II этап
Политика США на постсоветском пространстве формировалась в русле выдвинутой в 1993 г. «Стратегии вовлечённости в международные дела и распространения демократии в мире».
Украина: Второй этап политики Вашингтона на постсоветском пространстве в 1995— 2000 гг. характеризовался энергичными попытками администрации США укрепить независимость стран бывшего Советского Союза от России. При этом основная ставка была сделана на Украину.
Американские политологи обосновали необходимость интеграции Украины в трансатлантические и европейские структуры еще в 1993 г., когда аналитики из «РЭНД корпорейшн» Р. Эсмус, Р. Куглер и С. Ларраби выдвинули концепцию «нового стратегического соглашения между США и Европой» для преобразования НАТО. Одним из способов реализации этой концепции они предложили Западу «выработать конструктивную политику в отношении Украины». Возникает стремление создать «буферный пояс» вокруг России, здесь главная роль принадлежит Украине. С другой стороны, Россия – огромная, непредсказуемая, а маленькие государства можно быстрее «наставить на путь истинный» приобщения к демократии и т.д.
Украина представляет главную гарантию против имперского возрождения России». Само украинское руководство геополитически нацелено на Запад (в Европу). Кучма, избранный в 1994 г., обещал избирателям проводить пророссийскую политику, но ничего подобного не произошло. Избранный при активной российской поддержке в 1994 г. президентом Украины Л. Кучма вместо обещанного миллионам украинских избирателей курса на сближение с Россией, начал ориентироваться на Запад. И Вашингтон ответил значительным увеличением объёмов американской финансовой помощи Украине. В соответствии с законом «О поддержке свободы» в 1996-1998 гг. Украина стала получать от США порядка 230-250 млн. долл. ежегодно и вышла на третье место по этому показателю после Израиля и Египта и на первое среди постсоветских государств. России в те годы с большими оговорками выделялось около 100 млн. долл., Армении -порядка 90-95 млн., Узбекистану - порядка 22 млн. долларов.
В дополнение к этому 36. Бжезинский вполне обоснованно полагал, что успех интеграции Украины в Европу возможен только в том случае, если она сумеет доказать свою «центральноевропейскую идентичность» в отличие от прежней - восточноевропейской (пророссийской).
Мадрид, 1997 – Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Одновременно был создан консультативный Совет Украина-НАТО. Ещё весной 1997 г. украинские политики открыто заговорили о том, что, несмотря на официальный внеблоковый и нейтральный статус Украины, они в перспективе хотели бы видеть свою страну членом альянса. Никаких гарантий безопасности, т.к. это протокол о добрых намерениях, а не договор. Но в случае возникновения угрозы территориальной целостности и независимости обязались создать совместный консультативный центр. Клинтон резко увеличивает объемы помощи Украине. В 1997 г. в Киеве был открыт информационный центр НАТО.
Страсбург, 1997 – создание в 1997 г. в Страсбурге объединения, включившего в себя Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию (ГУАМ), задуманного Вашингтоном как интеграционная альтернатива СНГ на постсоветском пространстве, центром которого должна была стать Украина. В апреле 1999 г. в Вашингтоне, во время празднования 50-летия НАТО на саммите альянса и в период воздушной войны НАТО против Югославии к объединению примкнул Узбекистан, который перед этим вышел из Договора о коллективной безопасности наряду с Грузией и Азербайджаном.
Объединение ГУАМ было трансформировано в ГУУАМ. На саммите в Ялте 7 июня 2001 г. была принята Хартия, или устав этой региональной организации, и у неё появилось некоторое юридическое оформление. Высшим органом выступает ежегодная встреча глав государств (саммит). Исполнительным органом являются заседания министров иностранных дел, проводимые 2 раза в год. Также предполагалось создать постоянный рабочий орган в лице комитета национальных координаторов, что-то вроде секретариата. Кроме того, было заявлено о необходимости создания зоны свободной торговли.
Деньги, полученные от США, разворовали украинские чиновники. Это стало первым отрезвляющим моментом для Штатов. Конгресс был вынужден провести специальные слушания. Объемы помощи снизились до 170 миллионов, а Буш снизил еще сильнее. Когда к власти пришел Ющенко, его горячо поздравили, но денег не дали.
К концу 90х гг администрация Клинтона разочаровалась в Украине, тем более, что никакой демократизации и поднятия Украины до западных стандартов экономики и т.д. не произошло. К тому же, Кучма продал Ираку два радара.
Политика в отношении Азербайджана.
Кроме того, произошла как бы регионализация, дробление по регионам американской политики в отношении СНГ. Если в европейском регионе американцы основное внимание стали уделять Украине, то в Закавказье наибольший интерес начал вызывать Азербайджан из-за наличия на его территории немалых запасов нефти. Приблизительно тогда же американская политическая элита начала осознавать «нефтяную» значимость бассейна Каспия. К этому же времени место Казахстана как главного партнёра США в Средней Азии занял Узбекистан.
В 90е гг главным проектом был Баку-Джейхан. Официально назывался Главный Экспортный Трубопровод (ГЭТ). США надеялись усилить независимость всех среднеазиатских государств от России. Вашингтон в полной мере осознал немалое «нефтяное» значение бассейна Каспийского моря в целом, а в Закавказье - Азербайджана лишь к середине 1990-х годов. Соответственно, главным объектом политики США на Кавказе до конца президентства Клинтона оставался Азербайджан. По мнению ряда американских экспертов на середину 1990-х годов разведанные запасы сырой нефти, принадлежащие только Азербайджану, были оценены в 17 млрд. баррелей.
Руководство независимого Азербайджана во главе с бывшим членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым довольно умело начало разыгрывать на международной арене «нефтяную карту»". Ильхам Алиев, позднее ставший президентом Азербайджана, а тогда вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНК), говорил: «Мы используем нефть для достижения нашей главной цели стать реальным государством».
На основе принципа «множественности» администрация Клинтона в качестве альтернативы уже действовавшему нефтепроводу Баку - Новороссийск, проходившему и по территории России, активно поддержала также строительство небольшого по протяжённости нового нефтепровода Баку - Супса (грузинский порт) и проект по созданию Главного экспортного трубопровода (ГЭТ) Баку - Тбилиси - Джейхан (средиземноморский турецкий порт).
Основная слабость позиций Вашингтона относительно ГЭТ заключалась в том, что администрации Клинтона не удалось обеспечить прямое финансирование данного проекта за счёт федерального бюджета. Так же как и в отношении Украины, сказалась финансовая скупость Конгресса. Грузинское руководство во главе с Э. Шеварднадзе, со своей стороны, с энтузиазмом поддержало реализацию обоих проектов, в которых Грузии отводилась роль транзитной территории.
Говорили о возрождении Великого шелкового пути, хотя он вообще не там шел, и т.д. Конгресс денег не дал. Длина ГЭТ – 1760 км (Азербайджан, Грузия, Турция), стоимость – 3,6 млрд долларов. Пытались привлечь к сотрудничеству крупнейшие нефтяные компании, но те не хотели. Проект был политический, им занималось не Министерство энергетики США, а специально созданная структура в СовБезе. Компании: «Мы вложим деньги, но дайте нам гарантии». Т.е. эти компании хотели, чтобы если трубопровод будет построен, его охраняли американские войска. Клинтон был очень осторожен, не дал согласия. Трубопровод проходил через зону этнических конфликтов, прежде всего, Нагорный Карабах. Администрация Клинтона тщательно пыталась разрешить проблему Н.К., давила на Армению, в итоге, был избран Роберт Кочерян, настроенный в пользу не Запада, а России. Привлечение крупнейших американских компаний не получилось, строительство не начали.
Примерно в то же время - во второй половине 1990-х годов - Вашингтон начал предпринимать попытки вмешательства в ход избирательных кампаний в странах СНГ с тем, чтобы повлиять на избирательный процесс в нужном для себя русле. Так, летом и осенью 1998 г. в период президентской избирательной кампании в Азербайджане находившийся в Баку и финансирующийся американцами Институт демократии США вступил в открытый диалог с представителями радикальной оппозиции президенту Г. Алиеву.
Октябрь 2000 – соглашение между правительством Азербайджана и крупнейшими нефтяными компаниями (правительство – 50%, Бритиш Петролиум – 25,4%, Юнакал (США) – 7,5%, в остальном, малоизвестные компании).
2003-2005 – строительтство. Трубопровод очень мощный, рассчитан на 50 тыс. тонн, но азербайджанской нефти явно не хватает, чтобы его полностью загрузить, нужна казахстанская нефть, это другой берег Каспия. Поскольку раздел Каспия не урегулирован, вопрос остается открытым.
Политика в отношении Узбекистана
До террористических актов 11 сентября 2001 г. Средняя Азия была третьестепенным регионом для США на всём постсоветском пространстве. Гораздо более приоритетными объектами американской внешней политики здесь выступали Россия, Украина и даже государства Закавказья. Соответственно, и выделяемая американцами помощь региону в целом и Узбекистану в частности была незначительной. В конце 1990-х годов ежегодный объём помощи Узбекистану с населением в 24 млн. человек несколько превышал 50 млн. долларов.
В начале 1990-х годов США достаточно прохладно относились к Узбекистану, делая основную ставку в Среднеазиатском регионе на Казахстан. С точки зрения Вашингтона и международных правозащитных организаций, президент И. Каримов грубо нарушал права человека у себя в государстве.
