13. Структура современных мо. Настя к.
В последние десятилетия международная жизнь значительно усложнилась и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось ее воздействие на внутреннее развитие любой страны. Состояние международных отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством, особенно т.н. глобальных проблем, среди которых первостепенное значение имеет проблема войны и мира. И хотя войны можно назвать извечным спутником человеческой цивилизации (с 3600 г. до н.э. по сегодняшний день на земле лишь 294 года не было войн, жертвами которых стали 3,5 млрд. человек), изобретение, совершенствование и распространение ядерного оружия заставили людей всерьез озаботиться проблемой своего выживания и принять энергичные меры для их предотвращения, создания системы всеобщей безопасности. Не менее значимы и такие глобальные проблемы современности, как экологическая и демографическая, проблемы преодоления разрыва в экономическом и культурном развитии Севера и Юга, нахождения путей разрешения мирового энергетического кризиса, защиты прав и свобод личности и др.
МП – относительно новая научная дисциплина. Понятие МО – Г.Гроций (О международном праве, О праве между народами; дисциплина появилась после ПМВ для поиска процессов, которые привели к войне). Смысл МО: подчеркнуть МЫ-ОНИ. МО начинается с суммы ВП держав. ВП– это общий курс государства в международных делах, регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит ВП. На основе ВП деятельности отдельных государств складываются определенные МО, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, а МП – между экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене. МО – определенный уровень и тип связей, который существует между всеми странами. МП появилось, когда стало формироваться человеческое сообщество. Участники МП: гос, МО, ТНК, NGO, персоналии, тер-ие организации. В МО только 1 актор! МП – конгломерат людей, которые начинают жить по 1ой модели. Лукин: МО – взаимодействие государств на мировой арене, а МП – система связей между гос и негос участниками как результат такого взаимодействия. Цыганков: понятие МП смещает акцент на все более заметную роль, которую играют в формировании международной среды нетрадиционные факторы, не вытесняющие, однако государство как главного участника международных отношений. Богатуров: предмет исследования МП гораздо обширнее, сложнее, чем МО. МО представляют собой то пространство, в котором протекают процессы МП. Становление МП: 1. журнал «Международная организация» (International Organisation, 40г. США). 2. исследование международных институтов.
Система: 1. совокупность элементов, находящихся во взаимоотношениях, 2. конкретная историческая форма пол организации МО (ИМО), 3. целостность. Во 2/2 20 в. Несмотря на активность и множественность ТНА, система МО остается наиболее значимым структурным элементом в политической системе мира, что определяется ключевой ролью самих государств. С окончанием ХВ – конец биполярности. Споры – мир стал: 1.монополярным (однополярным), 2. многополярным. Бжезинский – «Великая шахматная доска» - господство Америки. Стали говорить о Pax Americana – однополюсного мира во главе с США. Политика односторонности (унилатерализм) – ВП решения принимаются без учета позиций близких союзников (Ирак, 2003). Хантингтон: лидерство США оправдано тем, что это наиболее свободная и либеральная страна. Но многие американцы - против. В 1990 в РФ - идеи многополюсности (Примаков – новые центры Китай, Западная Европа). Богатуров: многополюсное балансирование с неизбежностью результатировалось в мировые войны. Однополярность: 1.центральная власть устанавливает правила игры, 2. разрешает споры между подчиненными, 3. препятствует подчиненным в их стремлении обрести независимости. Биполярность: 1. враждебность, 2. попытка уменьшить влияние противоположного блока, 3. усиление мощи по отношению к другому блоку за счет новых членов. Трехполюсность: стремление к сохранению хороших отношений с 2 другими, 2. стремление не допустить улучшения отношений между двумя другими участниками процесса. Многополюсность: 1. противодействие любому, кто стремится стать лидером, 2. недопущение ослабления своей роли, 3. не допустить дестабилизации системы. Новая система: Вестфальская система строилась на том, что государство является единицей международного взаимодействия. во 2/2 20в. – усиление ТНА. Государства для оказания влияния часто опираются на свой политический ресурс, экономический, военный и другие факторы (Nye).
Поздняков («Системный подход и МО»):
Структура – особый, присущий каждой системе способ связи элементов системы, возникающий закономерно в процессе функционирования и развития системы.
Структура: 1. соотношение элементов системы, 2. способ организации элементов системы, 3. выражает устойчивость системы.
Многообразие существующих теорий в взглядов в конечном счете может быть сведено к трем известным парадигмам – реалисткой (реализм + неореализм), либеральной (идеализм + неолиберализм) и неомарксиской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. Однако последние два десятилетия активно развиваются направления: транснационализм и институционализм, конструктивизм и постмодернизм.
Центральным для теории политического реализма (с 40-х гг – Моргентау) – понятие интереса, определенного в терминах власти и связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п. Ганс Моргентау: («Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир»): 6 принципов полит реализма. Наиболее вашими участниками международных отношений являются государства, играющие ведущую и наиболее динамичную роль. Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений.
В неореализме, основные идеи которого сформулировкал в конце 70-х гг К. Уолц (Theory of International Politics, 1979), эти акценты несколько смещены. Отстаивая структурное понимание силы, неореализм не сводит ее к военному компоненту, а включает в нее также экономическую, информационно-коммуникативную, научную, финансовую.
В этих условиях либерально-демократическая парадигма международно-политической науки приобретает самые различные формы. Многие ее сторонники соглашаются с тем, что, поскольку международном обществе до их пор отсутствует принудительная сила, поскольку международная система и сегодня остается анархичной с точки зрения отношений господства и подчинения. Так, Дж. Розенак подчеркивает, что в рамках возникающей сегодня новой, «постмеждународной» политики контакты между различными структурами и акторами осуществляются по-новому. Рождается и уже существует наряду с традиционным миром межгосударственных взаимодействий «второй, полицентричный» мир, мир «постмеждународных» отношений. Он характеризуется хаотичностью и непредсказуемостью, искажением идентичностей, возникновением новых авторитетов, переориентацией лояльностей.
С критикой реалистической парадигмы выступает также и неомарксизм. Его сторонники представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Разобраться в этом сложном многообразии помогают бащовые понятия «мир – система» и «мир-экономика». Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономики наиболее сильные. Основные черты мир-экономики – это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировом хозяйственном развитии, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и пр.
Природа современных МО | Реализм и неореализм | Неолиберализм | Неомарксизм |
Акторы | Государство как главный и единственно значимый актор | Государства – главный, но не единственно значимый актор | Государство сохраняет свое значении, но это относится главным образом к великим державам.Государства становятся проводниками интересов мир-экономики |
Способ взаимодействия международных акторов | Конфликтность взаимодействий между государствами, опирающимися на национальные интересы и озабоченными национальной безопасностью | Конфликтность сохраняется, но сотрудничество как ведущий международный процесс возможно и необходимо | Конфликтный характер «мир-системы», обусловленный целенаправленной стратегией США и других стран, составляющих центр «мир-системы» |
Основная проблема международных отношений | Дилемма безопасности (главным образом в ее военном измерении) | Дилемма безопасности (главным образом в ее экономическом измерении) | Несправедливое распределение ресурсов между центром и периферией мир-системы |
Представители парадигм | Г. Моргентау Р. Арон К. Уолц Р. Греко | Р. Кохейн Дж. Най М. Николсон | И. Валерстайн С. Амин Р. Кокс |
Основная тенденция современного этапа МО | Ничего нового – от Фукидида и до наших дней движущим мотивом международной политик остаются национальные инетерсы, а существом международной политики – борьба за власть и силу | Возрастание взаимозависимости мира и, соответственно, значения совместных интересов и ценностей | Усиление «несимметричности» взаимозависимости и вытекающая из этого борьба между «периферией» и «центром» мир-системы |
Регулирование международный отношений | Сила и баланс сил – главный регулятор МО | Рыночные механизмы, возрастание роли права и мужденародных институтов регулировании МО и связанная с этим их демократизация | Основной регулятор – «борьба «государств – классов» |
Джозеф Най-мл. и Роберт Кохэн («Транснациональные отношения и мировая политика», 1972):
Среда, в которой взаимодействует межгосударственная политика, включает и другие факторы – тесное взаимодействие сообществ разных сран, не поддающееся государственному контролю; торговля, личные контакты, обмен информацией. = > ГОСУДАРСТВА не единственные акторы МП.
Транснациональный феномен: мультинациональные предприятия, революционные движения, профсоюзы, объединения ученых.
Транснациональное взаимодействие – движение через государственные границы, когда по крайней мере один из его акторов не является представителем государства или правительственной организации.
Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - т.н, межправительственные организации. К числу их следует прежде всего отнести Организацию Объединенных Наций (ООН ), играющую важную роль в качественном преобразовании содержания и структуры современных международных отношений. Устав ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. представителями 51 государства и вступил в силу 24 октября 1945 г. (День ООН).
Питер Уиллетс, «Транснациональные акторы и интернациональные организации в мировой политике» (2001). Сейчас 200 гоударств, 60,000ТНК, 10,000 НПО, 250 межправительственных организаций, 5800 международных МПО.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.