logo
otvety_k_GOSam_2008

8. Этапы политики сша в отношении снг

I этап

Политику США в отношении стран СНГ сложно отделить как самостоя­тельный объект исследования от общей эволюции российско-американских отношений. И то и другое тесно связано. Зачастую те или иные инициативы США в регионах Содружества Независимых Государств (Европейская часть, Закавказье, Средняя Азия) и в конкретных государствах выступают прямым следствием текущего состояния российско-американских отношений. Нередко Вашингтон вынужден свои инициативы согласовывать с Москвой.

Ставка в 1991 году сделана на Россию. Предполагалось, что Россия в рамках официально провозглашённого «-стратегического партнерства» с США и НАТО может послужить своеобразным локомотивом демократизации и введения ры­ночной экономики на всем постсоветском пространстве. Летом и осенью 1993 г? высокопоставленные лица администрации США даже не исключали возможности России в перспективе стать членом НАТО. В частности, тогдашний государственный секретарь У. Кристофер в октябре 1993 г. заявил, что США готовы предложить России полное членство в Североатлантическом альянсе. Обретение членства должно было бы происходить в рамках «эволюционного процесса». А бывший в то время генеральным секретарем альянса М. Вернер говорил о том, что НАТО рассматривает Россию как «союзника».

С другой стороны, уже на начальном этапе Вашингтон и НАТО не покида­ли сомнения, что даже реформаторское российское руководство может вер­нуться к традиционной имперской, силовой внешней политике и поэтому не­обходимо предпринять меры против возможного наихудшего варианта разви­тия событий. В качестве основной меры был взят курс на расширение блока НАТО на восток, что постепенно привело к значительному охлаждению российско-американских отношений и серьёзной корректировке политики США в отношении СНГ.

Ещё одна заинтересованность Запада в России в то время заключалась в необходимости сотрудничества с ней в процессе ядерного разоружения Украины, Белоруссии и Казахстана. Вашингтон не мог допустить, чтобы вместо одной ядерной сверхдержавы на постсоветском пространстве возникло сразу четыре со спорными границами между ними. Это было чревато подрывом стратегической стабильности в мире. США и другие страны Запада оказали значительный нажим на новые ядерные страны СНГ с тем, чтобы в обмен на дипломатическое признание добиться от них международных обязательств по ядерному разоружению. Казахстан объявил о своём безъядерном статусе в апреле 1995 г., перепра­вив последние ядерные боеголовки в Россию. Белоруссия отправила в Россию свои оставшиеся ядерные боеголовки, демонтированные с МБР, в ноябре 1996 г. и де-факто обрела безъядерный статус. Киев в июне 1996 г. официально объя­вил о том, что все боеголовки выведены в Россию и Украина стала безъядерным государством. США в общей сложности израсходовали на уничтожение шахт­ных пусковых установок (ПУ) порядка 400 млн. долл. И в ноябре 2001 г. прези­дент России В.В. Путин официально объявил о том, что последняя украинская ядерная боеголовка была ликвидирована. В октябре 1993 г. руководство НАТО разработало программу «Партнёрство ради мира» (ПРМ), нацеленную на взаимодействие и постепенное переустрой­ство вооружённых сил стран-участниц по нормам и стандартам НАТО и под руководством альянса. В рамках ПРМ «неофициально ассоциированным чле­нам» альянса, никаких гарантий безопасности не предоставлялось. Вашингтон пообещал лишь, что в случае нападения на страну - участницу НАТО начнёт консультации с ней, и не более. Для участия в ПРМ приглашались 25 государств, в том числе все страны СНГ, включая Россию.

Договор вступил в силу в апреле 1994 г., когда его ратифи­цировали государства-участники, сроком на пять лет. Основное положение договора зафиксировано в статье 4, в соответствии с которой агрессия против одного государства-участника рассматривается как агрессия против всех госу­дарств-участников. В случае совершения такого акта агрессии «все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая воен­ную, в соответствии со статьей 51 Устава ООН» .

Данное положение по сути повторяет известную статью 5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Однако есть одно существенное отличие: у госу­дарств - членов альянса на протяжении «холодной войны» была объединяю­щая угроза, исходившая от СССР. У стран, подписавших ДКБ, такая объеди­няющая угроза отсутствует, что и служит одной из главных причин неэффек­тивности договора.

