logo search
мировая экономика учебник Проничев

6.4. Государственное регулирование внешней торговли

Государственное регулирование МЭО осуществляется путем целе­направленного воздействия на определенные сферы и субъекты внеш­неэкономической деятельности на территории отдельной страны. В свою очередь, само воздействие достигается с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

К экономическим методам относятся пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с аналогичными изделиями отечественного производства.

Административными методами считаются количественные лимиты (квоты), системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на им­порт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфиче­ские технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок. Конечно, использова­ние административных мер нарушает механизм ВЭС, сокращает ассор­тимент товаров, возможность доступа к ресурсам и фактически насиль- ственным путем предрешает выбор продукции или ресурсов потреби­телем в пользу отечественных продуцентов.

По своему характеру и результатам применения административные методы регулирования внешнеэкономических отношений неоднородны. Среди них выделяются нетарифные методы, носящие обобщающий характер. Нетарифные методы регулирования во внешней торговле по классификации ООН делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защи­ты определенных отраслей национального производства: лицензирова­ние и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к администра­тивным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стан­дарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упа­ковке и маркировке, розливу и т.д.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не ограничи­вающие импорт и не стимулирующие экспорт, но, в конечном счете, ведущие к этому результату.

Из широкого арсенала методов и способов нетарифного регулиро­вания внешней торговли наиболее распространенными являются ли­цензии и квоты, которые оказываются более гибкими и эффективными. чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Практиче­ски все страны с рыночной экономикой применяют эти инструменты. Лицензионная система предполагает, что государство через специаль­но уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэко­номических связей, с конца 1998 г. - Министерство торговли, а ныне Министерство экономического развития и торговли) выдает разрешения на внешнеторговые операции с определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту товарами (в России из-за непо­следовательной внутри- и внешнеэкономической политики список таких товаров неоднократно меняется в течение года). Применяемые систе­мы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Практикуются два основных вида лицензий: гене­ральные и разовые. Генеральная лицензия - разрешение на экспорт или импорт товаров, выдаваемое на длительный срок, как правило, до одного года, независимо от числа сделок. Разовая лицензия выдается на экспорт или импорт товаров в пределах одной сделки с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назна­чения).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт от­дельных товаров. Квота - это количественное или стоимостное ограни­чение экспорта (экспортные квоты) определенных видов товаров, уста­навливаемое на определенный срок. Такие ограничительные меры на- зывают квотированием. Квотирование может быть глобальным, т.е. устанавливаться в отношении отдельных стран; сезонным (как полагаю, в комментарии не нуждается) и так называемые «добровольным» огра­ничением экспорта. Соглашение о «добровольном» ограничении экс­порта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в им­портирующую страну. Этот инструмент довольно часто используют США по отношению к Японии^ экспортирующей туда свои товары с мно­гомиллиардным активом в год.

Наиболее традиционным, классическим методом национального ре­гулирования внешнеэкономических связей являются таможенные та­рифы, которые, как уже отмечалось, относятся к экономическим инст­рументам государственного вмешательства в мирохозяйственные от­ношения. Таможенный тариф представляет собой систематизирован­ный перечень товаров, с которых взимается таможенная пошлина с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. В свою очередь, под таможенной пошлиной понимается налог, взимае­мый государственными органами, таможенными службами с провози­мых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Механизм таможенного регулирования мирохозяйственных связей, в первую очередь внешней торговли, довольно прост для вос­приятия. Облагая таможенными пошлинами импортные товары, госу­дарство создает предпосылки повышения цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность по отношению к товарам-аналогам отечественного производства. А при взимании таможенных пошлин с экспортируемых товаров государство сдерживает их вывоз из страны.

Каждое государство разрабатывает и проводит свою внешнеторго­вую политику, исходя из ее международных обязательств, с одной сто­роны, и состояния отечественного производства, а соответственно и национального рынка, с другой. Общие подходы к международной тор­говле известны как внешнеторговая политика фритредерства (свободы торговли) и политика протекционизма. Фритредерство означает все­мерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью. Политика свободы торговли проводится при двух рыночных ситуациях:

1) если национальная стоимость товаров окажется ниже междуна­родной, товары отечественных продуцентов выигрывают ценовую кон­куренцию;

2) если продукция национального производства будет иметь одина­ковую стоимость с международной стоимостью данного товара, но из­делия отечественных продуцентов обладают лучшими технико-эксплуатационными качествами, страна выигрывает конкуренцию по качеству.

В любом из этих случаев импортные изделия не угрожают нацио­нальным товаропроизводителям.

Политика протекционизма, наоборот, предполагает высокое тамо­женное обложение импортируемых (а иногда и экспортируемых) това­ров и представляет собой государственную политику создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограж­дения его от конкуренции со стороны иностранных поставщиков. Такая политика проводится при прямо противоположных рыночных ситуациях, т.е. когда товары отечественного производства имеют более высокую стоимость по сравнению с международной стоимостью или когда они уступают импортным товарам-аналогам по качеству.

Протекционизм является одним из сложных и противоречивых яв­лений в международной торговле как в теоретическом, так и в практи­ческом отношении. Одни экономисты оправдывают протекционистскую политику и приводят довольно веские аргументы в ее поддержку, тогда как другие осуждают эту политику и также убедительно обосновывают свою точку зрения. Попытаемся воспроизвести некоторые доводы рго и сог^га.

Сторонники политики протекционизма считают, во-первых, что при­чиной протекционистских мер правительства может стать недостаточ­ная конкурентоспособность отечественных продуктов. Во-вторых, вре­менное ограничение ввоза конкурирующей продукции может стать сти­мулирующим фактором развития зарождающихся перспективных от­раслей производства национальной экономики. В-третьих, периодиче­ское ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия прави­тельством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностран­ных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается. В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения им­порта. Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросо­вестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда она осуществляется при прямой или завуалированной финансовой под­держке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспече­ния справедливой конкуренции на внутреннем рынке.

Все перечисленные причины, казалось бы, оправдывают протекцио­нистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нор­мального функционирования рыночного механизма внутри страны. Од­нако проведение протекционистской политики наталкивается и на контраргументы.

1. Меры, содействующие расширению внешней торговли, благоприят­ствуют экономическому развитию страны.

2. Политика протекционизма может консервировать отсталость отече­ственного производства.

3, Ограничение импорта позволяет отечественным поставщикам завы­шать цены, а потребителям приходится за это расплачиваться.

Даже из краткого перечня аргументов видно, что однозначный под­ход к оценке протекционизма, полностью отвергающий его или безого­ворочно признающий, неправомерен и малопродуктивен.

К формам протекционизма относятся: эмбарго, лицензирование, квотирование, добровольное ограничение экспортером вывозимой мас­сы (объема)товаров и др.

В реальной практике ни одна страна не проводит ныне в чистом ви­де только политику фритредерства или протекционизма. Внешнеторго­вая политика той или иной страны вбирает в себя элементы той или другой торгово-политической модели в зависимости от позиции товаров национального производства на мировом или отечественном рынках.

Кроме того, отдельные страны иногда прибегают к внешнеторговой политике демпинга, т.е. продаже товаров ниже их стоимости, по ценам, компенсирующим лишь издержки производства и реализации. Такая внешнеторговая политика используется для завоевания нового рынка (японские фирмы иногда практикуют демпинг), потеснения с рынка кон­курентов, при продаже товаров устаревших марок, вышедших из моды. Как международные организации, так и национальные государства при­нимают антидемпинговые меры, чтобы экономически наказать винов­ных экспортеров и защитить внешнеторговых участников, соблюдаю­щих принятые в мировой торговле правила корректной, честной конку­ренции.

Во внешнеторговой политике государств немаловажная роль отво­дится таможенной политике. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый таможенной службой страны с провозимых через границу товаров и имущества по ставкам, предусмотренным таможенным та­рифом. В свою очередь, таможенный тариф представляет собой пере­чень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок тамо­женного налога на единицу данного товара.

Основой классификации таможенных пошлин является способ их взимания. По данному параметру выделяют, во-первых:

а) адвалорные пошлины, получившие наибольшее распростране­ние в таможенно-тарифной практике и характеризующиеся тем, что взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товаров;

б) специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

в) комбинированные, включающие оба способа установления ве­личины таможенной пошлины;

г) сезонные, которые взимаются в определенное время года, на­пример во время уборки урожая.

Во-вторых, таможенные пошлины делятся и по экономическому со­держанию:

а) фискальные пошлины, предназначенные увеличить доходы го­сударственного бюджета;

б) протекционистские',

в) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью по­ощрения импорта каких-либо товаров;

г) уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары отечественного производства;

д) компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером:

е) антидемпинговые, применяемые для противодействия импорту из тех стран, где правительство предоставляло своим предпринимате­лям экспортные премии.

В отличие от экономических таможенно-тарифных регуляторов в мирохозяйственных связях применяются нетарифные (административ­ные) методы.

Они включают в себя широкий набор современных инструментов внешнеэкономической и торговой политики государств. Совокупность этих методов носит разнопорядковый характер, а потому выделяют два основных вида административного регулирования внешнеэкономиче­ской деятельности в зависимости от связи каждого из них с такой дея­тельностью:

1 Административно-протекционистские методы: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, представляющие собой требование к импортеру заранее внести часть стоимости ввозимого товара (предоплата), ком­пенсационные сборы, так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Судя по статистике, данный вид регулирования внешнеэко­номической деятельности среди других видов нетарифного характера применяется наиболее часто.

