logo
otvety_k_GOSam_2008

27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света

В декабре 1991 года Советский Союз перестал существовать, а Россия выступила как правопреемник СССР. Конечно, российскую общественность не мог не волновать вопрос о том, какую роль будет играть новая Россия на мировой арене. В начале 1990-х годов необходимо было выработать новую внешнеполитическую концепцию. I этап

Политику США в отношении стран СНГ сложно отделить как самостоя­тельный объект исследования от общей эволюции российско-американских отношений. И то и другое тесно связано.

Ставка в 1991 году сделана на Россию. Предполагалось, что Россия в рамках официально провозглашённого «-стратегического партнерства» с США и НАТО может послужить своеобразным локомотивом демократизации и введения ры­ночной экономики на всем постсоветском пространстве. Летом и осенью 1993 г? высокопоставленные лица администрации США даже не исключали возможности России в перспективе стать членом НАТО. В частности, тогдашний государственный секретарь У. Кристофер в октябре 1993 г. заявил, что США готовы предложить России полное членство в Североатлантическом альянсе.

С другой стороны, уже на начальном этапе Вашингтон и НАТО не покида­ли сомнения, что даже реформаторское российское руководство может вер­нуться к традиционной имперской, силовой внешней политике и поэтому не­обходимо предпринять меры против возможного наихудшего варианта разви­тия событий. В качестве основной меры был взят курс на расширение блока НАТО на восток, что постепенно привело к значительному охлаждению российско-американских отношений и серьёзной корректировке политики США в отношении СНГ.

Ещё одна заинтересованность Запада в России в то время заключалась в необходимости сотрудничества с ней в процессе ядерного разоружения Украины, Белоруссии и Казахстана. Вашингтон не мог допустить, чтобы вместо одной ядерной сверхдержавы на постсоветском пространстве возникло сразу четыре со спорными границами между ними. Казахстан объявил о своём безъядерном статусе в апреле 1995 г., Киев в июне 1996 г. официально объя­вил о том, что все боеголовки выведены в Россию и Украина стала безъядерным государством.

В октябре 1993 г. руководство НАТО разработало программу «Партнёрство ради мира» (ПРМ), нацеленную на взаимодействие и постепенное переустрой­ство вооружённых сил стран-участниц по нормам и стандартам НАТО и под руководством альянса. В рамках ПРМ «неофициально ассоциированным чле­нам» альянса, никаких гарантий безопасности не предоставлялось. Вашингтон пообещал лишь, что в случае нападения на страну - участницу НАТО начнёт консультации с ней, и не более. Для участия в ПРМ приглашались 25 государств, в том числе все страны СНГ, включая Россию.

Выдвинутая Североатлантическим альянсом программа «Партнёрство ради мира» для стран Содружества Независимых Государств была, во-первых, за­явкой Запада на формирование в перспективе однополюсной структуры обще­европейской безопасности через НАТО. Началось быстрое присоединение стран СНГ к программе «Партнёрство ради мира». Довольно быстро в течение 1994 г. к ней присоединились Украина, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Грузия и Азербайджан.

Американские официальные лица вместо «стратегического партнёрства» с Россией теперь заговорили о том, что будут двигаться к «прагматическому партнёрству - сотрудничать там, где интересы совпадают, и соперничать там, где не совпадают.

На протяжении 1994 г. происходило постепенное охлаждение отношений между США и НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой. В значительной мере этому способствовало всё большее втягивание НАТО в гражданскую войну в Боснии путём бомбардировок позиций сербов и игнорирования протес­тов России.

Конец 1994 г. можно считать завершением первого этапа политики США в отношении СНГ. Для США шоком стали расстрел Парламента и победа антизападных сил в России. Отношения США и России сильно охладились. Ельцин произнес знаменитую фразу о «холодном мире».