logo
otvety_k_GOSam_2008

Порядок формирования правительства

Способы образования правительства. В самом об­щем виде можно выделить два основных способа образования правительства: на парламентской основе (типичный для стран с парламентарными формами правления) и внепарламентский способ (характерный, в частности, для пре­зидентских республик). В полупрезидентских республиках правительство обычно формируется президентом с учетом расстановки сил в высшем зако­нодательном органе,

Глава правительства и его роль в деятельности правительства. В абсолют­ных и дуалистических монархиях, а также в президентских республиках фак­тическим главой правительства обычно является глава государства. В парла­ментарных, смешанных республиках, а также в парламентарных монархиях имеется должность главы правительства (премьер-министр, федеральный канцлер, председатель Совета министров, министр-президент и Т. п.), отлич­ная от должности главы государства. Особенно широки полномочия пре­мьер-министра в странах с парламентарными формами правления (как мо­нархической, так и республиканской), где он является реальным главой исполнительной власти и на практике осуществляет большинство полномо­чий, формально принадлежащих главе государства. Важнейшая прерогатива премьер-министра, как правило, состоит в определении основных направле­ний политического курса правительства, координации деятельности отдель­ных министров. Реальный объем полномочий главы правительства зависит не только от формы правления, но и от разновидности партийной системы в той или иной стране. Премьер-министр обычно сосредоточивает в своих руках весьма зна­чительные полномочия в странах с однопартийными правительствами боль­шинства, где он одновременно является лидером правящей партии. В такой ситуации премьер-министр определяет кадровый состав и порядок деятель­ности правительства, повестку дня его заседаний, формулирует решения, принимаемые правительством в ходе обсуждения того или иного вопроса. Некоторые важные политические решения глава правительства принимает после консультации с отдельными министрами или высокопоставленными чиновниками либо единолично. Полномочия премьер-министра в рамках коалиционных правительств порой не столь широки. Ему, как правило, приходится делить власть с лиде­рами других политических партий, представленных в правительственной ко­алиции, что делает зачастую невозможным принятие главой правительства самостоятельных решений.

Конституция РФ – основной закон: в разделе 4 – про президента, 5 – ФС, 6 – Правительство.