Государства - члены ДКБ, принадлежа к различным регионам, соответст­венно искали гарантии безопасности со стороны России, исходя из своих узких региональных и локальных интересов по защите от таких же узких угроз.

Белоруссия присоединилась к договору с тем, чтобы не остаться один на один с исторически чуждой ей Польшей и стоящей за ней Европой, в частно­сти, чтобы оградить себя от посягательств на свой суверенитет с польской стороны.

Расположенная в Закавказье Армения сразу также присоединилась к ДКБ. Она не имеет общей границы с Россией и из четырёх её соседей три мусульманские государства - Турция, Иран и Азербайджан. Причем Турция, осуществившая в 1915 г. геноцид армян, жертвами которого стали более 1,5 млн. человек, и сегодня рассматривается в Армении как исторический противник. Армяно-азербайджанский конфликт и успешная для армян война из-за Нагорного Карабаха в начале 90-х годов привели к экономической блокаде Арнении со стороны Азербайджана и Турции. Противостоять самостоятельно гораздо более сильной в военном отношении, являющейся членом НАТО Турции, с одной стороны, и Азербайджану - с другой, маленькая Армения (население - около 3,8 млн. человек) не в состоянии. Сегодня и в обозримом будущем она сможет обеспечить свою независимость и безопасность только при поддержке России. Таким образом, Армения присоединилась к договору в первую очередь для того, чтобы защитить свой суверенитет и обеспечить безопасность.

Государства Средней Азии вошли в Договор о коллективной безопасности, прежде всего, чтобы оградить себя от возможного возобновления региональ­ного гегемонизма со стороны Китая, который на протяжении последних столе­тий неоднократно пытался установить свое господство в регионе. Вторым побудитель­ным мотивом для среднеазиатских государств был афганский фактор. Суще­ствовала опасность проникновения радикального исламизма из Афганистана и создание угроз светским политическим режимам этих государств.

Выдвинутая Североатлантическим альянсом программа «Партнёрство ради мира» для стран Содружества Независимых Государств была, во-первых, за­явкой Запада на формирование в перспективе однополюсной структуры обще­европейской безопасности через НАТО. При разработке программы Россию и ДКБ попросту проигнорировали как самостоятельный центр военной силы в Европе, который мог бы послужить второй опорой общеевропейской структу­ры. Во-вторых, странам, не доверяющим Москве и не при­соединившимся к договору, она создавала возможности постепенного сближе­ния с НАТО с отдалённой и туманной перспективой обретения членства в альянсе, т.е. гарантий безопасности прежде всего от России. В-третьих, «партнёрство» было наце­лено и на определённое ослабление > Договора о коллективной безопасности, поскольку Москва не могла запретить его членам участвовать в программе. Государства-члены получали дополнительные возможности для геополитиче­ского маневрирования между НАТО и Россией с тем, чтобы добиться от по­следней каких-то дополнительных выгод. Началось быстрое присоединение стран СНГ к программе «Партнёрство ради мира». Довольно быстро в течение 1994 г. к ней присоединились Украина, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Грузия и Азербайджан.

Американские официальные лица вместо «стратегического партнёрства» с Россией теперь заговорили о том, что будут двигаться к «прагматическому партнёрству, основанному на взаимных интересах двух великих держав». Другими словами - сотрудничать там, где интересы совпадают, и соперничать там, где не совпадают.

На протяжении 1994 г. происходило постепенное охлаждение отношений между США и НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой. В значительной мере этому способствовало всё большее втягивание НАТО в гражданскую войну в Боснии путём бомбардировок позиций сербов и игнорирования протес­тов России.

Конец 1994 г. можно считать завершением первого этапа политики США в отношении СНГ. Хотя принятое тогда решение НАТО о необходимости расши­рения на восток прямого отношения к содружеству не имело, оно усиливало надежды ряда входящих в него стран, в первую очередь Украины, на то, что когда-нибудь и им удастся стать членами альянса.

В январе 1994 г. на саммите НАТО в Брюсселе программа «Партнёрство ра­ди мира» была официально принята. Для США шоком стали расстрел Парламента и победа антизападных сил в России. Отношения США и России сильно охладились. Ельцин произнес знаменитую фразу о «холодном мире». Во второй половине 90х гг. уровень помощи России резко сократился до 100 миллионов долларов.