logo
otvety_k_GOSam_2008

Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий

Замещение поста главы государства в монархиях. Монарх занимает свой пост чаще всего автоматически, на основе действующего в той или иной стра­не порядка престолонаследия. Так, салическая система предполагает наследование престола исключительно мужчи­нами (в первую очередь, старшим сыном). Она получила распространение, в частности, в Бельгии, Японии. Женщины исключены из круга престолонас­ледников и в мусульманских монархиях Востока.

Ряд стран обладает определенными особенностями в области престоло­наследия. Согласно, например, конституционной доктрине Бельгии, король наделяется соответствующими полномочиями по управлению страной лишь в результате принятия парламентом его присяги. По законодательству пре­столонаследник обладает лишь правом на трон, реализация которого может иметь место только при определенных обстоятельствах.

В Саудовской Аравии в соответствии с Основополагающей системой правил (одним из доку­ментов конституционного характера, принятых королем в марте 1992 г.) канди­датура наследника престола должна быть одобрена, своеобразной коллегией, со­стоящей из представителей дома саудидов, которые имеют титул принцев. В странах Арабского Востока имели место случаи, когда воля подобного семей­ного совета превалировала над волей монарха.

В ОАЭ функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом (состоящим из семи эмиров и заседающим четыре ра­за в год) и президентом. Последний избирается Высшим федеральным сове­том из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. В некоторых странах условием вступления на престол является принадлеж­ность к господствующей религии.

Замещение поста главы государства в республиках. В странах с республи­канской формой правления глава государства обычно избирается посредст­вом прямых или косвенных выборов. Прямые выборы в большей степени ха­рактерны для стран с президентской (за исключением, в частности, США, Индонезии) и полупрезидентской формами правления. Прямые президентские выборы проводятся в один или два тура. Доста­точно популярной является мажоритарная система выборов в два тура. Косвенные выборы президента могут осуществляться как избираемыми населением выборщиками, так и специальной избирательной коллегией с участием субъектов федерации либо административно-территориальных еди­ниц с широкой автономией.

В большинстве парламентарных республик (Греция, Израиль, Латвия, Венгрия, Мальта, Чехия) президент избирается непосредственно парламен­том, и его власть считается как бы производной от парламента, что теорети­чески не должно давать возможности главе государства противопоставить се­бя данному представительному учреждению. Для победы в первом туре таких выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинст­во голосов, в то время как в последующих турах требования обычно снижа­ются.

Требования, выдвигаемые к кандидатам на пост президента. Конституции стран современного мира предусматривают определенные квалификации (цензы), которым обязан соответствовать кандидат на пост президента. К та­ким квалификациям обычно относятся: гражданство соответствующей стра­ны (как правило, по рождению); проживание на ее территории в течение оп­ределенного срока Общераспространенными являются и возрастные ограничения. Так, в Австрии, Венг­рии, Мексике, Португалии, США, Узбекистане - 35 лет, в Германии, Гре­ции, Египте, Литве, Турции - 40 лет, в Китае, Монголии - 45 лет, в Италии -50 лет..

В государствах с сильным влиянием какой-либо определенной религии кандидат на пост президента обычно должен исповедовать эту религию. В некоторых странах к кандидатам на пост президента предъявляются еще более специфические требования. По законодательству Сингапура, на­пример, такой кандидат должен обладать незапятнанной репутацией и иметь опыт финансовой деятельности. В Турции и Азербайджане обязательно выс­шее образование, в то время как Конституция Филиппин 1987 г. (п. 2 ст. 7) требует от кандидата на пост президента лишь умения читать и писать.

Срок полномочий президента, порядок его переизбрания и прекращения полномочий. Срок президентских полномочий может составлять четыре го­да (США, Венгрия, Коста-Рика, Молдова, Румыния), пять лет (Германия, Греция, Португалия, Чехия, Индонезия, Египет), шесть лет (Австрия, Ли­ван, Филиппины) или семь лет (Италия, Ирландия, Турция, Ирак, Габон). Во Франции в настоящее время осуществляется конституционная реформа, в рамках которой срок полномочий главы государства сокращен с семи до пяти лет.

Переизбрание на следующий срок в одних странах (Италия, Франция, Индонезия, Египет) допустимо без каких-либо ограничений. В других госу­дарствах одно и то же лицо может быть избрано либо не более чем только на два срока (США, Польша, Хорватия), либо не более чем на два срока подряд (Португалия, Чехия, Азербайджан).

Ответственность главы государства за осуществление своих полномочий

Ответственность главы государства в монархиях. С замещением поста главы государства тесно связан вопрос о его ответственности. В монархиях глава государства обычно не несет ответственности за свои действия, по­скольку его особа признается конституциями священной и неприкосновен­ной. В то же время монарх может быть лишен полномочий по управлению го­сударством в случае своей неспособности к их осуществлению, констатиро­ванной правомочным на это органом.

Институт правительства и его разновидности

Основные законы ряда государств фор­мально не предусматривают функционирование правительства и упоминают лишь о главе го­сударства и отдельных министрах (например, Конституция Никарагуа 1987 г.). Большинство же конституций регулируют деятельность ука­занного института, используя при этом разные наименования (Совет министров, кабинет, пра­вительство, государственный совет, администра­тивный совет и т. п.).

В президентских республиках, а также в абсолютных и дуалистических монархиях правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государства, полномочия которых производны от полномочий последнего. В странах с парламентарными формами правления правительство обычно выступает коллегиальным носителем исполнительной власти, ответственным перед парламентом за проводимый политический курс. Правительство здесь чаще всего образуется на парламентской основе и должно пользоваться дове­рием парламентского большинства.

Виды правительства. С точки зрения партийного состава правительства можно подразделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия). Беспартийные правительства часто формировались и в условиях военных режимов стран «третьего мира».

Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалицион­ными.