58. Источники конституционного права
Под источниками государственного права понимаются формы его выражения (в частности, нормативные акты, изданные государством, судебные прецеденты, правовые обычаи и т.д.). Виды источников государственного права. 1. нормативные акты, изданные различными государственными органами. Характер нормативных актов отражает соотношение различных политических сил в этой борьбе. В демократических странах существует тенденция к изданию обширных законов, которые сами непосредственно регулировали бы различные отношения. В СССР и России в теории принцип универсальности закона сохранялся практически всегда. Однако реально Верховный Совет СССР до 1989 г. не являлся постоянно действующим органом и собирался в общей сложности на несколько дней в году. В таких условиях он не мог реально осуществлять свои законодательные полномочия. Количество одобряемых Президентом России указов очень велико. Не говоря о том, что некоторые из них противоречат друг другу, дублируют друг друга, многие из указов подписываются до окончательного принятия аналогичных законов парламентом. В СССР чаще всего законы лишь провозглашали общие принципы, но не содержали механизма их реализации. Законы, как правило, сравнительно небольшие по объему, а их детализация содержалась в подзаконных актах. В англосаксонском праве нельзя сказать, что нормативные акты государственных органов играют незначительную роль. Их важность как источников государственного права возрастает на протяжении XIX и XX вв. Увеличивается их общее количество. Реформы избирательного права происходили в Великобритании именно на основе законов. Путем издания законов учреждались в этой стране новые государственные органы. Например, в 1967 г. был создан институт парламентского уполномоченного (английский вариант омбудсмана). Имеются примеры, когда в отдельных странах действуют нормативные акты, изданные за рубежом. Так, в рамках Содружества наций (в настоящее время в него входит 49 стран) – межгосударственного объединения, взаимоотношения внутри которого регулируются актом британского парламента – Вестминстерским статутом 1931 г., английский парламент в течение длительного периода был вправе законодательствовать для государств-членов этого объединения по их требованию и с их согласия. В отношении Австралии применялась оговорка, по которой согласие и требование принятия законов для Австралии были необходимы лишь со стороны федеральных парламента и правительства и касались федеральных законов, но акты для отдельных австралийских штатов английский парламент мог принимать самостоятельно без какого-либо требования или согласия со стороны парламента или правительства штата. Однако на практике британский парламент не пользовался этим полномочием на протяжении нескольких десятилетий. За английским парламентом долгое время сохранялось также право внесения поправок в конституции некоторых стран Содружества, которое было отменено в 80–90-е гг. XX в.
Судебный прецедент (т.е. некое общеобязательное предписание, содержащееся в судебном решении) - часть судебного решения по конкретному делу, в котором сформулировано обязательное правило. Этим правилом должны руководствоваться субъекты правоотношений в своих действиях, его обязаны применять суды при решении сходных дел. Формально судебный прецедент может создаваться судом любой инстанции, но он не имеет обязательной силы для вышестоящих судов, поэтому обычно в современных условиях только решение высшей апелляционной инстанции, обязательное для всех судов данного государства, приобретает силу прецедента. Источником права судебный прецедент является прежде всего в странах англосаксонской правовой системы. В странах континентальной (романо-германской) правовой системы судебные решения рассматриваются как акты правоприменения, поэтому они не имеют характера источника права.
Правовой обычай. В отличие от нормативных актов и судебных прецедентов, которые разрабатываются и издаются соответствующими государственными органами, вырастает непосредственно из политической практики. Государство же воспринимает обычай, санкционирует его и обеспечивает его соблюдение своими средствами. Именно благодаря такому вмешательству государства простой обычай превращается в правовой. В Великобритании правовой обычай в сфере взаимоотношений высших органов государственной власти получил наименование конституционного соглашения, или конвенционной нормы. Правовой обычаи (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, досрочный роспуск Палаты общин. Некоторые институты в Великобритании получили закрепление вначале в правовых обычаях (конституционных соглашениях) и только позже были урегулированы законодательно - должность министра. Правовой обычай является источником государственного права не только в странах англосаксонской правовой системы, но и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Так, в ряде стран, согласно обычаю, первую сессию вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. Роль правового обычая в различных странах неодинакова. Она велика в странах англосаксонской системы права, а также в странах Азии и Африки. В странах Европы и Латинской Америки, не относящихся к англосаксонской правовой системе, значение правового обычая как источника государственного права может быть больше или меньше в зависимости от национальных традиций и исторических особенностей. Обычай является источником права и в странах Африки (Свазиленд или Лесото). Наряду с партийными решениями встречаются и другие дополнительные источники государственного права. Так, для некоторых стран в качестве такого источника выступают религиозные нормы. О взаимосвязи религии с политикой говорил и Токквиль. Он назвал религию "первым политическим институтом». Особое значение религиозные нормы имеют в теократических государствах, т.е. таких, в которых управление находится в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Иран). В Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и построена на принципах ислама. Религиозные нормы, так же, как и обычай, рождаются вне государства, а государство санкционирует их; но обычаи появляются из политической практики, а религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догматами веры. Из христианских стран Ватикан являет собой яркий пример действия канонического, основанного на католицизме, права, в качестве источника государственного права. В частности, постоянно действующий основной административный и судебный орган при Святом престоле – Римская курия (создана в 1588 г.). Источниками мусульманского права - Коран, Сунна, иджма (установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших факихов – знатоков фикха – муджтахидов по вопросам, вообще не урегулированным или не урегулированным однозначно в Коране и Сунне). Индусское право является одним из источников права в Индии, Непале и в ряде других стран традиционного распространения индуизма
Нормы международного права. Во многих странах такие нормы действуют непосредственно и имеют силу закона. В Великобритании непосредственное действие норм международных договоров не признается. Для их включения в национальную правовую систему парламент издает законы (статуты), закрепляющие их действие. Аналогичный порядок установился в Австралии, Канаде, Новой Зеландии. В Основном законе ФРГ: "Общие нормы международного права являются составной частью права федерации ".
Внутригосударственный договор, заключенный между отдельными территориальными образованиями, обладающими правосубъектностью и входящими в состав одного государства, или государственными органами одного и того же государства. Редко.
Доктрина, т.е. работы видных ученых, чей авторитет признан юристами данной страны. В мусульманских странах значение доктрин велико. В странах Европы и Америки доктринальные положения используются при подготовке законопроектов и толковании правовых норм. Судебные органы в этих странах могут прибегать к доктрине как к одному из источников права при вынесении решений в том числе и в государственно-правовой сфере. Например, в Дании и Норвегии суды обращаются к доктрине всякий раз, когда необходимо решить вопрос, связанный с общими принципами права.
- Содержание:
- 1.Венский концерт и его значение для развития международный отношений. – Ира
- 2. Объединение Германии и дипломатия великих держав. - Ира
- 2. Германский союз.
- 3. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и ее противоречия-Боря
- 4) Вашингтонская система
- 5) Лига Наций
- 4. Подходы ссср, сша и Великобритании к послевоенному мироустройству. Создание оон. – Ира
- 6. Причины и этапы самоликвидации ссср. Возникновение снг. Оксана.
- 7.Основные интеграционные объединения в снг, проблемы их становления. – Ира
- 8. Этапы политики сша в отношении снг
- II этап
- 9. Организация договора коллективной безопасности стран снг
- 10. Поиски Россией новой идентичности и отношения со странами снг
- Предпосылки создания
- История
- Органы снг
- История
- Направления сотрудничества
- Структура одкб
- 11. Структура государственных институтов сша, обеспечивающих формирование и осуществление внешней политики
- Глава 2 – Анализ вп сша
- Глава 5 – Governmental sources of am fp
- 1). Президент:
- 2. Министерский уровень.
- 3. Конгресс
- Общественность – Это то, что все легитимизирует. Есть и группы интересов, сми, Конгресс, общественность.
- 12. Модель внешней политики м.А. Хрусталева: государственные интересы – исходная основа формирования внешней политики.
- 4 Блока:
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- 13. Структура современных мо. Настя к.
- 14. Прогнозирование в сфере международных отношений и проблемы комплексного анализа.
- 15. Решения Совета Безопасности оон.
- 16. Понятие международного договора и права международных договоров.
- 17. Срок действия международного договора, оговорки к нему.
- Раздел 2. Оговорки Статья 19. Формулирование оговорок
- Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
- Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
- Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
- Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
- Раздел 3. Вступление в силу договоров и их временное применение Статья 24. Вступление в силу
- Статья 25. Временное применение
- 18. Обстоятельства, исключающие международную ответственность государства.
- 19. Основные права и свободы человека по международному праву.
- Статья 1
- Статья 3 Запрещение пыток
- Статья 4 Запрещение рабства и принудительного труда
- Статья 5 Право на свободу и личную неприкосновенность
- Статья 6 Право на справедливое судебное разбирательство
- Статья 7 Наказание исключительно на основании закона
- Статья 8 Право на уважение частной и семейной жизни
- Статья 9 Свобода мысли, совести и религии
- Статья 10 Свобода выражения мнения
- Статья 11 Свобода собраний и объединений
- Статья 12
- Статья 16
- 3. Личные права и свободы
- 4. Политические права и свободы
- 5. Социально-экономические права и свободы
- 6. Защита прав и свобод человека и гражданина
- 20.Конституционные основы процесса выработки и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. – Света
- 21. Роль Президента рф и его администрации в подготовке и принятии решений по ключевым проблемам внешней политики страны.
- Этапы формирования вп рф:
- Ельцин:
- 17 Звеньев Администрации Президента:
- 22. Парламентская дипломатия: опыт и перспективы. – Света
- 23. Место и роль мид рф в системе внешнеполитических ведомств рф. – Света
- Министр иностранных дел
- Министры иностранных дел России после распада ссср
- Коллегия министерства иностранных дел
- Структура мид России
- Функциональные департаменты
- Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 июля 2004 г. N 865) (с изменениями от 19 октября 2005 г.):
- 24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша
- Примеры крупных международных проектов Газпрома:
- 25. Роль России в формировании системы международных отношений в ххi веке- Миша
- 26. Концептуальные основы современной внешней политики России
- Участие России в деятельности оон
- Участие России в “Группе восьми”
- Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами
- Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование
- 27. Российско-американские отношения в1990-е годы: опыт и уроки. – Света
- II этап
- 1. Идея о стратегическом партнерстве оказалась декларативной. Стороны оказались не готовы.
- 2. Партнерство реализовалось лишь отчасти в некоторых сферах (non-proliferation, контртерроризм)
- 28. Европейская политика современной России.-Света
- 29. Новый мировой порядок. Доктрина Буша. – Вика
- 30. Глобализация и интеграция. Мировая культура как среда мировой политики. – Ира
- 31. Лидерство и гегемония в мировой политике. Соотношение понятий «великая держава» и «сверхдержава». – Ира
- 33. Мировое правительство: перспективы и проблемы. – Ира
- 34.Становление конфликтологии как науки. Понятийный аппарат и методика анализа конфликтов. – Лёша
- 2 Типа международных конфликтов:
- 5 Стадий разрешения конфликта:
- 35. Типология конфликтов. Методы их разрешения и урегулирования. – Оксана
- Методы разрешения политических конфликтов.
- 36. Содержание и соотношение понятий «национальная безопасность» и «международная безопасность». – Ира
- 37. Концепция национальной безопасности (на примере сша и России). – Вика
- 1). 2002:
- I. Россия в мировом сообществе
- II. Национальные интересы России
- III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
- IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
- 38. Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере). – Юля т. Ядерное оружие и его роль в современном мире
- Контроль над ядерными вооружениями (советско-американские и российско-американские договоры в этой сфере)
- 40. Режим нераспространения ому.- Боря
- 40. Ядерное оружие и его роль в современном мире. – Боря
- Риски ядерной многополярности. Валерий Ярынич
- 41.Международный терроризм в начале XXI века. – Юля
- 42. Интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе. – Вика
- 43. Интеграционные процессы в Северной и Южной Америке. – Вика
- 44. Интеграционные процессы в Западной Европе (Евросоюз). – Вика
- Основные события в истории углубления интеграции ес
- Европейский совет (European Council)
- Европейская комиссия
- Европейский cуд
- 45. Вто в регулировании международной торговли. Россия и вто. – Вика
- 151 Стран-членов на 27 июля 2007
- 46. Роль оон в современном мире. – Боря
- 47. Основные характеристики интеграционных процессов во второй половине XX-XXI в. - Джемма
- 48.Понятия «дипломатическая служба» и «дипломат». Их содержание. – Света
- 49.Дипломатическая деятельность в международных организациях и ее особенности. - Джемма
- 50. Дипломатический протокол и его роль в международных отношениях. – Боря
- 51. Дипломатический корпус. Протокольное старшинство среди глав дипломатических представительств. Дуайен дипломатического корпуса и его функции. – Света
- 52. Консульская служба. Функции и задачи консульских учреждений. – Света
- 53. Основные тенденции развития мировой экономики в конце XX-начале XXI веков. – Миша
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- Специфика международной торговли услугами.
- Регулирование рынка услуг.
- 55. Международное движение капитала и его основные формы. Света
- 56. Роль тнк в мировой экономике. – Боря
- 57. Международные интеграционные объединения: теория и практика.
- 58. Источники конституционного права
- 59. Основы конституционно-правового статуса человека. Россия и зарубежные страны.
- 3. Личные права и свободы
- 2. Политические права и свободы
- 3. Социально-экономические права и свободы
- 60. Конституционно-правовое регулирование формирования и деятельности органов исполнительной власти: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- Порядок формирования правительства
- 61. Основы парламентского права: Россия и зарубежные страны.
- Структура парламента
- 62. Правовой статус главы государства: Россия и зарубежные страны.
- Способы замещения поста главы государства и прекращения его полномочий
- 63. Война североамериканских колоний Англии за независимость, ее причины, внутренние и международные последствия.
- 1774 – Репрессивные законы (“Coercive Acts”):
- 64. Гражданская война 1861-1865гг. В сша, ее причины и результаты.
- 65. Великая депрессия 1929-1933 гг. В сша, ее финансово-экономические корни, политические и социальные последствия.
- 66. Сша и Первая мировая война. Внутренние и международные обстоятельства вступления в войну и политико-экономические последствия участия в ней сша.
- 67. Сша и Вторая мировая война. Важнейшие внешнеполитические решения администрации ф.Д.Рузвельта.
- 68.Характерные черты американской экономической модели в начале XXI века.
- 69. Роль сша в мировой экономике и особенности внешнеэкономической стратегии государства в начале XXI века.
- 70. Демократический контроль над сферой обороны.
- 71. Демократический контроль над сферой безопасности.
- Демократический контроль
- 72. Роль и место спецслужб в системе обеспечения национальной и международной безопасности.