастую совсем не так, как в обычной жизни. В Сети распространены виртуальные деньги, действуют виртуальные церкви, совершаются виртуальные преступления. Даже такие консервативные учреждения, как правительства и банки, начинают перебираться в Интернет. В большинстве развитых стран уже действуют те или иные элементы «электронного правительства» — власти, которая оказывает услуги гражданам через Интернет. Благодаря этому можно «в онлайне» получить права на вождение автомобилем, визу в загранпаспорт, сдать экзамен.       Секрет популярности Интернета — в его соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией. Ведь по-настоящему новой интеллектуальной продукции, открытий, нового знания сегодня, как и во все предыдущие эпохи, производится не так уж много. Зато сейчас неизмеримо больше масштаб трансляции знаний, охват ими людей. Именно тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции отличает информационное общество от его предшественников, где информация была предметом редкого и элитарного потребления.

      За словом «информация» сегодня по большей части скрывается не новое знание, а его передача, коммуникация. В Интернете практически не создается нового знания, зато имеющееся знание активно тиражируется, распространяется и обменивается.

      Информационное общество — это общество мгновенных и всеохватывающих коммуникаций, общество всеобщей связи (лат. communis, собственно, и означает «связь»). Интернет и представляет собой весьма удобное и комфортное средство связи. Наиболее успешен, востребован, информирован в современном обществе не тот, кто больше знает, а тот, кто больше общается, участвует в большем количестве коммуникаций.       Информация отличается от знаний тем, что она актуальна, интересна и предназначена для текущего использования. Поэтому информация и необходима современному человеку, ценна для него. Люди действуют, используя информацию, но сама она при этом не растрачивается бесследно, а, напротив, только умножается. Ведь если два человека обменяются яблоками, то у каждого из них останется всего одно яблоко, а если они обменяются идеями, то каждый сохранит свою идею и приобретет новую. Поэтому общий объем информации в современном обществе постоянно возрастает.       Этот процесс идет рука об руку с образованием виртуальных человеческих сообществ по интересам. Предмет общения в каждом из них — свой: литература, хобби, игры, политика. Благодаря тому что временной и пространственный барьеры в Интернете отсутствуют, такие сообщества приобретают межгородской, межрегиональный, международный характер. Они существуют поверх территориальных и государственных границ. Каждое сообщество формирует свой язык общения, особую иерархию, этику, правила и нормы поведения. Интернет помогает информационному обществу структурироваться не так, как было свойственно предшествующим эпохам (по социальным классам, имущественным группам, территориальным и кровнородственным общинам), а по-новому — по интересам, по стилям жизни, формировать во множестве новые субкультуры. Родившись в Интернете, эти субкультуры затем проявляются и в оффлайне, т. е. в реальной жизни.       Интернет активно вторгается в политику и бизнес. В США и некоторых других странах можно голосовать на выборах и заключать коммерческие сделки по электронной почте (для этого придумана «цифровая подпись», удостоверяющая личность человека). Многие политические и выборные кампании идут в Сети не менее активно, чем в обычной жизни. СМИ используют Сеть как источник и средство распространения информации, и это снижает политическую значимость контроля над традиционными средствами массовой информации. Сеть во многом уравнивает возможности традиционных, влиятельных политических сил и партий-новичков, не имеющих солидной истории и связей, но сумевших создать привлекательный образ и выдвинуть актуальные для людей лозунги. Неправительственные организации часто используют именно Интернет как основной канал распространения своих идей и ценностей.       Явлением, ярко демонстрирующим политическую роль Интернета, стали флэш-мобы — гражданские акции, организованные через Сеть, когда сотни прежде знакомых только по Сети людей одномоментно встречаются на одной из улиц или площадей, чтобы выразить свое отношение к той или иной теме.       Сегодня сетевые возможности не может игнорировать ни одна партия, включая самые ретроградные и реакционные. Ведь Интернет открывает широкие возможности для нетрадиционной и даже незаконной политической деятельности. Его используют как средство агитации экстремисты правого и левого толка — цензура в Интернете существенно мягче, чем в «обычных» СМИ. Информационную провокацию — классический прием «черных» политических технологий — осуществить в Сети гораздо проще, чем в оффлайне. Интернет активно используется террористическими организациями для координации своих действий, подготовки преступлений против человечества. Технологии «мягкой силы» благодаря Интернету становятся более доступными не только для тех стран и глобальных лагерей, где они возникли, но и для других, менее могущественных участников и даже «жертв» процесса глобализации.       Широкое распространение компьютерной техники, рост компьютерной грамотности населения и объединение разрозненных компьютеров в Сеть стали решающим шагом на пути к информационному обществу. Интернет превратился в особую сферу жизни человеческого общества, где почти каждый аспект деятельности людей получил свой виртуальный аналог.

      Интернет, как и любая другая сфера жизни людей, нуждается в регулирующих его законах и в той силе, которая бы следила за их исполнением.

      Такие попытки периодически предпринимаются и, как правило, встречают раздражение и непонимание со стороны как самих пользователей Сети, так и государств, исповедующих свои взгляды на то, что разрешено, а что запрещено. Так, жесткой критике на Западе подвергается практика тотальной цензуры Интернета, принятая в Китае. Впрочем, полноценно осуществлять регулирование Сети национальным государствам мешает сам глобальный характер Интернета. Его будущее зависит от того, удастся ли международному сообществу разработать общепринятые стандарты поведения и эффективно контролировать, как они проводятся в жизнь на всей территории планеты.