logo
otvety_k_GOSam_2008

II этап

Второй этап политики Вашингтона на постсоветском пространстве в 1995— 2000 гг. характеризовался энергичными попытками администрации США ук­репить независимость стран бывшего Советского Союза от России. При этом основная ставка была сделана на Украину.

Украина представляет главную гарантию против имперского возрождения России». Кучма, избранный в 1994 г., обещал избирателям проводить пророссийскую политику, но ничего подобного не произошло. Избранный при активной российской поддержке в 1994 г. президентом Украины Л. Кучма вместо обещанного миллионам украин­ских избирателей курса на сближение с Россией, начал ориентироваться на Запад. В соответствии с законом «О поддержке свободы» в 1996-1998 гг. Украина стала получать от США порядка 230-250 млн. долл. ежегодно и вышла на третье место по этому показателю после Израиля и Египта и на первое среди постсоветских государств.

Мадрид, 1997 – Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Одновременно был создан консульта­тивный Совет Украина-НАТО. В 1997 г. в Киеве был открыт информационный центр НАТО.

Страсбург, 1997 – создание в 1997 г. в Страсбурге объединения, вклю­чившего в себя Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию (ГУАМ), заду­манного Вашингтоном как интеграционная альтернатива СНГ на постсоветском пространстве, центром которого должна была стать Украина. На саммите в Ялте 7 июня 2001 г. была принята Хартия, или устав этой региональной организа­ции, и у неё появилось некоторое юридическое оформление.

Деньги, полученные от США, разворовали украинские чиновники. Это стало первым отрезвляющим моментом для Штатов. Конгресс был вынужден провести специальные слушания. Объемы помощи снизились до 170 миллионов, а Буш снизил еще сильнее. Когда к власти пришел Ющенко, его горячо поздравили, но денег не дали.

К концу 90х гг администрация Клинтона разочаровалась в Украине, тем более, что никакой демократизации и поднятия Украины до западных стандартов экономики и т.д. не произошло. К тому же, Кучма продал Ираку два радара.

Политика в отношении Азербайджана.

Кроме того, произошла как бы регионализа­ция, дробление по регионам американской политики в отношении СНГ. Если в европейском регионе американцы основное внимание стали уделять Украине, то в Закавказье наибольший интерес начал вызывать Азербайджан из-за на­личия на его территории немалых запасов нефти. Приблизительно тогда же американская политическая элита начала осознавать «нефтяную» значимость бассейна Каспия. К этому же времени место Казахстана как главного партнё­ра США в Средней Азии занял Узбекистан.

В 90е гг главным проектом был Баку-Джейхан. Официально назывался Главный Экспортный Трубопровод (ГЭТ).

Политика в отношении Узбекистана

До террористических актов 11 сентября 2001 г. Средняя Азия была третье­степенным регионом для США на всём постсоветском пространстве.

Особенности III этапа

Во-первых, у Вашингтона появилась большая заинтересованность в России как в надёж­ном партнёре по антитеррористической коалиции в ходе объявленной глобаль­ной войны с международным терроризмом. Президент РФ В.В.Путин оказался первым руководителем иностранной державы, позвонившим президенту Дж.Бушу после терактов. 7 октября 2001 г. США начали военно-воздушную кампанию в Афганистане, за которой последовала сухопутная операция.

Во-вторых, после террористических актов сентября 2001 г. значение для США среднеазиатских стран СНГ, в первую очередь Узбекистана, значитель- но возросло. Заинтересованность в укреплении их независимости от России и в обеспечении широкого доступа к их нефтересурсам отошла на второй план. На первый план выдвинулась" "заинтересованность в них как в «прифронтовых государствах». Они оказались удобными плацдармами для вооружённой борь- бы с «Талибаном» и «Аль-Каидой».

В постсоветский период можно выделить три основных подхода в российской внутренней и внешней политике по отношению к Западу, и к его ведущей державы – США. Сторонники одного подхода – американоцентристы, были склонны видеть в США единственного партнёра и потенциального союзника России. Американоцентристы считали, что будучи одной из богатейших и технологически наиболее развитых стран, США смогут оказывать максимальную поддержку и помощь экономическому возрождению России. Приверженцы другого подхода придерживались прямо противоположной точки зрения. Они считали, что США являлись главным виновником распада СССР и несут ответственность за все беды, выпавшие на долю его народов.

Наконец, были прагматики, которые, признавая важную роль США в мировых делах, не видели основания для приоритетности российско-американских отношений, и считали, что они должны развиваться так же, как и со всеми остальными странами Запада. С первых же дней президентства Б. Ельцин уделял отношениям с США первостепенное внимание. В начале 1992 года он высказал убеждение, что, прежде всего, необходимо ликвидировать ту глубокую идеологическую, экономическую, политическую пропасть, которая возникла между двумя сверхдержавами. С этой целью были предприняты шаги, которые должны были содействовать устранению остатков враждебности периода холодной войны. Прежде всего это были односторонние меры России и двусторонние российско-американские соглашения в области сокращения стратегических вооружений, беспрецедентные по своим масштабам. Были прекращены ядерные испытания в Семипалатинске и на Новой земле, ускорен вывод российских войск из прибалтийских стран.

Основными политическими документами российско-американских отношений после холодной войны, фиксировавшими качественные сдвиги в характере этих отношений, стали Кэмп-Дэвидская декларация президентов России и США от февраля 1992 года, и Хартия российско-американского партнёрства и дружбы, принятая во время Вашингтонского саммита летом 1992 года. Первый документ констатировал, что оба государства не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Второй шел значительно дальше декларируя, что «исходя из взаимного доверия и уважения, как основы их взаимоотношений, они (Росси и США) развивают отношения партнёрства и дружбы.» Но как показала практика, строить партнёрские отношения с Западом оказалось труднее, чем предполагалось в начале.

Считается общепризнанным, что кардинальное изменение направления российской внешней политики произошло в 1996 году, после назначения на пост министра иностранных дел Е.Примакова. Однако ужесточение российской позиции в отношении Запада началось задолго до 1996 года. Вероятно, некоторая эрозия отношений была неизбежной - ввиду преувеличенного значения, которое придавалось первой встрече между Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным в Ванкувере в апреле 1993 года и восторженной оценки перспектив этих отношений официальными лицами в обеих столицах в последующие месяцы. Но даже с учётом предсказуемого спада ожиданий к середине 1994 года, отношения между Вашингтоном и Москвой стали ухудшаться ещё заметнее. Причиной такого ухудшения была растущая напряжённость между двумя сторонами, из-за сложностей достижения договорённостей по безопасности в Европе в период после холодной войны. К осени 1994 года официальные лица США пришли к принципиальному согласию относительно необходимости энергичного проталкивания идеи расширения НАТО. «Российская общественность стала считать, что расширение НАТО направлено против России, какие бы оправдания этому шагу не предлагал Запад».

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) подписан 30—31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР[1]. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.[2]

Согласно договору СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц.

Реализация договоренностей была затруднена из-за непредсказуемо развивавшихся событий в СССР. В мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол, в соответствии с которым к договору присоединились: Украина, Казахстан и Беларусь, ядерные средства которых были больше чем арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые[4].

6 декабря 2001 г. Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 стратегических носителей с размещенными на них 5948 ядерными боезарядами[1].

СНВ-II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был заменен более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.

24 мая 2002 г. во время официального визита в Россию (в Москву и Санкт-Петербург) президента США Дж.Буша этот договор был подписан. Он назывался Договором об ограничении СНП и предусматривал сокращение до 31 декабря 2012 г. суммарного количества стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц. Договор СНП был ратифицирован Думой в мае 2003 г. 28-29 мая 2002 г.