logo
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

2. Формы культуры

      Каждую культуру можно разделить на три большие части. Это материальная культура, духовная культура и социальная культура.

      Под материальной культурой понимается вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.

      К материальной культуре относятся жилища, одежда, орудия приготовления пищи, средства транспорта, средства коммуникации, орудия войны и т. д. и т. п.; это тростниковая хижина и небоскреб, набедренная повязка из пальмовых листьев и костюм от Версаче, каменный очаг и микроволновая печь, телега с лошадью и самолет, каменный топор и межконтинентальная ракета. Общим словом, обозначающим любой предмет материальной культуры, является слово «артефакт». Артефакт — это то, что создано искусственно, а не существует от природы.

      Под духовной культурой нужно понимать всю совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.

      Это картины, романы, симфонии, научные теории и эксперименты и в то же время магические формулы, религиозные системы, мифы и идеологии. Например, йога и ядерная физика в равной мере представляют собой явления духовной культуры.

      Под социальной культурой понимаются характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

      Таких форм в мире огромное множество. Это, например, разные виды крестьянских и религиозных общин; разные формы семейного существования; различные структуры власти и управления; это и современное гражданское общество. Сюда же, к социальной культуре, относятся экономические и социальные институты, т. е. массовые и общепринятые формы деятельности по удовлетворению разного рода материальных и духовных потребностей. Одной из форм социальной культуры является так называемая политическая культура, которая заключается прежде всего в традиционно преобладающей в том или ином сообществе форме принятия политических решений.       Это может быть демократическая культура:       • либо в форме прямой демократии (примером могут служить новгородское вече или казачий «круг», где решения принимаются в зависимости от того, кричат ли собравшиеся «любо, любо!» или «долой, долой!»);       • либо в форме организованной демократии с разными системами народного представительства, обеспечивающими (в разной степени) учет интересов разных групп населения.       Но это может быть и автократическая культура, когда правит меньшинство либо вообще один-единственный человек (примеры здесь — царское самодержавие в России, современные немногочисленные диктаторские режимы).       Все три формы культуры — материальная, духовная и социальная — очень тесно друг с другом связаны и по отдельности не могут существовать. Так, например, совершенно ясно, что современные средства коммуникации (от Интернета до МРЗ-плеера), которые нужно относить к сфере материальной культуры, являются продуктом технической реализации идей, возникших в научном творчестве, т. е. в сфере духовной культуры. С другой стороны, религиозные общины являются результатом земного воплощения основополагающих религиозных мифов. Если христианская религия — явление духовной культуры человечества, то христианская церковь — социальный институт, т. е. явление социальной культуры, точно так же, как и нормы христианской морали, которые — во всяком случае в западном мире — превратились во всеобщие моральные и правовые нормы, которым мы все следуем, даже не осознавая при этом их религиозного происхождения.       Культурная унификация, которая происходила всегда и ныне остро проявилась в форме глобализации, реализуется по-разному в различных сферах культуры. Особенно далеко она продвинулась в сфере материальной культуры. Практически во всех регионах земного шара господствуют одни и те же потребительские товары, одежда, оружие, строятся одинаковые дома, открываются одинаковые гостиницы, в которых обеспечивается один и тот же набор услуг. Образцом при этом выступают развитые индустриальные страны: страны Евросоюза, США, Япония и некоторые другие, в частности Россия. Страны, которые становятся на путь ускоренного экономического и промышленного развития, как правило, не порождают в этой сфере ничего нового, но копируют и воспроизводят — хотя иногда при этом и развивают — достижения материальной и лишь частично духовной и социальной (научные исследования, организация экономики) культуры западной цивилизации.       Совсем иначе развивается процесс в том, что касается оснований духовной и социальной культуры разных стран и региональных сообществ. Чем интенсивнее происходит унификация и глобализация в материальной и технико-экономической сфере, тем глубже осознаются и проявляются различия стран, сообществ и регионов в области духовной культуры и традиционной социальной организации. Они оказываются самыми стойкими, жизнеспособными и могут выстоять перед натиском глобализации. Именно границы разных типов духовных и социальных культур и представляют собой основные разделительные линии в глобальном человеческом сообществе.