2. Методы, внешне и непосредственно не носящие протекционист­ский характер, а потому не ограничивающие внешнюю торговлю. Тем не менее по своему существу они содержат такие административно-бюрократические процедуры, реализация которых неотвратимо вызы­вает подобное ограничение внешнеэкономических связей. Это некото­рое ужесточение таможенных формальностей, повышение технических стандартов (например, в скандинавские страны нельзя ввозить рас­пашные тракторы, имеющие рабочую скорость свыше 10 км/ч), строгие санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркиров­ке и т.д.

К нетарифным методам регулирования относятся также админист­ративно-бюрократические проволочки, имеющие самые разные мотивы и акции: сокращение числа пропускных таможенных постов, умышлен­ное промедление таможенной очистки импортных грузов, взимание вы­соких таможенных пошлин за длительное хранение на территории та­можни ввозимых товаров.

Резюме

1. Мировой рынок представляет собой систему устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных между собой участием в международном разделении труда. Мировой рынок прошел длительный процесс становления и развития.

2. Для современного этапа мирового рынка характерны многие черты:

конкуренция между тремя центрами мирового хозяйства - США, Япони­ей и Евросоюзом, укрепление господства ТНК, активность государства по защите отечественных продуцентов и национального рынка, обрете­ние мировым рынком социально-капиталистической однородности.

3. Конъюнктура мирового рынка представляет собой экономическую ситуацию, складывающуюся или сложившуюся на рынке и характери­зующуюся уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, це­нами и объемом продаж. Показателями конъюнктуры рынка по обоб­щенным группам являются: производство, спрос и потребление, дан­ные динамики мировой торговли по странам-экспортерам и странам-импортерам, конкуренции и конкурентам, состояние цен на данный то­вар, торгово-политические условия рынка.

Во внешнеторговой практике очень важно грамотно составить про­гноз рынка товара, который носит двухступенчатый характер. На пер­вом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздейст­вующих на конъюнктуру (постоянная, циклическая и нециклическая), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого яв­ляются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен.

4. Мировой рынок характеризуется множественностью цен на один и тот же товар одинакового качества. В мировой практике выделяют не­сколько уровней цен фактической реализации товаров: цены по обыч­ным коммерческим сделкам, цены по бартерным соглашениям, цены по программам экономической помощи и др. К мировой цене предъявля­ется ряд требований: крупномасштабность коммерческих сделок, вы­ражение в СКВ, представительство качества товара.

Множественность цен обусловливает их деление на мировые и немировые, публикуемые и цены реализации.

5. Внешняя торговля реализуется на общемировом и национальном уровнях. Важное значение принадлежит международному экономиче­скому праву, которое базируется на ряде принципов: принцип сувере­нитета государства над своими природными ресурсами и всей эконо­мической деятельностью, принцип экономической недискриминации, принцип (режим) наиболее благоприятствующей нации, национальный режим, принцип справедливого экономического сотрудничества и вза­имной выгоды, принцип свободного доступа к морю и от него к нацио­нальной территории для стран, не имеющих выхода к морю, преферен­циальный режим.

Регулирование мировой торговли осуществляется рядом международных организаций; экономическими подразделениями ООН (МВФ, МБРР, ЭКОСОС, ЮНИДО, ФАО), Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Международной ассоциацией развития, Международным фондом сельскохозяйственного развития и другими институтами мирового характера.

6. Государственное регулирование МЭО, в т.ч. внешней торговли, осуществляется путем целенаправленного воздействия на определен­ные сферы и субъекты внешнеэкономической деятельности на терри­тории отдельно взятой страны. Такое воздействие достигается с помо­щью комплекса специальных методов экономического и администра­тивного характера.

Государство разрабатывает и реализует внешнеторговую политику фритредерства и протекционизма или некий их симбиоз, что диктуется позиционированием отечественных товаров на внешнем рынке. При этом важным инструментом является таможенная политика.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение экономической сущности мирового рынка.

2. Охарактеризуйте этапы становления и развития мирового рынка.

3. Перечислите особенности современного мирового рынка товаров.

4. Объясните происходящие изменения в отраслевой структуре мирового товарооборота.

5. Охарактеризуйте мировой рынок:

а) лицензий;

б) технологий.

6. Как понимать конъюнктуру мирового рынка?

7. Нарисуйте и объясните блок-схему процесса разработки прогноза конъюнктуры товарного рынка.

8. Объясните особенности ценообразования на мировом рынке, назовите и охарактеризуйте мировые и немировые цены.

9. Дайте определение международного экономического права и назовите его базовые принципы.

10. Назовите основные международные организации, регулирующие МЭО.

11. Охарактеризуйте назначение и функции следующих международных экономических и финансовых организаций:

1) МВФ;

2) МБРР;

3) ЮНКТАД;

4) ЮНИДО;

5) ФАО;

6) ЭРКООН;

7) ВТО.

12. Объясните содержание и условия проведения внешнеторговой поли­тики государства:

а) фритредерства;

б)протекционизма;

в) симбиоз фритредерства и протекционизма.

Тема. 7. Международный рынок услуг