3. Государство, нация, национализм
Рассмотрим основные типы сообществ, играющих главную роль в современном мире. Это политические сообщества, в первую очередь государства, а также национальные, языковые и религиозные сообщества. Принадлежность к каждому из этих типов является для конкретных людей основанием для разделения на «своих» и «чужих», на «ближних» и «дальних». Именно существование этих разнообразных сообществ и дает ответ на вопрос о том, что нас разделяет. Основной единицей членения современного глобального человеческого сообщества является государство.
Государство — это особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом. |
Внутренний суверенитет — это право распоряжения на своей территории, внешний суверенитет — право противостоять вмешательству извне.
В настоящее время в мире существует 194 государства, различающихся как по своей политической организации, так и по занимаемой территории и численности населения: от 0,44 кв. км (Ватикан) до 17 млн кв. км (Россия), от 900 человек (также Ватикан) до 1,3 млрд человек (Китай).
Современную систему государств можно считать сложившейся в определенной мере «случайно». Основанием ее стали великие империи, которые, распадаясь, порождали отдельные государства. Так, империя Александра Великого в IV в. до н. э. распалась на ряд царств, принадлежавших его полководцам-«диадохам». Распад ряда империй после Первой мировой войны (Российской, Австро-Венгерской и Османской), а также распад колониальных империй (британской, французской, испанской, голландской, немецкой) в XIX—XX вв. привели к возникновению некоторых европейских, большого количества латиноамериканских, африканских и азиатских государств. Распад Советского Союза, наследовавшего Российской империи, в конце XX столетия породил еще полтора десятка независимых государств — бывших советских республик. Таким образом, система государств складывалась очень долгое время. В современном ее виде она сформировалась в XIX—XX вв., и ее формирование до сих пор нельзя считать законченным. Современные государства, как правило, понимают себя как национальные государства, т. е. считают себя государствами, учрежденными одной нацией.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства. |
Нацию следует отличать от национальности.
Национальность основана на этнической общности и представляет собой один из факторов формирования нации. Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих в конечном счете к тому, что группы, происходящие от разных предков и развивающиеся в разных условиях, начинают отличаться друг от друга по своему внешнему облику и психофизиологическим характеристикам. |
Нация, в отличие от национальности, — более сложное и позднее образование. Когда территория государства совпадает с территорией проживания нации, мы говорим о национальном государстве. Большинство государств не являются однородными в национальном отношении и имеют на своей территории различные этнические, культурные, религиозные или языковые группы. Это означает, что на самом деле национальных государств в строгом смысле слова, т. е. мононациональных государств, практически не существует и никогда не существовало. Государственные границы устанавливались не по границам проживания людей тех или иных национальностей или этносов, а в результате войн, территориальных споров и компромиссов, а иногда просто административным порядком или в результате исторических случайностей. Так, например, современная Украина, занимающая территорию бóльшую, чем любое другое европейское государство за исключением России, значительную часть своих территорий получила за счет территориальных приобретений Советского Союза по итогам Второй мировой войны (нынешняя Западная Украина) и за счет реорганизаций административного устройства в советское время (Харьковская область, Крым). Но следует учитывать, что не только нация учреждает государство на территории своего проживания, но и само существование государства с его принципом гражданства может служить формированию и консолидации государственной нации.
Как нация может порождать собственное государство, так и государство может порождать собственную нацию. |
Поскольку подавляющее большинство государств являются многонациональными, ясно, что национальное членение не совпадает с государственным. На территории одного государства могут проживать в массовом количестве и иногда в компактном расселении представители нескольких и даже многих национальностей (например, в России). И в то же время представители одной и той же национальности могут проживать в разных странах, будучи отделены друг от друга государственными границами (примеры: албанское население области Косово в Сербии, отделенное от Албании, или Осетия, разделенная на Северную Осетию, принадлежащую России, и Южную Осетию, относящуюся к Грузии). Именно осознание людьми одной и той же национальности себя как общности и возникновение в связи с этим чувства общей национальной принадлежности может вести и часто ведет к острым внутригосударственным и межгосударственным конфликтам и к изменениям в системе современных государств. Самым последним и самым ярким примером такого изменения явился распад Федеративной Республики Югославии в последние десятилетия XX и начале XXI в. по причине обостренного стремления к национальной государственности в составляющих федерацию республиках — Боснии, Хорватии, Словении и Черногории.
Идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности, именуется национализмом. Чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию — это патриотизм. |
Национализм и патриотизм нельзя оценивать однозначно. Это очень сложный комплекс мыслей, чувств и следующих из них действий, которые могут играть как позитивную, так и негативную роль в политическом и социальном развитии и мира в целом, и отдельных государств. В состав национализма входят идеологическая, эмоциональная и политическая составляющие, которые надо уметь разделять. Национализм бывает государственный и антигосударственный. Государственный национализм — это национализм государственной нации, т. е. нации, которая считает себя основой и «корнем» государства («коренная» нация). Идеология государственного национализма может варьировать от вполне приемлемого требования лояльности к власти и уважения государственного достоинства до агрессивного требования со стороны государственной нации изгнания или даже истребления инородцев. В последнем случае мы должны говорить уже не о национализме, а о его извращенных формах, которые обозначаются такими определениями, как «шовинизм» и «нацизм». На эмоциональном уровне государственный национализм воплощается в благородном чувстве патриотизма, причем часто речь идет даже не о патриотизме как воплощении сугубо национального или «этнически национального» чувства, а о гражданском патриотизме, выражающемся в стремлении поддержать собственное государство. В политическом смысле государственный национализм выражается в последовательной реализации идеи государственного суверенитета и в защите от враждебных поползновений со стороны других государств. Государственный национализм, как правило, оказывается идеологией и политикой укрепления государства и стабилизации мировой политической системы. Антигосударственный национализм представляет собой комплекс мыслей, чувств и действий, направленных на разрушение существующей государственной системы с целью образования отдельного собственного национального государства или присоединения к другому национальному государству. Это идеология национальных сообществ, которые являются угнетенными и ограниченными в правах или считают себя таковыми в рамках существующего государственного устройства. Самые близкие примеры здесь: чеченцы в России в 90-е гг. прошлого века, косовские албанцы в Сербии, абхазы и осетины в Грузии, русские и украинцы в молдавском Приднестровье. Антигосударственный национализм представляет собой идеологию и политику, дестабилизирующую как конкретные государства, так и мировую систему в целом и порождающую острые, иногда даже кровавые столкновения и конфликты. Никогда нельзя сказать заранее, что государственный национализм — хорошо, а антигосударственный — плохо. Национализм может быть разным по своей интенсивности и формам выражения. Государственный национализм может вести к мобилизации граждан на поддержку собственного государства, а может — в своих извращенных формах — выразиться в депортации граждан определенной национальности. Антигосударственный национализм может выражаться в агрессивном стремлении к разрушению государства, а может — в справедливом стремлении к воссоединению с соотечественниками по ту сторону государственных границ. Именно поэтому национализм стал в настоящее время одной из самых сложных и самых острых проблем международной политики и внутренней политики многих государств.
Однозначно плох шовинизм, утверждающий, что собственная нация — единственная, достойная внимания и уважения, обладающая великой историей и неисчислимыми духовными богатствами. А все другие (по крайней мере соседние) недостойны внимания и уважения, поскольку являются ущербными, дикими, злобными, и в конечном счете состоят из «недочеловеков». Тогда по отношению к ним можно позволить себе что угодно — издевательства, унижения, депортации, вплоть до физического уничтожения. Таким был нацизм периода гитлеровской диктатуры в Германии. |
Итак, нас разделяют видимые и ощутимые границы государств, нас разделяют часто невидимые и неощутимые внешне границы национальных сообществ.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы