logo
otvety_k_GOSam_2008

50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря

Дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых   правил, традиций и   условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Одной из органических составных частей дипломатического протокол, является дипломатический этикет. Общение дипломатов со своими коллегами с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами.

Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.

Российский дипломатический протокол не делает различий между представителями больших и малых государств, не допускает никакой дискриминации по национальному, религиозному  и иному признаку.

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости.

22 сентября 2004 г. Министерство иностранных дел циркулярной нотой Департамента государственного протокола официально довело до сведения аккредитованных в Москве Посольств и Представительств Международных организаций новый текст “Основных протокольных положений”.

Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал.

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне отражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

Новые основные положения российской государственной протокольной практики, введенные в действие Указом Президента страны, подразделяют визиты на высшем и высоком уровне по характеру приема на следующие виды: государственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визиты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты. Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государственный визит, формат которого  предусмотрен только для глав иностранных государств.

Государственный визит является высшим видом визитов в Россию глав иностранных государств. С точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусматриваемых протоколом Российской Федерации, церемониальных почестей и уровня участия официальных лиц он является наиболее полным. Глава иностранного государства может посетить нашу страну с госвизитом только один раз за время непрерывного исполнения своих властных полномочий.

Официальный визит  является высшим видом визита в Россию глав правительств и министров иностранных дел. Для глав государств он второй по статусу. Под рабочим визитом подразумевается прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие подобные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.

Неофициальный (частный) визит — приезд в Россию государственных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на экономических форумах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны.

Протокольная практика предусматривает также визит проездом. О виде и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам. Протокольные нормы, регулирующие визиты высших государственных должностных лиц лежат в основе протокола деловых встреч и контактов в рамках международно-экономического сотрудничества.

После принятия принципиального решения о приеме зарубежной делегации и согласования сроков определяется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запланированного визита. После согласования всех вопросов начинается работа по подготовке программы пребывания делегации. Над программой работают так называемые подготовительная и передовая группы вместе с посольством в стране пребывания.

Направление подготовительных и передовых групп - в страну предстоящего визита высокого гостя — одна из норм международной протокольной практики. В состав таких групп входят представители служб протокола, безопасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собственного посольства выполняет следующие задачи: детальная проработка проекта программы; осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой;  проведение встреч по интересам с представителями соответствующих служб; обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных вопросов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предоставление транспорта; определение финансовых условий проведения визита.                   

Большое внимание при подготовке визитов уделяется протоколу размещения гостя. Российская протокольная практика предусматривает возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано только в том случае, если речь идет о главе государства, а визит носит государственный или официальный характер, а также главе правительства, прибывающего с официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации.

После  окончательной  проработки  программы  визита  готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака), церемонии возложения венка, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номерами закрепленных автомашин.

Программа визитов глав государств и глав правительств включает в себя следующие основные элементы: официальная церемония встречи (проводов) в  аэропорту, размещение, переговоры, беседы, подписание документов возложение венка, протокольное мероприятие (обед или завтрак), возможная поездка по стране. В программе может быть также предусмотрен ряд других мероприятий и встреч, включая представителей СМИ. Насыщенность мероприятий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уровень участия официальных лиц определяется исходя из основных положений международной протокольной практики, причем в строгом соответствии с видом того или иного визита.

Новый текст основных положений российской протокольной практики детально расписывает все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высокого гостя. Достаточно четко определяется уровень официальных встречающих лиц и церемониальная сторона визита.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту во время встречи гостя предусматривается воинская церемония: выстраивается почетный караул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих  и  других видах визитов проведение  воинских  церемоний  не предусматривается.

Протокольная практика определяет и церемониал других мероприятий в ходе визитов (церемония встречи в Кремле, возложение венка, подписание итоговых документов, встречи с представителями средств массовой информации, порядок  сопровождения гостя и др.).

