8. Этапы политики сша в отношении снг
I этап
Политику США в отношении стран СНГ сложно отделить как самостоятельный объект исследования от общей эволюции российско-американских отношений. И то и другое тесно связано. Зачастую те или иные инициативы США в регионах Содружества Независимых Государств (Европейская часть, Закавказье, Средняя Азия) и в конкретных государствах выступают прямым следствием текущего состояния российско-американских отношений. Нередко Вашингтон вынужден свои инициативы согласовывать с Москвой.
Ставка в 1991 году сделана на Россию. Предполагалось, что Россия в рамках официально провозглашённого «-стратегического партнерства» с США и НАТО может послужить своеобразным локомотивом демократизации и введения рыночной экономики на всем постсоветском пространстве. Летом и осенью 1993 г? высокопоставленные лица администрации США даже не исключали возможности России в перспективе стать членом НАТО. В частности, тогдашний государственный секретарь У. Кристофер в октябре 1993 г. заявил, что США готовы предложить России полное членство в Североатлантическом альянсе. Обретение членства должно было бы происходить в рамках «эволюционного процесса». А бывший в то время генеральным секретарем альянса М. Вернер говорил о том, что НАТО рассматривает Россию как «союзника».
С другой стороны, уже на начальном этапе Вашингтон и НАТО не покидали сомнения, что даже реформаторское российское руководство может вернуться к традиционной имперской, силовой внешней политике и поэтому необходимо предпринять меры против возможного наихудшего варианта развития событий. В качестве основной меры был взят курс на расширение блока НАТО на восток, что постепенно привело к значительному охлаждению российско-американских отношений и серьёзной корректировке политики США в отношении СНГ.
Ещё одна заинтересованность Запада в России в то время заключалась в необходимости сотрудничества с ней в процессе ядерного разоружения Украины, Белоруссии и Казахстана. Вашингтон не мог допустить, чтобы вместо одной ядерной сверхдержавы на постсоветском пространстве возникло сразу четыре со спорными границами между ними. Это было чревато подрывом стратегической стабильности в мире. США и другие страны Запада оказали значительный нажим на новые ядерные страны СНГ с тем, чтобы в обмен на дипломатическое признание добиться от них международных обязательств по ядерному разоружению. Казахстан объявил о своём безъядерном статусе в апреле 1995 г., переправив последние ядерные боеголовки в Россию. Белоруссия отправила в Россию свои оставшиеся ядерные боеголовки, демонтированные с МБР, в ноябре 1996 г. и де-факто обрела безъядерный статус. Киев в июне 1996 г. официально объявил о том, что все боеголовки выведены в Россию и Украина стала безъядерным государством. США в общей сложности израсходовали на уничтожение шахтных пусковых установок (ПУ) порядка 400 млн. долл. И в ноябре 2001 г. президент России В.В. Путин официально объявил о том, что последняя украинская ядерная боеголовка была ликвидирована. В октябре 1993 г. руководство НАТО разработало программу «Партнёрство ради мира» (ПРМ), нацеленную на взаимодействие и постепенное переустройство вооружённых сил стран-участниц по нормам и стандартам НАТО и под руководством альянса. В рамках ПРМ «неофициально ассоциированным членам» альянса, никаких гарантий безопасности не предоставлялось. Вашингтон пообещал лишь, что в случае нападения на страну - участницу НАТО начнёт консультации с ней, и не более. Для участия в ПРМ приглашались 25 государств, в том числе все страны СНГ, включая Россию.
Договор вступил в силу в апреле 1994 г., когда его ратифицировали государства-участники, сроком на пять лет. Основное положение договора зафиксировано в статье 4, в соответствии с которой агрессия против одного государства-участника рассматривается как агрессия против всех государств-участников. В случае совершения такого акта агрессии «все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, в соответствии со статьей 51 Устава ООН» .
Данное положение по сути повторяет известную статью 5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Однако есть одно существенное отличие: у государств - членов альянса на протяжении «холодной войны» была объединяющая угроза, исходившая от СССР. У стран, подписавших ДКБ, такая объединяющая угроза отсутствует, что и служит одной из главных причин неэффективности договора.
Государства - члены ДКБ, принадлежа к различным регионам, соответственно искали гарантии безопасности со стороны России, исходя из своих узких региональных и локальных интересов по защите от таких же узких угроз.
Белоруссия присоединилась к договору с тем, чтобы не остаться один на один с исторически чуждой ей Польшей и стоящей за ней Европой, в частности, чтобы оградить себя от посягательств на свой суверенитет с польской стороны.
Расположенная в Закавказье Армения сразу также присоединилась к ДКБ. Она не имеет общей границы с Россией и из четырёх её соседей три мусульманские государства - Турция, Иран и Азербайджан. Причем Турция, осуществившая в 1915 г. геноцид армян, жертвами которого стали более 1,5 млн. человек, и сегодня рассматривается в Армении как исторический противник. Армяно-азербайджанский конфликт и успешная для армян война из-за Нагорного Карабаха в начале 90-х годов привели к экономической блокаде Арнении со стороны Азербайджана и Турции. Противостоять самостоятельно гораздо более сильной в военном отношении, являющейся членом НАТО Турции, с одной стороны, и Азербайджану - с другой, маленькая Армения (население - около 3,8 млн. человек) не в состоянии. Сегодня и в обозримом будущем она сможет обеспечить свою независимость и безопасность только при поддержке России. Таким образом, Армения присоединилась к договору в первую очередь для того, чтобы защитить свой суверенитет и обеспечить безопасность.
Государства Средней Азии вошли в Договор о коллективной безопасности, прежде всего, чтобы оградить себя от возможного возобновления регионального гегемонизма со стороны Китая, который на протяжении последних столетий неоднократно пытался установить свое господство в регионе. Вторым побудительным мотивом для среднеазиатских государств был афганский фактор. Существовала опасность проникновения радикального исламизма из Афганистана и создание угроз светским политическим режимам этих государств.
Выдвинутая Североатлантическим альянсом программа «Партнёрство ради мира» для стран Содружества Независимых Государств была, во-первых, заявкой Запада на формирование в перспективе однополюсной структуры общеевропейской безопасности через НАТО. При разработке программы Россию и ДКБ попросту проигнорировали как самостоятельный центр военной силы в Европе, который мог бы послужить второй опорой общеевропейской структуры. Во-вторых, странам, не доверяющим Москве и не присоединившимся к договору, она создавала возможности постепенного сближения с НАТО с отдалённой и туманной перспективой обретения членства в альянсе, т.е. гарантий безопасности прежде всего от России. В-третьих, «партнёрство» было нацелено и на определённое ослабление > Договора о коллективной безопасности, поскольку Москва не могла запретить его членам участвовать в программе. Государства-члены получали дополнительные возможности для геополитического маневрирования между НАТО и Россией с тем, чтобы добиться от последней каких-то дополнительных выгод. Началось быстрое присоединение стран СНГ к программе «Партнёрство ради мира». Довольно быстро в течение 1994 г. к ней присоединились Украина, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Грузия и Азербайджан.
Американские официальные лица вместо «стратегического партнёрства» с Россией теперь заговорили о том, что будут двигаться к «прагматическому партнёрству, основанному на взаимных интересах двух великих держав». Другими словами - сотрудничать там, где интересы совпадают, и соперничать там, где не совпадают.
На протяжении 1994 г. происходило постепенное охлаждение отношений между США и НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой. В значительной мере этому способствовало всё большее втягивание НАТО в гражданскую войну в Боснии путём бомбардировок позиций сербов и игнорирования протестов России.
Конец 1994 г. можно считать завершением первого этапа политики США в отношении СНГ. Хотя принятое тогда решение НАТО о необходимости расширения на восток прямого отношения к содружеству не имело, оно усиливало надежды ряда входящих в него стран, в первую очередь Украины, на то, что когда-нибудь и им удастся стать членами альянса.
В январе 1994 г. на саммите НАТО в Брюсселе программа «Партнёрство ради мира» была официально принята. Для США шоком стали расстрел Парламента и победа антизападных сил в России. Отношения США и России сильно охладились. Ельцин произнес знаменитую фразу о «холодном мире». Во второй половине 90х гг. уровень помощи России резко сократился до 100 миллионов долларов.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.