4. Военная и террористическая угрозы
После прекращения в 1989—1991 гг. «холодной войны» было покончено с разделом мира на два противостоящих лагеря, и, казалось, угроза уничтожения всей планеты в огне ядерной войны исчезла. Однако определенные военные угрозы существованию России все-таки сохраняются. Они связаны не только с возможностью открытых враждебных действий одной или нескольких стран. Такая вероятность сегодня невелика, но она может возрасти, если Россия будет слабеть и покажется кому-то за ее границами удобной целью и потенциальной жертвой военного нападения. Другая возможная военная угроза — это угроза вооруженного сепаратизма, ставящего целью территориальное расчленение страны, возможно, при поддержке внешних сил. Реальность этой угрозы наша страна почувствовала на себе в последние 15 лет. Маловероятен, но тоже возможен сценарий, когда России придется задействовать Вооруженные силы для защиты своих национальных интересов вне своей территории — например, в Центральной Азии или на Дальнем Востоке. Наконец, еще один источник угрозы — это международные террористические сети, войну против которых Россия ведет уже много лет. Эта угроза периодически то обостряется, то ослабевает, но не исчезает полностью. Столь широкий спектр военных угроз задает принципиально различные требования к военной организации и оборонному потенциалу страны. Совместить их и реализовать нелегко, особенно учитывая, что содержать современную армию нашей экономике пока не по силам. Приходится временно жертвовать отдельными элементами военного потенциала в надежде, что продолжающийся экономический рост даст возможность в ближайшем будущем закрыть образующиеся «дыры» в строительстве и модернизации Вооруженных сил страны. Этот процесс идет в весьма тяжелых условиях. В свое время советское военное планирование рассматривало в качестве основного театра военных действий Центральную и Западную Европу. Для этого в Германии был развернут первый, наиболее мощный эшелон ударных сил, в восточноевропейских странах — второй, а на территории Прибалтики, Белоруссии и Украины — третий. Войска, размещенные в России, должны были служить в основном для обучения призывников, а также пассивно сдерживать возможную агрессию со стороны Китая. После распада СССР Россия лишилась армий первого, второго и третьего эшелона. Собственные Вооруженные силы ей пришлось строить в основном на базе небоеготовых, «кадрированных» (имеющих офицерский состав и военную технику, но не укомплектованных солдатами) частей. Отрицательную роль сыграли и такие факторы, как непродуманные, поспешные, не подкрепленные достаточным финансированием, а потому не увенчавшиеся успехом попытки реформирования.
Непопулярность военной службы у молодежи, низкий социальный статус офицерского корпуса, отсутствие системы гражданского контроля над армией привели к тому, что военное строительство происходило, по сути, без поддержки российского общества. Долгое время армия, которую строил и уважал народ, была непопулярна. |
Между тем краткий период относительно мирного развития, последовавший за окончанием «холодной войны», завершился уже к 2001 г.
Новые военные и террористические угрозы требуют от России решительной перестройки Вооруженных сил, их перенацеливания, разработки новых концепций военного строительства, перевооружения армии новыми образцами оружия и военной техники. |
Остановимся только на нескольких аспектах этой проблемы. Ядерное оружие — главный элемент системы стратегического сдерживания России. Имеющиеся на вооружении модели ядерного оружия разрабатывались в основном в 60—70-е гг. прошлого века. Происходит моральное и техническое устаревание ядерных комплексов. По экономическим причинам была ликвидирована значительная часть их носителей (ядерных подлодок, стратегических бомбардировщиков, стационарных установок ракет). Между тем США разрабатывают систему стратегической противоракетной обороны (ПРО), призванную защитить американскую территорию от баллистических ракет противника. В советское время системы ПРО были запрещены международными договорами. Задачей России в этой связи, если она хочет сохранить стратегический ядерный паритет с США и обеспечить свою неуязвимость перед лицом сильнейшей державы современного мира, является модернизация имеющихся и разработка новых образцов ракетного и ядерного оружия, способного преодолевать системы ПРО. Постоянная боеготовность Вооруженных сил — важнейшее требование современной войны. Советская армия строилась по принципу массовой мобилизационной армии: в случае военной опасности прошедшие ранее военное обучение граждане призывного возраста пополняли части и соединения. Таким образом, для приведения в боеготовность армии требовалось определенное время, мобилизационный период. Частей постоянной готовности было относительно немного. Новая же военная ситуация в мире требует наличия частей и сил постоянной готовности, быстрого реагирования, способных в кратчайшие сроки, без доукомплектования, переместиться в выбранную точку страны или планеты, вступить в бой и выполнить поставленную задачу. Такими способностями Российская армия пока не обладает.
В августе 1999 г. для отражения террористической агрессии международного терроризма с территории Чечни против Дагестана потребовалось сформировать воинскую группировку в количестве около 60 тыс. человек. Однако во всех Вооруженных силах на тот момент набралось вдвое меньше военнослужащих частей постоянной готовности.
Чтобы надежно защитить такую огромную территорию, как у России, нужно либо иметь многомиллионную армию, либо уметь очень быстро передвигаться, опережать врага, где бы он ни вознамерился нас атаковать. Советское руководство пошло по первому пути: была создана самая большая в мире по численности армия. Она была совсем не мобильна, но от нее этого и не требовалось. Зато она очень дорого обходилась стране — на оборону тратилось больше половины государственного бюджета. В конечном счете перенапряжение народного хозяйства, отвлечение слишком больших производительных сил на военные нужды подорвало советскую экономику. Мы назвали только некоторые из вызовов, брошенных России новой военной реальностью. Есть и другие. И все они требуют от нашей страны радикально перестроить существующую военную организацию. Сам по себе опыт победы над террористами и вооруженными сепаратистами в Чечне не дает гарантий, что новые угрозы будут эффективно отражены. А перспектива постепенного снижения военных возможностей столь обширной и богатой разнообразными ресурсами страны, как Россия, уже сама по себе опасна. Ведь она создает соблазн для крупных и мелких «хищников» мирового и регионального масштаба воспользоваться ситуацией, чтобы диктовать России свою политику, добиваться от нее всевозможных уступок, заставлять ее поступать вразрез с собственными национальными интересами. Можно вспомнить, как на протяжении XIX в. Османская империя была «больным человеком Европы», т. е. не состоятельным политически, экономически и в военном отношении государством. Она не сумела вовремя модернизировать свою экономику, структуры управления, армию. Более мощные и агрессивные соседи последовательно отбирали у нее все новые и новые куски территории, фактически контролировали ее внешнюю политику и государственный бюджет.
В момент наивысшей слабости России, в середине и конце 1990-х гг., в США активно продвигалась идея установления международного (на деле — американского) контроля над нашими ядерными силами — якобы чтобы уберечь их от несанкционированного использования террористами, экстремистами и мафией. Если бы эта идея была осуществлена, о государственной независимости и территориальной целостности нашей страны можно было бы забыть навсегда. |
Сегодня мы стали существенно сильнее, чем были еще семь — десять лет назад, и такие сценарии кажутся абсурдными и фантастическими. Но любое ослабление России дает повод нашим конкурентам попытаться разоружить ее, лишить суверенитета, навязать ей свою волю. Чтобы не стать «больным человеком Евразии» XXI в., России необходимы собственные — могучие и современные — Вооруженные силы, гарантирующие ее суверенитет и национальную безопасность.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы