logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

1. Политическая система как подсистема общества

      Чтобы выяснить, как устроена политическая система современной России, надо установить, что мы будем понимать под словом «политика». Необходимо также определить те ключевые слова (термины), с помощью которых принято описывать все, что происходит в политической системе общества.       Слово «политика» произносится достаточно часто и кажется очень близким, знакомым и понятным. В то же время оно представляет собой термин, смысл которого не всегда ясен для человека, не изучавшего политическую науку. Иногда само стремление понять политику наталкивается на сложившееся у многих наших сограждан убеждение в том, что политика — грязное дело.       Так что же такое политика, это «знакомое неизвестное»? Один из основателей политической науки — древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) назвал человека «существом политическим». Это значит, что человек является таковым лишь как член сообщества себе подобных, как житель полиса — античного города-государства.       Однако совместная жизнь многих людей невозможна без организации их взаимодействия. И жители античного полиса, и тем более жители современных государств отличаются от простой толпы незнакомых людей, случайно оказавшихся в одно время в одном месте, тем, что признают определенные правила поведения в стандартных ситуациях общения. Такое признание включает в себя и согласие всех в том, что к каждому, кто эти правила не выполняет или нарушает, должны применяться процедуры принуждения (наказания) в соответствии с заранее установленными нормами. Когда сообщество людей имеет такие правила, нормы и механизмы, обеспечивающие применение норм принуждения в ответ на нарушение правил, оно имеет гарантии своего устойчивого существования, уверенность в том, что люди, образующие сообщество, сами его не разрушат.       Совокупность таких правил и норм, а также механизмов, обеспечивающих их эффективное применение, выступает как устои общества, гарантирующие общественный порядок. В науках об обществе вместо русского слова «устои» принято использовать термин «институты» (от лат. institutum — устройство, заведенный порядок, учреждение, обычай, основоположение).       Люди в обществе занимаются самой разнообразной деятельностью, и в сфере любой деятельности существуют свои особые институты. Все общество в целом можно рассматривать как интегрированную систему институтов каждой сферы человеческой деятельности. Все они одинаково важны и значимы для стабильной и продуктивной деятельности общества в целом. Но среди них есть одна особая деятельность, преимущественно отвечающая за сохранение целостности общества и его внутреннюю упорядоченность. Эта деятельность обозначается словом «власть». Как мы выяснили в главе I, организация власти осуществляется в политической подсистеме общества.       Люди, объединенные в общество, ждут от власти решения двух основных задач: внешней и внутренней. Внешняя сводится к тому, чтобы силой защищать свободу сообщества от посягательств извне (защита суверенитета и территориальной целостности). Внутри страны главная задача власти — выносить справедливое суждение в случаях споров между членами сообщества.       В ходе исторического развития человеческих сообществ возникло огромное разнообразие форм организации власти. Возникая, закрепляясь и воспроизводясь, они становятся институтами, с помощью которых каждое сообщество регулирует внутри себя отношения между людьми, строящиеся как господство одних и подчинение других.       Власть, оформленная посредством институтов, и есть то, что составляет политику в собственном смысле слова. Поэтому политика — такая сфера деятельности людей, которая неизбежно оказывает определяющее, властное влияние на все остальные сферы. Именно люди, сделавшие участие во власти своей профессией, т. е. политики, и определяют условия, законы и нормы для деятельности людей всех остальных профессий.       И более того, именно в сфере политики принимаются ключевые для общества решения, влияющие на его историческую судьбу.

      Наиболее яркий и поучительный пример — приход к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистов под руководством Гитлера. Назначенный канцлером федерального правительства как глава партии, получившей большинство на парламентских выборах, Гитлер уже через год уничтожил те самые демократические институты, благодаря которым он получил власть, и установил диктатуру, которая привела избравший его немецкий народ к исторической катастрофе в 1945 г.

      Прямо противоположный пример — решение российского народа 12 декабря 1993 г. принять новую конституцию страны — Основной Закон, в соответствии с которым построена вся политическая система нашей страны. Если бы большинство не проголосовало за конституцию, в стране не осталось бы ни одного законного органа власти и Россию как государство ждал распад по образцу распада СССР. Более подробно об этом будет сказано ниже.       В последнем примере есть важный урок для всех человеческих обществ. Сфера политики — это не грязное дело, а тонкая и чувствительная сфера саморегуляции общества. Именно поэтому в нее нужно допускать только тех, кому все общество может доверить, хотя бы временно, на определенный законом период, управление своей судьбой. Политик — это самая ответственная общественная профессия, и допуск к ней своих членов общество должно сделать максимально прозрачным и максимально трудным и ответственным.       Но это не дело каких-то особых людей, которым можно поручить отбор будущих политиков. Именно идея такого отбора и погубила СССР — великую державу, удержать которую от распада не сумела Коммунистическая партия, взявшая на себя роль политического монополиста.       Сделать доступ к политике трудным, а самих политиков подконтрольными обществу можно лишь с помощью правил и норм, а также процедур, обеспечивающих их применение, т. е. институтов, которые защитят общество от появления во власти социально опасных, безответственных экстремистов.       Итак, получив общее представление о том, что такое политика и какую важную роль она играет в обществе, мы можем дать определение нашего ключевого понятия.

