2. Формы культуры
Каждую культуру можно разделить на три большие части. Это материальная культура, духовная культура и социальная культура.
Под материальной культурой понимается вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей. |
К материальной культуре относятся жилища, одежда, орудия приготовления пищи, средства транспорта, средства коммуникации, орудия войны и т. д. и т. п.; это тростниковая хижина и небоскреб, набедренная повязка из пальмовых листьев и костюм от Версаче, каменный очаг и микроволновая печь, телега с лошадью и самолет, каменный топор и межконтинентальная ракета. Общим словом, обозначающим любой предмет материальной культуры, является слово «артефакт». Артефакт — это то, что создано искусственно, а не существует от природы.
Под духовной культурой нужно понимать всю совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре. |
Это картины, романы, симфонии, научные теории и эксперименты и в то же время магические формулы, религиозные системы, мифы и идеологии. Например, йога и ядерная физика в равной мере представляют собой явления духовной культуры.
Под социальной культурой понимаются характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни. |
Таких форм в мире огромное множество. Это, например, разные виды крестьянских и религиозных общин; разные формы семейного существования; различные структуры власти и управления; это и современное гражданское общество. Сюда же, к социальной культуре, относятся экономические и социальные институты, т. е. массовые и общепринятые формы деятельности по удовлетворению разного рода материальных и духовных потребностей. Одной из форм социальной культуры является так называемая политическая культура, которая заключается прежде всего в традиционно преобладающей в том или ином сообществе форме принятия политических решений. Это может быть демократическая культура: • либо в форме прямой демократии (примером могут служить новгородское вече или казачий «круг», где решения принимаются в зависимости от того, кричат ли собравшиеся «любо, любо!» или «долой, долой!»); • либо в форме организованной демократии с разными системами народного представительства, обеспечивающими (в разной степени) учет интересов разных групп населения. Но это может быть и автократическая культура, когда правит меньшинство либо вообще один-единственный человек (примеры здесь — царское самодержавие в России, современные немногочисленные диктаторские режимы). Все три формы культуры — материальная, духовная и социальная — очень тесно друг с другом связаны и по отдельности не могут существовать. Так, например, совершенно ясно, что современные средства коммуникации (от Интернета до МРЗ-плеера), которые нужно относить к сфере материальной культуры, являются продуктом технической реализации идей, возникших в научном творчестве, т. е. в сфере духовной культуры. С другой стороны, религиозные общины являются результатом земного воплощения основополагающих религиозных мифов. Если христианская религия — явление духовной культуры человечества, то христианская церковь — социальный институт, т. е. явление социальной культуры, точно так же, как и нормы христианской морали, которые — во всяком случае в западном мире — превратились во всеобщие моральные и правовые нормы, которым мы все следуем, даже не осознавая при этом их религиозного происхождения. Культурная унификация, которая происходила всегда и ныне остро проявилась в форме глобализации, реализуется по-разному в различных сферах культуры. Особенно далеко она продвинулась в сфере материальной культуры. Практически во всех регионах земного шара господствуют одни и те же потребительские товары, одежда, оружие, строятся одинаковые дома, открываются одинаковые гостиницы, в которых обеспечивается один и тот же набор услуг. Образцом при этом выступают развитые индустриальные страны: страны Евросоюза, США, Япония и некоторые другие, в частности Россия. Страны, которые становятся на путь ускоренного экономического и промышленного развития, как правило, не порождают в этой сфере ничего нового, но копируют и воспроизводят — хотя иногда при этом и развивают — достижения материальной и лишь частично духовной и социальной (научные исследования, организация экономики) культуры западной цивилизации. Совсем иначе развивается процесс в том, что касается оснований духовной и социальной культуры разных стран и региональных сообществ. Чем интенсивнее происходит унификация и глобализация в материальной и технико-экономической сфере, тем глубже осознаются и проявляются различия стран, сообществ и регионов в области духовной культуры и традиционной социальной организации. Они оказываются самыми стойкими, жизнеспособными и могут выстоять перед натиском глобализации. Именно границы разных типов духовных и социальных культур и представляют собой основные разделительные линии в глобальном человеческом сообществе.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы