Структура парламента
Палаты. Наиболее крупным структурным элементом парламента являются палаты парламента. Парламенты состоят, как правило, из одной палаты или двух палат. В принципе, история знает и большее количество палат: до шести в Югославии (СФРЮ) по Конституции 1963 года в редакции 1968 г., три - по расовому признаку - в Южно-Африканской Республике по Конституции 1984 года. Однако сейчас эти особенности организации парламента отменены.
В парламентах (палатах парламента) всегда есть должностное лицо, организующее работу парламента (палаты) и выполняющие ряд других функций - председатель парламента (палаты). Называться это должностное лицо может по-разному, в соответствии с традициями: маршал (Сейм Польши), спикер (Палата общин Великобритании, Палата представителей США), тальман (Риксдаг Швеции), президент (Бундестаг ФРГ) и так далее.
Если парламент двухпалатный, то председатель парламента в целом, как правило, не избирается и не назначается. В некоторых конституциях предусматривается, что председатель одной из палат (верхней палаты - Сената в Колумбии - или нижней палаты - Сейма в Польше) при совместных заседаниях палат является председателем парламента в целом.
Председатель парламента (однопалатного) или палаты может замещать должность следующими способами: 1) избирается из числа парламентариев (так происходит в большинстве парламентов). В некоторых странах после избрания председателем парламентарий лишается возможности осуществлять некоторые свои полномочия, например, участвовать в дебатах, а иногда и голосовать (скандинавские страны, Великобритания), но спикер Палаты общин Великобритании, не имея права голосовать по общему правилу, может голосовать в том случае, если «за» и «против» законопроекта подано одинаковое количество голосов и решение иначе не может быть принято;
2) занимает данный пост по должности (Вице-президент США по должности является председателем Сената, хотя на практике, по традиции, он не осуществляет полномочий председателя палаты, а в Сенате председательствует специально избранный председатель; лорд-канцлер Великобритании является председателем Палаты лордов);
3) назначается на должность другими органами и должностными лицами. Например, в Канаде председатель (спикер) Сената назначается Генерал-губернатором по рекомендации Премьер-министра, в Нидерландах председатель нижней палаты (назначается монархом из трех предложенных палатой кандидатур.
Функции председателя парламента (палаты) по организации работы парламента (палаты) можно подразделить на функции по ведению заседаний и функции по подготовке к ним (координация работы всех структурных элементов палаты, общее руководство аппаратом парламента, подготовка документов для рассмотрения, в том числе документов о повестке дня). Кроме функций по организации работы парламента (палаты) председатель обладает функциями по представлению его (ее) во вне, в том числе он подписывает финансовые документы, связанные с финансированием работы парламента в рамках бюджета.
В большинстве парламентов (палатах), но не во всех, создаются коллегиальные органы (президиумы, бюро и так далее). В них, как правило, входят председатели парламента (палаты), заместители, а также ряд других должностных лиц (секретари, квесторы), иногда представители (лидеры) фракции. Полномочия таких органов могут по-разному соотноситься с полномочиями председателя.
Иные должные лица парламента. В некоторых парламентах предусмотрены должности секретарей и квесторов. Секретари (ФРГ, Испания, Франция и другие страны) следят за соблюдением процедуры принятия и оформлением принимаемых парламентом (палатой) актов, выполняют ряд других, менее значимых функций. Квесторы (Италия, Франция) контролируют финансовую деятельность руководства парламента.
Комитеты (комиссии) парламентов (палат). Создаются для обеспечения осуществления функций парламента (палат) по отдельным направлениям деятельности парламента (палаты). Они состоят из парламентариев, как правило, формируются с учетом представительства партий. Комитеты (комиссии) можно разделить прежде всего на постоянные и временные.
Постоянные, как правило, создаются 1) по какой-либо отрасли или функции управления (например, по международным отношениям, по социальным вопросам, по строительству и тому подобное); и 2) по отдельным вопросам парламентской деятельности (например, мандатная, дисциплинарная, регламентная и так далее). Отраслевые (функциональные) комиссии, во-первых, работают с законопроектами в соответствующей сфере, во-вторых, организуют осуществление в этой сфере контрольных функций парламента, в-третьих, готовят для парламента материалы (доклады, проекты решений), связанные с этой сферой. Временные комитеты (комиссии) создаются для решения конкретной проблемы (например, следственные комиссии, комиссии, созданные специально для подготовки значимого или объемного законодательного акта либо специально для подготовки решения по конкретной сложной проблеме).
Формирование палат (парламентов).
1) Чаще всего в мировой практике палаты (парламенты) избираются путем прямых выборов.
2) Возможно избрание палат посредством непрямых выборов
а) избираются представительными органами нижестоящего территориального уровня (например, так избирается часть Сената Испании, Федеральный совет Австрии);
б) создаются специальные избирательные коллегии, которые и осуществляют избрание парламентариев (например, члены Сената Франции избираются депутатами);
в) избрание верхней палаты всем парламентом, при этом не вошедшая в верхнюю палату часть парламентариев составляет нижнюю палату (например, в Норвегии).
3) В некоторых случаях предусматривается назначение членов парламента (палаты). Назначение может касаться всего состава верхней палаты, например, в Иордании, Таиланде, Канаде, либо его части (Малайзия, Италия). Как правило, назначение, в том числе части парламентариев, касается верхней палаты, но бывают и исключения, например, в нижнюю палату парламента Индии (Народную палату) Президент назначает двух представителей граждан
4) Возможно приобретение статуса члена парламента по должности: нынешней (например, членами Палаты лордов в Великобритании, наряду с другими, являются «судебные лорды», т.е. лица, занимающие высшие судебные должности, и «духовные лорды» - высшие иерархи английской церкви) или бывшей (например, бывший Президент Италии является пожизненным сенатором).
5) Передача по наследству (наследственные лорды: в Палате лордов Великобритании, но в связи с принятием в 2000 г. закона эта палата будет формироваться только путем назначения.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.