Несмотря на это, к середине 1990-х годов администрация США постепенно начала менять своё отношение к Узбекистану и главное внимание в Средней Азии начала уделять ему. Для этого было несколько причин: в частности, данный регион по своей религиозно-культурной значимости многие века занимал в исламском мире второе место после Саудовской Аравии; в отличие от ряда стран СНГ, где в постсоветский период наблюдалось уменьшение населения, его численность в Узбекистане продолжала быстро увеличиваться и к концу 1990-х годов превысила 24 млн. человек; Узбекистан обладает наиболее сильной и боеспособной армией в регионе.
В июне 1996 г. узбекский президент побывал с визитом в США формально для проведения переговоров с руководителями крупных американских компаний. Во время визита состоялась встреча с президентом Клинтоном, который подчеркнул тогда, что его страна намерена развивать широкое сотрудничество с Узбекистаном, принимая во внимание ключевую роль последнего в Средней Азии.
Узбеки традиционно в Средней Азии играли доминирующую роль. В Ташкенте имеется авиационный завод, построенный в советское время, это доказывает выделение Узбекистана. В постсоветские времена У. возобновил свои претензии на региональное лидерство, стал противовесом России.
Но! Рядом находился Афганистан, контролируемый талибами. Каримов много раз вместе с другими среднеазиатскими лидерами просил гарантий безопасности против Афганистана, США отказывали. Пиком их отношений был выход У. из ДКБ. В августе боевики ИДУ (исламисты) вторглись в Киргизию. Их основная цель: исламское государство в Ферганской долине, свержение Каримова. Он повернулся к России. Худо-бедно боевиков выдали. Для их устрашения провели в ноябре 1999 масштабные военные маневры на территории Средней Азии (Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан). Сценарий: разгром банд-формирований. Каримов «переизбрался». Снова пошла критика со стороны США. Администрация Клинтона разочаровалась в своей политике ставки на меньшие государства. В 2000 г. резкая критика положения с правами человека в Украине, Узбекистане и т.д., хотя эти государства проводили проамериканскую политику (Доклад Госдепа). Доклад 2000 г. можно считать своеобразным завершением этапа регионализации политики США на постсоветском пространстве. И коль скоро Белый дом разочаровался в малых странах СНГ, значение России вновь начало возрастать. В Вашингтоне заговорили о том, что резкое сокращение объёма американской помощи России оказалось неоправданным. Конгресс по запросам администрации Клинтона начал постепенно вновь его увеличивать.
Следующий этап политики США в отношении СНГ наступил после терро- ристических актов сентября 2001 года.
Об отвлеченном характере современных внешнеполитических стереотипов США
Во-первых, американцев отличает глубокая религиозная вера в свою систему демократических ценностей. Они считают, что эта система пригодна для всех народов и государств мира, т.е. универсальна. По сути, это одно из проявлений традиционного американского миссионизма. Отрицание многообразия мира. Российская политическая культура признает многообразие мира. Американцы стремятся распространить свой «устав» по всему миру. Один из главных внешнеполитических постулатов Америки заключается в том, что недемократические государства представляют угрозу для США.
2006 – новая Стратегия безопасности: поскольку демократические государства – наиболее ответственные члены международной системы, продвижение демократии является наиболее эффективной долговременной мерой усилению и укреплению международной стабильности, снижению активности региональных конфликтов, противодействия терроризму. Демократизация любой страны = укрепление ее внутренней стабильности укрепление безопасности США. Противоположную ситуацию в Ираке, Афганистане и т.д. американцы просто игнорируют. США считают, что все страны «созрели» для демократии и внедрения западных ценностей. Если внедрение и демократизация «не идут», то виноваты в этом не традиции, культура, климат и т.д., а лидер, который находится у власти. Отсюда легковесный подход: достаточно заменить этого лидера на молодого прозападного политика, и все пойдет как по маслу. На основе этого подхода и осуществляются т.н. «бархатные революции».
Особенности III этапа
Главные особенности данного этапа заключаются в следующем. Во-первых, у Вашингтона появилась большая заинтересованность в России как в надёжном партнёре по антитеррористической коалиции в ходе объявленной глобальной войны с международным терроризмом. Эта заинтересованность возрастает в свете уже очевидно неудачной, если не провальной, оккупации американцами Ирака.
Во-вторых, после террористических актов сентября 2001 г. значение для США среднеазиатских стран СНГ, в первую очередь Узбекистана, значитель- но возросло. Заинтересованность в укреплении их независимости от России и в обеспечении широкого доступа к их нефтересурсам отошла на второй план. На первый план выдвинулась" "заинтересованность в них как в «прифронтовых государствах». Они оказались удобными плацдармами для вооружённой борь- бы с «Талибаном» и «Аль-Каидой».
В-третьих, на данном этапе заметно усилилась нетерпимость Вашингтона к тому, что в среднеазиатских странах не происходит процесса демократизации и становления рыночной экономики по западным стандартам. Это необходимо, по мнению американцев, для укрепления стабильности и устойчивой прозападной ориентации в этих странах. Соответственно, США заметно усилили своё влияние на исход выборов в виде содействия проведению «бархатных революций», которые преследовали цель захвата власти молодыми прозападными лидерами.
В Киргизии американцы получили в своё распоряжение крупнейшую для них на постсоветском пространстве военно-воздушную базу, которая начала функционировать в декабре 2001 г. на основе двустороннего соглашения, заключённого сроком на год. Она располагается рядом с международным аэропортом Манас, находящимся недалеко от столицы страны - Бишкека. База и аэропорт имеют одну и ту же взлетно-посадочную полосу, которая способна принимать стратегические бомбардировщики и тяжелые военно-транспортные самолёты.
База активно использовалась американцами и их союзниками на заключительном этапе разгрома вооружённых формирований «Талибана» в Афганистане в конце 2001 г.
Последствия «оранжевой революции»
В 2004 г. по мере того, как приближались выбору, человек 10 американцев посетили Киев. Кучме было сказано, что выборы должны быть свободными и справедливыми (=должен победить Ющенко). Олбрайт прямо заявила, что если демократических выборов не будет, у Кучмы и его семьи будут большие проблемы с зарубежными счетами и поездками на Запад. В 2005 Кучму пригласили на саммит НАТО. Сказали, что Украина должна подняться до западных стандартов, тогда ее примут в западные структуры. Никакое американское вмешательство не могло привести к такому массовому возмущению народу, когда тысячи людей выходили на Майдан. Да, они помогли финансово (палатки, биотуалеты, горячая еда), но сам протест шел изнутри.
В таких бархатных революциях есть критический момент: когда силовые структуры видят, что чаша весов колеблется, они встают в нейтральную позицию по отношению к действующей власти, доминирует воля народа.
Американцы добились своего в отношении Украины. Ждали экономического бума и притока иностранных инвестиций, а вместо этого повышается инфляция, растут цены на продовольствие. Июль 2006 – лишь 20% украинцев верило, что все наладится. Число пессимистов выросло с 18 до 52%. Начала побеждать партия Януковича. Возник перманентный политический кризис. Партию Ющенко сейчас поддерживают примерно 14%.
Революция роз в Грузии и ее последствия.
Осень 2003 – очередные парламентские выборы, но к этому времени. Шеварнадзе, несмотря на проамериканскую политику, утратил доверие Вашингтона. ГосДеп выделил деньги на опросы на выходе с выборов. Официально побеждает партия Шеварнадзе, на оппозиция не соглашается, т.к. эти опросы говорят о ее победе. Оппозиция организует массовые акции протесты. Идет мощная общественная поддержка, люди действительно были недовольны политикой Шеварнадзе и его режимом. В начале января выборы и Саакашвили (проходил обучение в Колумбийском университете, его жена – голландка) с огромным преимуществом побеждает, побывал с первым официальным визитом в США. Он был принят президентом США Дж. Бушем. Саакашвили поблагодарил президента за то, что Соединённые Штаты были «первыми пришедшими на помощь во время протестов» и обещает создать наиболее демократическое правительство в Европе, быть сильными союзниками США, демократия, свобода слова, свободное предпринимательство – важнейшие приоритеты. Буш надеется, что будет создана система, основанная на уважении прав человека, честности и справедливости.
Итог: Главная особенность политики Вашингтона на постсоветском пространстве, которая зачастую в отношении конкретных регионов и стран СНГ осуществляется вразрез с российскими интересами, заключается в следующем. США и в целом Запад при всех перипетиях стремятся избежать крайностей, такого обострения отношений с Россией, которое чревато возможностью её ухода в самоизоляцию и возобновления «холодной войны». Второй этап политики США в отношении Содружества охватывает период 1995^2000 гг. Основным его содержанием стала регионализация политики и курс на укрепление независимости государств Содружества от России. В Европейском регионе СНГ администрация Клинтона основную ставку сделала на Украину, в Закавказье - на Азербайджан, в Средней Азии - на Узбекистан. С Украиной в 1997 г. была заключена Хартия об особом партнёрстве с НАТО, в Закавказье наиболее важным стало возможное создание Главного экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, Узбекистан удалось подтолкнуть к выходу из Договора о коллективной безопасности в 1999 году.
Однако во время второго этапа Вашингтону пришлось разочароваться в курсе на регионализацию своей политики в отношении СНГ. Администрация Клинтона на собственном опыте убедилась, что, несмотря на гораздо меньшие размеры этих государств в сравнении с Россией, на последовательно прозападную внешнюю политику лидеров этих стран, проблемы демократизации, введения рыночной экономики, разрешения межэтнических конфликтов в них оказались ещё сложнее в сравнении с российскими условиями.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.