      Совокупность устоев или набор институтов, обеспечивающих людям возможность совместно существовать, ставить определенные цели, согласованно их достигать, не разрушая само общество, и образует то, что принято называть политической системой.

      В политическую систему входят:       • правительство в широком смысле как совокупность органов власти;       • политические партии, дающие гражданам возможность организованного участия во власти;       • законодательство, определяющее правила доступа к власти (избирательное законодательство в особенности), а также учреждения, обеспечивающие соблюдение этого законодательства;       • процедуры, посредством которых общество защищает себя от людей и сил, использующих демократические свободы в целях провоцирования конфликтов и в конечном счете уничтожения демократии;       • группы интересов — формальные и неформальные объединения граждан, оказывающие воздействие на представителей власти и тех, кто стремится к получению власти;       • органы местного самоуправления.       В самом общем виде результат действия политической системы общества можно определить как порядок. Его основной признак — соблюдение подавляющим большинством членов общества всех правил общения между собой, установленных с помощью власти. Этот порядок может строиться по-разному. И в зависимости от этого система будет работать определенным образом или в определенном режиме.       В сегодняшнем мире политические режимы принято делить на две основные группы: демократические и авторитарные. Эта классификация досталась нам как наследие еще того периода, когда шла идеологическая (названная «холодной») война между двумя мировыми системами: социалистической и капиталистической. В 80-е гг. прошлого века в этой войне со стороны США использовалась так называемая доктрина Киркпатрик. Ее с трибуны ООН постоянно продвигала посол США Джин Киркпатрик, называя страны Запада демократиями, антикоммунистические режимы (патриархальные и диктаторские), дружественные США, авторитарными, а режимы коммунистические — тоталитарными.       Уже тогда многие западные политические теоретики эту схему не принимали, усматривая в ней не научную классификацию, а инструмент идеологической борьбы. После разрушения СССР и исчезновения мировой социалистической системы в основном используется противопоставление демократии авторитаризму. И используется не только в научных целях, но и для укрепления господства в мире тех стран, которые монополизировали название «демократия». Можно сказать, что в период «холодной войны» между СССР и Западом шла идеологическая война, в которой ключевыми идеологемами выступали «тоталитаризм» и «демократия». Сегодня Запад в отношении России использует приемы идеологической войны, основанные на противопоставлении демократии авторитаризму. Это означает, что в политике, как внутренней, так и международной, чрезвычайно важную роль играют идеологии.       Политическая идеология — это систематически организованное мировосприятие, выражающее интересы определенной общественной группы (класса, сословия, профессиональной корпорации, касты, этнического или религиозного сообщества и т. д.) и требующее подчинения индивидуальных помыслов и поступков каждого члена такой группы целям борьбы за участие во власти. В отличие от науки, ориентированной на поиск истины, функции идеологии сводятся к:       • контролю над политическим сознанием соответствующей социальной группы;       • внедрению своих мировоззренческих принципов в массовое сознание общества;       • дискредитации и политической нейтрализации конкурирующих политических идеологий;       • обеспечению максимально возможной массовой поддержки планов и целей политической партии, являющейся носителем данной идеологии.       Рассматривая идеологию как форму мотивации политического поведения групповых субъектов, надо отметить, что в политических системах с демократическими режимами она используется преимущественно на этапах, связанных с осмыслением групповых интересов и их введением в политическую жизнь. Стремление же абсолютизировать ее роль, т. е. подчинить ей нравственные, правовые, культурные и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной основе, порождает так называемое идеократическое общество, в котором власть пытается насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни. Такие протототалитарные тенденции в установлении глобального миропорядка мы уже многократно отмечали в предыдущем изложении.       Учитывая неизбежную идеологизированность политики и неустранимое влияние идеологии на политическую науку, важно научиться распознавать идеологические оттенки всех ключевых понятий, с помощью которых характеризуются политические системы и режимы. Так, например, ключевое понятие «демократия» очень многозначно и исторически изменчиво. То, что понимали под демократией Платон или Аристотель, далеко не всегда совпадает с современным ее пониманием. Да и современные теоретики определяют этот режим по-разному. Общим остается лишь буквальное ее понимание как народовластие (от греч. demos — народ и kratos — сила, власть, могущество).       Однако власть народа — это лишь идеал, который в непосредственном виде нигде не существует. Эта власть непосредственно проявляется в редкие моменты истории, например когда создаются новые государства и устанавливается новый Основной Закон. Так, 12 декабря 1993 г. власть российского народа выразилась в принятии Конституции РФ.       В обычные времена народ осуществляет свою власть самыми различными способами, устанавливая ту или иную политическую систему. По инерции (отчасти и по сознательному умыслу) «холодной войны» разграничение демократических и авторитарных режимов производится на основе одного критерия — распределения власти. Чем более власть сосредоточена в одних руках или в одном институте, тем менее демократическим считается режим. Проблема в том, что нет чисто количественных критериев, по которым определяется характер режима.       