logo
otvety_k_GOSam_2008

7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира

Интеграционные процессы на территории бывшего СССР

Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную проти­воречивость и непоследовательность. Сам процесс со­здания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обо­стрением межнациональных конфликтов.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной об­ластях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоеди­нения других стран.

За шесть лет, прошедших с момента принятия «Согла­шения о создании Содружества Независимых Госу­дарств», было подписано более 800 совме­стных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь фор­мируются совместные межгосударственные и не­государственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведет­ся работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая вза­имодополнение экономик обеих стран.

ГУАМ — межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан).

Предпосылки создания

Характерной чертой ГУАМ изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) - Кавказ - Европа в обход территории России. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.

История

Начало сотрудничеству было положено на учредительном форуме 10 октября 1997 в Страсбурге. В сентябре 2000 в ходе саммита тысячелетия в ООН был принят меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУАМ. В 2001 ГУАМ получил статус международной региональной организации. На саммите в Ялте 6-7 июня 2001 был подписан устав ГУАМ.

Участие России в СНГ и других объединениях с государствами - бывшими республиками СССР

Россия входит в:

СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия, Грузия. Не ратифицировали Устав СНГ, хотя фактически участвуют: Украина, Молдавия, Туркмения. Наблюдатель – Монголия).

В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:

обеспечение прав и свобод человека,

координация внешнеполитической деятельности,

сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,

охрана здоровья населения и окружающей среды,

вопросы социальной и иммиграционной политики,

борьба с организованной преступностью,

сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Органы СНГ

Совет глав государств СНГ

Совет глав правительств СНГ

Совет министров иностранных дел СНГ

Совет министров обороны СНГ

Совет объединенных вооруженных сил СНГ

Совет командующих пограничными войсками СНГ

Межгосударственный экономический совет СНГ

Межпарламентская ассамблея СНГ

Экономический суд

Статистический комитет СНГ

Комиссия по правам человека и др.

2. ШОС — международная региональная организация.

Исполнительный секретарь ШОС - Болат Нургалиев (2007).

Состав

Страны-участницы ШОС – Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

История

Шанхайская организация сотрудничества создавалась как лига коллективной безопасности. Декларация о её создании была подписана 15 июня 2001 года. Первым документом ШОС стала «Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Была создана региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте. Постепенно, однако, на первый план стало выходить торгово-экономическое взаимодействие.

Направления сотрудничества

В 2003 году главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В сентябре 2004 на совете глав правительств ШОС в Бишкеке был утвержден план мероприятий по реализации этой программы. Упор сделан на следующие сферы – транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и хотел бы сформировать здесь общее экономическое пространство. Наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан.

Новые члены

Известно, что официальную заявку на вступление в ШОС подал Пакистан (его в этом стремлении поддерживает Китай), а Индия заявляла о намерении присоединиться к организации по неофициальным каналам. Россия могла бы согласиться на расширение ШОС за счёт Пакистана только при условии одновременного вступления в организацию Индии. Ещё одна заявка о вступлении в ШОС поступила от Белоруссии, но вряд ли она будет удовлетворена.

ОДКБ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия)

– военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе ДКБ, подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В него входят главы государств-членов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – внешняя политика

Совет министров обороны (СМО)

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – нац. безопасность

Генеральный секретарь Организации – высшее административное лицо (Н. Бордюжа)

Секретариат Организации – постоянно действующий рабочий орган

Объединённый штаб ОДКБ – постоянно действующий орган (военная составляющая)

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов

ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество Создана в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие во всех сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля и т.д. Первоначальные члены ЦАС — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль России. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС).

ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан)

– международная экономическая организация ряда постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Структура:

Межгосударственный совет (стратегия)

Интеграционный комитет (обеспечение взаимодействия)

Секретариат

Межпарламентская ассамблея

Суд Сообщества (единообразное применение Договора)

ЕЭП (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина)

проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции. Соглашение о намерении было подписано 19 сентября 2003. В конце августа 2005 на саммите глав стран - участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

Роль России в современных интеграционных процессах

В последнее десятилетие все больше расширяется всестороннее участие России в глобальных мирохозяйственных процессах, в результате которых все более углубляются политические и экономические связи многих стран во многих регионах мира. Интеграционные процессы становятся одним из важных факторов, оказывающих воздействие на темпы экономического роста, структуру, межотраслевые и народно-хозяйственные пропорции интегрируемых государств, на их внутренние рынки, на воспроизводство в целом.

Россия — один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую Восьмерку» промышленно развитых государств. Россия является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое Союзное государство.

Особенно важным представляется необходимость участия России в интеграционных процессах, происходящих в Европе и в Азии, как крупнейшей евроазиатской страны, являющейся связующим звеном между регионами двух континентов.

Более интенсивно включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться об участии в интеграционных группировках.

Россия вошла и в организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), членами которой являются некоторые экс-республики СССР, а также примыкающие к Черному морю Турция, Греция, Болгария и Румыния. Участие России в этой организации полезно, и его предстоит активизировать, тем более, что некоторые бывшие союзные республики пытаются противопоставить сотрудничество в ЧЭС сотрудничеству в рамках СНГ.

РФ участвует в: АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), региональный форум АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), АСЕАН (dialogue partner), Банк международных рачетов (BIS), Черноморское экономическое сотрудничество, Европейскй совет по ядерным исследованиям (наблюдатель), СНГ, Европейское соощество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ), ЕБРР, Большая 8, МАГАТЭ, МБРР, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, МОТ, МВФ, ИНТЕРПОЛ, Ассоциация Латиноамериканской интеграции (наблюдатель), Организация американских государств (наблюдатель), ОБСЕ, Парижский клуб, Партнерство во имя мира, ООН, СБ ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ООН по промышленному развитию, ВОЗ, ВТО (observer).