Протокольные правила, закрепленные в новом тексте Основных положений государственной российской протокольной практики составляют основу работы протокольных подразделении как главы государства, главы правительства, Министерства иностранных дел, так и министерств и ведомств, осуществляющих международно-экономические связи, а также крупных финансово-экономических корпораций. Они определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций, требуют единообразного подхода к основным положениям международного   протокола.

Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранной делегации в соответствии требованиями протокола обычно является руководитель соответствующего уровня. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь форс-мажорными обстоятельствами. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены беседы один на один. Важное место занимает подписание  совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания документов. Для этих целей используются представительские кабинеты или специально подготовленные помещения.

Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и вида того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя. В рамках государственных или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков.

Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемые в честь гостя принимающей стороной. В ходе визитов глав государств для этого используются парадные залы Большого Кремлевского Дворца. Протокольные мероприятия в честь глав правительств устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, а в честь министров иностранных дел — в представительском особняке МИД России. При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами.

Другим важным элементом, который необходимо учитывать при проведении переговоров — это протокольное старшинство членов иностранной делегации. Протокольное старшинство должно обязательно учитываться как при рассадке на деловых переговорах, так и при проведении протокольных мероприятий, особенно если они носят официальный характер.

Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводов гостей, составление меню, сервировка стола, тосты необходимость выполнять определенные требования этикета и т.п.).

К дневным приемам принято относить «бокал шампанского» (или «бокал вина») и «завтрак». К вечерним - «чай», «коктейль», «фуршет»,  «обед» (или «обед-буфет» и «ужин»). Завтрак, обед и ужин проводятся со строгой рассадкой, когда каждом гостю с учетом протокольного старшинства отводится специальное место за столом. При организации обеда-буфета или чая рассадка достаточно свободна.

«Бокал шампанского»   начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Прием проходит стоя. Форма одежды — повседневный костюм (платье). С точки зрения организации это — наиболее простая форма приема, не требующая сложной и длительной подготовки. Аналогичным является прием типа «Бокал вина». Название в данном случае подчеркивает характер приема.

«Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 15-30 минут — за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна-две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски.

Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода — за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.

«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00,  18.00-20.00).  Нормальным  считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам.

Прием типа «Фуршет» проводится в те же часы, что и «Коктейль». Формальное отличие этого вида приема в том, что на приеме «Коктейль» обычно напитки и закуски разносятся, а на фуршетных приемах ассортимент, закусок представлен значительно шире. На фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда.

Форма одежды на коктейле и фуршете — повседневный костюм. Иногда, в зависимости от конкретного случая, в приглашении может быть указан другой вид одежды.

«Обед» обычно начинается от 20 до 21 часа. Меню обеда включает одну-две холодные закуски, суп, горячие рыбное или мясное блюда, десерт. Во время обеда гостям подается аперитив. Продолжительность обеда — от 2,5 до 3 часов. При этом за столом гости проводят чуть более часа, а остальное время — в гостиных. В приглашении на обед протокольная практика рекомендует указывать форму одежды. Для мужчин это, как правило, вечерний костюм, а в торжественных случаях — смокинг или даже фрак. Для женщин — вечернее платье.

«Ужин» отличается от обеда только временем начала — не позднее 21 часа. В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время используется достаточно редко. Не столь строго, как прежде, выдерживается протокольное время начала официального обеда. Он может быть проведен, начиная с 19 часов.

В последние годы при организации протокольных мероприятий часто используется такая разновидность приема, как «обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Такого рода прием организуется после концерта, музыкального вечера или какого-либо торжественного акта.

В некоторых странах, в связи с пребыванием в стране делегации во главе с государственным деятелем высокого уровня, иногда сразу после официального обеда устраивается прием типа «коктейль» или «фуршет» для значительно более широкого круга участников.

«Чай» устраивается, как правило, между 16 и 18 часами. Продолжительность от одного до полутора часов. Форма одежды — повседневный костюм (платье). Прием этого типа — обычная составная часть так называемой «женской программы» гостя, когда он совершает зарубежную поездку в сопровождении супруги.

Официальным лицам рекомендуется не покидать прием раньше главного гостя

В системе российской дипломатической   службы   вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации.