logo
otvety_k_GOSam_2008

58. Источники конституционного права

Под источниками государственного права понимаются формы его выражения (в частности, нормативные акты, изданные государством, судебные прецеденты, правовые обычаи и т.д.). Виды источников государственного права. 1. нормативные акты, изданные различными государственными органами. Характер нормативных актов отражает соотношение различных политических сил в этой борьбе. В демократических странах существует тенденция к изданию обширных законов, которые сами непосредственно регулировали бы различные отношения. В СССР и России в теории принцип универсальности закона сохранялся практически всегда. Однако реально Верховный Совет СССР до 1989 г. не являлся постоянно действующим органом и собирался в общей сложности на несколько дней в году. В таких условиях он не мог реально осуществлять свои законодательные полномочия. Количество одобряемых Президентом России указов очень велико. Не говоря о том, что некоторые из них противоречат друг другу, дублируют друг друга, многие из указов подписываются до окончательного принятия аналогичных законов парламентом. В СССР чаще всего законы лишь провозглашали общие принципы, но не содержали механизма их реализации. Законы, как правило, сравнительно небольшие по объему, а их детализация содержалась в подзаконных актах. В англосаксонском праве нельзя сказать, что нормативные акты государственных органов играют незначительную роль. Их важность как источников государственного права возрастает на протяжении XIX и XX вв. Увеличивается их общее количество. Реформы избирательного права происходили в Великобритании именно на основе законов. Путем издания законов учреждались в этой стране новые государственные органы. Например, в 1967 г. был создан институт парламентского уполномоченного (английский вариант омбудсмана). Имеются примеры, когда в отдельных странах действуют нормативные акты, изданные за рубежом. Так, в рамках Содружества наций (в настоящее время в него входит 49 стран) – межгосударственного объединения, взаимоотношения внутри которого регулируются актом британского парламента – Вестминстерским статутом 1931 г., английский парламент в течение длительного периода был вправе законодательствовать для государств-членов этого объединения по их требованию и с их согласия. В отношении Австралии применялась оговорка, по которой согласие и требование принятия законов для Австралии были необходимы лишь со стороны федеральных парламента и правительства и касались федеральных законов, но акты для отдельных австралийских штатов английский парламент мог принимать самостоятельно без какого-либо требования или согласия со стороны парламента или правительства штата. Однако на практике британский парламент не пользовался этим полномочием на протяжении нескольких десятилетий. За английским парламентом долгое время сохранялось также право внесения поправок в конституции некоторых стран Содружества, которое было отменено в 80–90-е гг. XX в.

Судебный прецедент (т.е. некое общеобязательное предписание, содержащееся в судебном решении) - часть судебного решения по конкретному делу, в котором сформулировано обязательное правило. Этим правилом должны руководствоваться субъекты правоотношений в своих действиях, его обязаны применять суды при решении сходных дел. Формально судебный прецедент может создаваться судом любой инстанции, но он не имеет обязательной силы для вышестоящих судов, поэтому обычно в современных условиях только решение высшей апелляционной инстанции, обязательное для всех судов данного государства, приобретает силу прецедента. Источником права судебный прецедент является прежде всего в странах англосаксонской правовой системы. В странах континентальной (романо-германской) правовой системы судебные решения рассматриваются как акты правоприменения, поэтому они не имеют характера источника права.

Правовой обычай. В отличие от нормативных актов и судебных прецедентов, которые разрабатываются и издаются соответствующими государственными органами, вырастает непосредственно из политической практики. Государство же воспринимает обычай, санкционирует его и обеспечивает его соблюдение своими средствами. Именно благодаря такому вмешательству государства простой обычай превращается в правовой. В Великобритании правовой обычай в сфере взаимоотношений высших органов государственной власти получил наименование конституционного соглашения, или конвенционной нормы. Правовой обычаи (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, досрочный роспуск Палаты общин. Некоторые институты в Великобритании получили закрепление вначале в правовых обычаях (конституционных соглашениях) и только позже были урегулированы законодательно - должность министра. Правовой обычай является источником государственного права не только в странах англосаксонской правовой системы, но и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Так, в ряде стран, согласно обычаю, первую сессию вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. Роль правового обычая в различных странах неодинакова. Она велика в странах англосаксонской системы права, а также в странах Азии и Африки. В странах Европы и Латинской Америки, не относящихся к англосаксонской правовой системе, значение правового обычая как источника государственного права может быть больше или меньше в зависимости от национальных традиций и исторических особенностей. Обычай является источником права и в странах Африки (Свазиленд или Лесото). Наряду с партийными решениями встречаются и другие дополнительные источники государственного права. Так, для некоторых стран в качестве такого источника выступают религиозные нормы. О взаимосвязи религии с политикой говорил и Токквиль. Он назвал религию "первым политическим институтом». Особое значение религиозные нормы имеют в теократических государствах, т.е. таких, в которых управление находится в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Иран). В Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и построена на принципах ислама. Религиозные нормы, так же, как и обычай, рождаются вне государства, а государство санкционирует их; но обычаи появляются из политической практики, а религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догматами веры. Из христианских стран Ватикан являет собой яркий пример действия канонического, основанного на католицизме, права, в качестве источника государственного права. В частности, постоянно действующий основной административный и судебный орган при Святом престоле – Римская курия (создана в 1588 г.). Источниками мусульманского права - Коран, Сунна, иджма (установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших факихов – знатоков фикха – муджтахидов по вопросам, вообще не урегулированным или не урегулированным однозначно в Коране и Сунне). Индусское право является одним из источников права в Индии, Непале и в ряде других стран традиционного распространения индуизма

Нормы международного права. Во многих странах такие нормы действуют непосредственно и имеют силу закона. В Великобритании непосредственное действие норм международных договоров не признается. Для их включения в национальную правовую систему парламент издает законы (статуты), закрепляющие их действие. Аналогичный порядок установился в Австралии, Канаде, Новой Зеландии. В Основном законе ФРГ: "Общие нормы международного права являются составной частью права федерации ".

Внутригосударственный договор, заключенный между отдельными территориальными образованиями, обладающими правосубъектностью и входящими в состав одного государства, или государственными органами одного и того же государства. Редко.

Доктрина, т.е. работы видных ученых, чей авторитет признан юристами данной страны. В мусульманских странах значение доктрин велико. В странах Европы и Америки доктринальные положения используются при подготовке законопроектов и толковании правовых норм. Судебные органы в этих странах могут прибегать к доктрине как к одному из источников права при вынесении решений в том числе и в государственно-правовой сфере. Например, в Дании и Норвегии суды обращаются к доктрине всякий раз, когда необходимо решить вопрос, связанный с общими принципами права.