Это значит, что «политическая арифметика» недостаточна для правильной оценки режима. Нужно ввести качественные параметры:       а) отношение народа к собственной власти, которое определяется понятием «легитимность»;       б) отношение народа к другим народам (государствам), которое определяется понятием «суверенитет».       Возможны ситуации, в которых власть концентрируется в одном или немногих институтах. Однако если это происходит как выражение воли большинства народа, такой режим объективно не будет авторитарным, но будет легитимным. Поддержка режима большинством народа означает, что власть признается справедливой, т. е. легитимной.       Возможны ситуации, в которых «демократический режим» устанавливается у данного народа властью извне в результате военной оккупации: Германия и Япония после 1945 г., Ирак после 2003 г. Соответствуя стандартам «демократии», принятым в странах, являющихся «оккупантами», такой режим не может считаться демократическим в собственном смысле. Он выражает не волю народного большинства, а волю господствующей силы. А как доказал еще Жан-Жак Руссо, сила не создает права. Такая «демократия» лишена основного ее признака — самоуправления народа, выступающего в отношении самого себя высшей властью. Народ, управляемый извне, не имеет свободы самостоятельно принимать решения. Он лишен того, что определяется как суверенитет.       Итак, определяя главные условия демократического режима, мы выделяем:       • право народа определять свое отношение к власти (считать легитимной в зависимости от того, насколько она законна и справедлива в своих действиях);       • свободу народа от любого вмешательства извне.       Однако и справедливость, и свобода как ключевые демократические ценности не появляются сами по себе. Это именно политические ценности, и потому они должны постоянно воспроизводиться самим народом. Демократический режим в этом отношении и определяется по тому, насколько народ допущен к участию в политике.       Такое участие, однако, должно быть определено законом. И современные демократические режимы вообще признают приоритет закона даже по отношению к воле самого народа, который в конечном счете является источником всякого закона. Демократия как правовое государство, как законоправие, может быть стабильным режимом именно потому, что даже способы выражения воли народа определяются законом.       Еще одним важнейшим признаком современных демократий выступает политическая конкуренция, которая выражается в наличии в стране многопартийности. Политические партии, постоянно соревнуясь между собой за большинство на различных выборах, борются за право представлять в данный момент волю народа и формулировать закон. Именно это соперничество и гарантирует всему обществу в целом защиту от узурпации воли народа какой-либо одной группой.       Наличие политических партий позволяет демократическим режимам обеспечить группе (или группам), представляющей меньшинство народа, возможность участия во власти и выражения своей точки зрения по любому политическому вопросу. Это важно, поскольку сегодняшнее меньшинство может стать большинством завтра, к тому же меньшинство может привносить конструктивные и здравые инициативы во благо всего общества.       Это называется системной оппозицией. Присутствуя во власти в меньшинстве, она ставит своей целью выработку курса, который привлечет симпатии большинства и тем самым будет стабилизировать и укреплять систему.       Все вышеперечисленные признаки режима демократии в современных обществах подразумевают наличие важнейшего условия. Это свобода граждан получать и распространять информацию. Чтобы эффективно участвовать в политике, создавать действенные законы, организовывать партии, выступать в качестве оппозиции, нужно знать, что происходит в стране, как действует власть, и иметь возможность это знание сделать доступным всем. Только при этом условии действия людей в политике будут осмысленными, деятельность партий — понятной, решения власти — подконтрольными народу, а воля народа — разумной.       При выполнении этих условий и наличии указанных признаков мы получаем демократию, которая становится действительно суверенной. Она независима от вмешательства извне, она обеспечивает народу условия для свободного волеизъявления, она становится инструментом реализации потенциала народа в настоящем и в будущем.       Итак, современная демократия как политический режим включает в себя:       1) право народа участвовать в политике в форме выборов и референдумов;       2) соблюдение верховенства закона;       3) политическую конкуренцию (многопартийность);       4) право меньшинства влиять на принятие властных решений — политическую оппозицию;       5) свободу получения и распространения информации.       Политическая система, действующая в таком демократическом режиме, обеспечивает гражданам порядок — справедливость и свободу. Поэтому она признается гражданами легитимной. Граждане, объединенные в народ, хотят ее сохранения и воспроизведения и готовы защищать ее от любых посягательств извне (агрессия, «мягкое» давление, зарубежные попытки вмешательства во внутренние дела, в том числе и через международные институты) и изнутри (сепаратизм, проявления экстремизма, узурпация власти различными группами — олигархией, бюрократией и пр.). Это значит, что народ никому не уступает свою высшую власть, которая называется суверенитетом.

      Суверенная демократия — высшая, независимая власть народа.

      Установив основные понятия, с помощью которых можно описывать политическую систему, определив ее основные цели и задачи, а также типы режимов ее функционирования, мы переходим к изучению нашей российской политической системы. Главные вопросы, на которые мы должны будем ответить, таковы:       • как и на основании чего возникла современная политическая система в России;       • каковы основные черты российской государственности;       • кто и как участвует в политическом процессе;       • как взаимодействуют государство и гражданское общество в России;       • в каких режимах функционировала наша политическая система и каким может и должен быть оптимальный для России режим.