II этап
Второй этап политики Вашингтона на постсоветском пространстве в 1995— 2000 гг. характеризовался энергичными попытками администрации США укрепить независимость стран бывшего Советского Союза от России. При этом основная ставка была сделана на Украину.
Украина представляет главную гарантию против имперского возрождения России». Кучма, избранный в 1994 г., обещал избирателям проводить пророссийскую политику, но ничего подобного не произошло. Избранный при активной российской поддержке в 1994 г. президентом Украины Л. Кучма вместо обещанного миллионам украинских избирателей курса на сближение с Россией, начал ориентироваться на Запад. В соответствии с законом «О поддержке свободы» в 1996-1998 гг. Украина стала получать от США порядка 230-250 млн. долл. ежегодно и вышла на третье место по этому показателю после Израиля и Египта и на первое среди постсоветских государств.
Мадрид, 1997 – Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Одновременно был создан консультативный Совет Украина-НАТО. В 1997 г. в Киеве был открыт информационный центр НАТО.
Страсбург, 1997 – создание в 1997 г. в Страсбурге объединения, включившего в себя Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию (ГУАМ), задуманного Вашингтоном как интеграционная альтернатива СНГ на постсоветском пространстве, центром которого должна была стать Украина. На саммите в Ялте 7 июня 2001 г. была принята Хартия, или устав этой региональной организации, и у неё появилось некоторое юридическое оформление.
Деньги, полученные от США, разворовали украинские чиновники. Это стало первым отрезвляющим моментом для Штатов. Конгресс был вынужден провести специальные слушания. Объемы помощи снизились до 170 миллионов, а Буш снизил еще сильнее. Когда к власти пришел Ющенко, его горячо поздравили, но денег не дали.
К концу 90х гг администрация Клинтона разочаровалась в Украине, тем более, что никакой демократизации и поднятия Украины до западных стандартов экономики и т.д. не произошло. К тому же, Кучма продал Ираку два радара.
Политика в отношении Азербайджана.
Кроме того, произошла как бы регионализация, дробление по регионам американской политики в отношении СНГ. Если в европейском регионе американцы основное внимание стали уделять Украине, то в Закавказье наибольший интерес начал вызывать Азербайджан из-за наличия на его территории немалых запасов нефти. Приблизительно тогда же американская политическая элита начала осознавать «нефтяную» значимость бассейна Каспия. К этому же времени место Казахстана как главного партнёра США в Средней Азии занял Узбекистан.
В 90е гг главным проектом был Баку-Джейхан. Официально назывался Главный Экспортный Трубопровод (ГЭТ).
Политика в отношении Узбекистана
До террористических актов 11 сентября 2001 г. Средняя Азия была третьестепенным регионом для США на всём постсоветском пространстве.
Особенности III этапа
Во-первых, у Вашингтона появилась большая заинтересованность в России как в надёжном партнёре по антитеррористической коалиции в ходе объявленной глобальной войны с международным терроризмом. Президент РФ В.В.Путин оказался первым руководителем иностранной державы, позвонившим президенту Дж.Бушу после терактов. 7 октября 2001 г. США начали военно-воздушную кампанию в Афганистане, за которой последовала сухопутная операция.
Во-вторых, после террористических актов сентября 2001 г. значение для США среднеазиатских стран СНГ, в первую очередь Узбекистана, значитель- но возросло. Заинтересованность в укреплении их независимости от России и в обеспечении широкого доступа к их нефтересурсам отошла на второй план. На первый план выдвинулась" "заинтересованность в них как в «прифронтовых государствах». Они оказались удобными плацдармами для вооружённой борь- бы с «Талибаном» и «Аль-Каидой».
В постсоветский период можно выделить три основных подхода в российской внутренней и внешней политике по отношению к Западу, и к его ведущей державы – США. Сторонники одного подхода – американоцентристы, были склонны видеть в США единственного партнёра и потенциального союзника России. Американоцентристы считали, что будучи одной из богатейших и технологически наиболее развитых стран, США смогут оказывать максимальную поддержку и помощь экономическому возрождению России. Приверженцы другого подхода придерживались прямо противоположной точки зрения. Они считали, что США являлись главным виновником распада СССР и несут ответственность за все беды, выпавшие на долю его народов.
Наконец, были прагматики, которые, признавая важную роль США в мировых делах, не видели основания для приоритетности российско-американских отношений, и считали, что они должны развиваться так же, как и со всеми остальными странами Запада. С первых же дней президентства Б. Ельцин уделял отношениям с США первостепенное внимание. В начале 1992 года он высказал убеждение, что, прежде всего, необходимо ликвидировать ту глубокую идеологическую, экономическую, политическую пропасть, которая возникла между двумя сверхдержавами. С этой целью были предприняты шаги, которые должны были содействовать устранению остатков враждебности периода холодной войны. Прежде всего это были односторонние меры России и двусторонние российско-американские соглашения в области сокращения стратегических вооружений, беспрецедентные по своим масштабам. Были прекращены ядерные испытания в Семипалатинске и на Новой земле, ускорен вывод российских войск из прибалтийских стран.
Основными политическими документами российско-американских отношений после холодной войны, фиксировавшими качественные сдвиги в характере этих отношений, стали Кэмп-Дэвидская декларация президентов России и США от февраля 1992 года, и Хартия российско-американского партнёрства и дружбы, принятая во время Вашингтонского саммита летом 1992 года. Первый документ констатировал, что оба государства не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Второй шел значительно дальше декларируя, что «исходя из взаимного доверия и уважения, как основы их взаимоотношений, они (Росси и США) развивают отношения партнёрства и дружбы.» Но как показала практика, строить партнёрские отношения с Западом оказалось труднее, чем предполагалось в начале.
Считается общепризнанным, что кардинальное изменение направления российской внешней политики произошло в 1996 году, после назначения на пост министра иностранных дел Е.Примакова. Однако ужесточение российской позиции в отношении Запада началось задолго до 1996 года. Вероятно, некоторая эрозия отношений была неизбежной - ввиду преувеличенного значения, которое придавалось первой встрече между Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным в Ванкувере в апреле 1993 года и восторженной оценки перспектив этих отношений официальными лицами в обеих столицах в последующие месяцы. Но даже с учётом предсказуемого спада ожиданий к середине 1994 года, отношения между Вашингтоном и Москвой стали ухудшаться ещё заметнее. Причиной такого ухудшения была растущая напряжённость между двумя сторонами, из-за сложностей достижения договорённостей по безопасности в Европе в период после холодной войны. К осени 1994 года официальные лица США пришли к принципиальному согласию относительно необходимости энергичного проталкивания идеи расширения НАТО. «Российская общественность стала считать, что расширение НАТО направлено против России, какие бы оправдания этому шагу не предлагал Запад».
Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) подписан 30—31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР[1]. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.[2]
Согласно договору СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц.
Реализация договоренностей была затруднена из-за непредсказуемо развивавшихся событий в СССР. В мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол, в соответствии с которым к договору присоединились: Украина, Казахстан и Беларусь, ядерные средства которых были больше чем арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые[4].
6 декабря 2001 г. Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 стратегических носителей с размещенными на них 5948 ядерными боезарядами[1].
СНВ-II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был заменен более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.
24 мая 2002 г. во время официального визита в Россию (в Москву и Санкт-Петербург) президента США Дж.Буша этот договор был подписан. Он назывался Договором об ограничении СНП и предусматривал сокращение до 31 декабря 2012 г. суммарного количества стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц. Договор СНП был ратифицирован Думой в мае 2003 г. 28-29 мая 2002 г.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.