65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
США: 1929-1938
Причины кризиса:
Период докризисный (1923) – у власти Кулидж «Просперити». За эти годы – небывалый рост акций, спекулятивного материала. ЗА период процветания многие люди сколотили состояния. «Дело Америки – бизнес, дело американцев – заниматься бизнесом». Но в 1929 году это процветание закончилось. 24.10.1929 а маленькой улице Wall-Street (финансовый центр Нью-Йорка) началась паника. Держатели ценных бумаг бросились продавать акции, курс акций упал. К марту 1933 года общая стоимость акций резко снизилась.
Развал финансовой системы потянул развал всех отраслей. Промышленное производство сократилось вдвое. Половина предприятий тяжелой промышленности остановились.
Все эти события очень сильно повлияли на состояние банковской системы. 5 тысяч американских банков обанкротились. Банки – кровеносная система всей экономики. Любая американская семья почти каждый день пользовалась услугами банков. Закрытие банков повлияло на каждую американскую семью. => Потери прибылей предпринимателей. Американский бизнес воспринял Депрессию как трагедию.
Проблемы социальные:
Увольнения => безработица. В 1933 году официально количество безработных – 13 млн. человек. Фактически – 18 млн.
Частичная безработица – 35 млн. человек
Ситуация была сложна, так как самая сильная и мощная экономическая держава была самой отсталой страной в смысле страхования
Рост количества самоубийств
На некоторых предприятиях выплачивали какие-то пособия. Рабочий находился в руках предпринимателей.
Не было стачечного движения в период «Великой депрессии», так как рабочие дорожили своими местами
Движение безработных. Огромная роль – Коммунистической партии Америки, которая была создана в 1920 году. Походы безработных в Вашингтон. В конце 1931 и 1932 годов – 2 мощных голодных похода. Летом 1932 года – поход ветеранов ПМВ. Американское правительство обещало выплатить «бонус» в качестве компенсации за их службу. В 1929-1933 годах президентом был Герберт Гувер (республиканец), который эти походы разгонял.
Администрации Гувера считала, что кризис – явление временно, что не надо подвергаться панике. Он встречался с бизнесменами и просил их о помощи – не увольнять людей с предприятий, встречался с профсоюзами, которые были объединены в АФТ (Американская Федерация Труда). И Гувер, и конгресс отказывались вводить страхование рабочих. Гувер был сторонником твердого индивидуализма (каждый – сам за себя).
Летом 1929 года – закон о сбыте сельскохозяйственных товаров. Создавалось Федеральное сельскохозяйственное управление.
Администрация Гувера не предприняла никаких особо мер.
В 1932 году в США – президентские выборы – ФДР. Некоторые американские предприниматели отвернулись от Гувера.
Демократы, хотя и выступили с неопределенной программой, выглядели более выигрышно. Кандидат в президенты ФДР в своих речах обещал наладить общественные работы, он всегда говорил: «НОВЫЙ КУРС».
Победитель – ФДР. Демократы в 1932 году победили и в Конгрессе. С ноября – по март – переходный этап. Но обычно с ноября по январь. На начало 1933 года – самые страшные удары кризиса. Общая атмосфера- страх и неуверенность в будущем. Американский народ ждал 32 президента как спасителя.
ФДР призывал всех не бояться («Единственное, чего следует бояться, - это сам страх»). К началу марта перестали функционировать почти все банки.
НА 04.03.33 – вступление ФДР в должность. Обычно в день инаугурации президента – праздник. Но тогда был дождь. В своей речи ФДР сказал, напомнил, «кто есть американцы» - лучшая нация на Земле, что он самые сильные, выносливые, все проблемы смогут преодолеть.
Через 2 дня, 06.03, не дожидаясь открытия чрезвычайной сессии конгресса, ФДР ввел ЧП в стране, закрыл все банки.
09.03 принял банковский закон (Конгресс США позволяет США принимать меры в отношении банков, которые он сам сочтет необходимым).
10.03 –Указ об открытии только здоровых банков
10.03 – ФДР выступил по радио – «Беседы у камина». Он просил людей положить хотя бы доллар на свои вклады. Утром 11.03 многие люди ожидали, что же будет. Население доверяло президенту.
«100 дней». Основные задачи:
Проблема безработицы (35 млн. человек)
Аграрный кризис (30 млн. человек на грани разорения)
Падение производства (в два раза)
Кризис финансовой системы
В первые «100 дней» он отправил 15 посланий Конгрессу, произнес 10 больших речей, 2 раза в неделю давал пресс-конференции в Белом Доме.
Проблема безработицы:
Он принял безработных, разбил палаточный городок около Белого дома. В марте 1933 года – закон о помощи безработным – создание «лесных» (трудовых) лагерей. Молодежь – на полгода. Они занимались консервацией природных ресурсов, расчисткой лесов, посадками деревьев. Люди получали за это 1 доллар в день, одежду и еду.
К 1936 году 1,5 млн. человек прошли через эти лагеря.
Проблема Аграрного сектора
В мае 1933 года – закон об увеличении фермерского дохода, подняли цены на продукцию ферм. Созданы ситуации, когда уменьшалось количество продукции на рынке – изъятие с рынка масс сельскохозяйственной продукции.
Создание специальной администрации, регулирующей сельское хозяйство. Фермерам шли премии. Государство брало на себя обязательство выплаты долгов государственным фермерам – должникам предоставляло кредит.
Проблема промышленности
В июне 1933 года- закон о восстановлении промышленности. Стержень – кодексы честной конкуренции. В соответствии с которыми – предприятия, которые заключали эти кодексы, брали обязательства производить товары в объеме не больше указанного в документе, продавать по цене не выше указанной.
По началу американские предприятия не хотели подписывать, но правительство ставило печать синего орла на бумагах предприятий, подписавших =>99% предприятий США стали подписывать такие кодексы.
Банковская система США
Жесткий контроль над банками.
В 1933 году в США был отменен золотой стандарт – правило, при котором доллары обменивались на золото. Металлические деньги стали дешевле. Произошла девальвация доллара.
В 1933 году – закон о страховании банковских депозитов – до 5 тыс. $.
Все эти законы даже не обсуждались в Конгрессе.
Но кризис продолжался.
В 1934 году начались стачки. Летом 1934 года – стачка в Сан-Франциско. В 1935 году- в АТФ часть профсоюзов этой организации создало КПП (Комитет производственных профсоюзов).
Профсоюзы стали требовать гарантий прав профсоюзов, введения рудового законодательства.
Все эти вопросы встали в повестку дня в 1935 году.
ФДР понял, что от экономических проблем надо перейти к социальным.
С 1935 года администрация ведет политику уступок в отношении рабочих США.
В 1934 году ситуация не улучшилась. В 1934 году началось стачечное движение ( летом 1934 – в Сан-Франциско, в Детройте – «сидячие забастовки», движение безработных).
В 1935 году ФДР понял, что «Новый курс» нуждается в пересмотре в отношении рабочих. Под накалом стачечного движения, администрация ФДР пошла на проведение социальных мероприятий (уступок):
В 1934-1935 годах проблема №1 – безработица. Чтобы решить эту проблему, администрация решила создать системе по организации общественных работ. Во главе – Дж. Гобкинс. Эта администрация изыскивала пути обеспечения занятости тех людей, которые нуждались в работе, занималась вопросами реконструкции Вашингтона, строительству дорог, расчистке лесов и т.д.
Безработные, которые искали работу, могли там ее получить. ЗА 30-е годы (вторую половину 30-х) – построены дороги, аэропорты, аэродромы, строительство зданий министерств, ведомств, Пентагона.
Но была и неэффективность ряда мероприятий – утром вырывали котлован, вечером – закапывали.
Август 1935 года – закон о социальном страховании рабочих. Впервые в истории американского государства – общефедеральная система страхований. Страховки были двух видов:
По старости (пенсионное обеспечения. Пенсия – с 65 лет. Минимальный размер пенсии – 85 $ в месяц)
По безработице (введение государственных пособий по безработице)
В июле 1935 года – закон «Вагнера» = «Национальный акт о трудовых отношениях». Этот закон санкционировал коллективную деятельность рабочих через профсоюзы. Прописаны основные права рабочих:
Право вступления рабочих в профсоюзы
право на заключение коллективного договора
право на стычки и пикеты
перечень основных типов несправедливой трудовой практики предпринимателей:
вмешиваться в реализацию прав профсоюзов
не мог сам предприниматель организовывать профсоюзы рабочих
нельзя было дискриминировать членов профсоюза
предприниматель не мог преследовать рабочих за жалобы
предприниматель не мог отказаться от ведения коллективных переговоров с профсоюзом
Для того, чтобы следить за исполнением всех этих требований было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Это законодательство 1935 года заложило основы социальной политики США.
В 1938 году – закон о справедливых условиях труда:
Минимальная зарплата – 25 cent в час
Мах рабочая неделя = 44 часа, а сверх – сверхурочные в полуторном размере
Запрет применения детского труда (до 13-14 лет)
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.