logo search
Екзамен ЄС

45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.

Компетенция ЕС – это совокупность предметов ведения (предметная компетенция ) и полномочий (прав и обязанностей) конкретных органов, институтов, учреждений.

В целях более четкого разграничения компетенции и ответствен­ности между европейским и национальным уровнями публичной власти Лиссабонский договор 2007 г. по образцу многих федеративных государств включил в учре­дительные документы ЕС специальный раздел, посвященный определению разных категорий компетенции Союза — раздел I «Категории и сферы компетенции Союза» части первой Договора о функционировании ЕС.

Выделяют 3 категории компетенции ЕС:

    1. Исключительная компетенция

    2. Сфера совместной компетенции ЕС и гос-в-членов

    3. Компетенция нацтональных государств-членов.

1)Категории компетенции Союза различаются между собой объемом полномочий, предоставленным ЕС, и соотношением этих полномочий с теми, которые сохраняются за государствами-членами. Самые широкие полномочия Союза и, соответственно, наиболее значительные ограничения суверенных прав государств-членов присущи исключительной компетенции ЕС. В рамках этой категории компетенции национальные власти полностью лишены права принимать решения, если только они специально не уполномочены на это Европейским Союзом или не действуют во исполнение принятых им правовых актов. Количество сфер исключительной компетенции Союза относительно невелико — пять. К ним относятся: 1)установление пошлин общего таможенного тарифа и другие во­просы «таможенного союза» в рамках ЕС; 2)установление правил конкуренции, необходимых для функцио­нирования единого внутреннего рынка ЕС 3)денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»; 4)определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов в рамках общей политики по вопросам рыболовства как особого направления общей сельско­хозяйственной политики ЕС; общая торговая политика, включая установле­ние антидемпинговых пошлин и других защитных мер в отноше­нии продукции из третьих стран. 5)К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции (так называемая доктрина «параллелизма» внутренней и внешней компетенции ЕС, сформулированная еще в 1970-е годы Судом Европейских сообществ).

Своеобразной противоположностью исключительной компетенции Союза является категория его компетенции, названная «компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов», или, более кратко, «поддерживающая, координирующая или дополняющая деятельность» ЕС. (охрана и улучшение здоровья людей, пром-ть, турнизм, образование, ГО, админ сотруд-во)

2) совместная компетенция - те сферы общественных отношений, по которым Ес и нац. Гос-ва могут принимать соотв. нормативно-правовые решения. Решения национальных гос-в не должны противоречить интересам и правилам ЕС. Ст.4 Дог. О функционировании ЕС. Этот перечень не явл.исчерпывающим: Совместная компетенция Союза и государств-членов распространяется на следующие основные сферы:a) внутренний рынок; b) социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре; c) экономическое, социальное и территориальное сплочение; d) сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов; e) окружающая среда; f) защита потребителей; g) транспорт; h) трансъевропейские сети; i) энергия; j) пространство свободы, безопасности и правосудия; k) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре.

3) Компетенция национальных государств. ЕС может вмешиваться, путем издания нпа, с каждым днем эта сфера сокращается. С. 6 Дог о функ. ЕС : Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координации или дополнение действий государств-членов. Сферами этой деятельности в их европейской направленности являются: a) охрана и улучшение здоровья людей; b) промышленность; c) культура; d) туризм; e) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт; f) гражданская оборона; g) административное сотрудничество.

Еще выделяют «статьи – лазейки» (дополнительная компетенция ЕС.) Если нет указаний в документах ЕС – то есть возможность действовать.

Чтобы скорректировать эту жесткую схему, в учредительные до­кументы ЕС изначально были включены специальные «статьи-ла­зейки» (термин неофициальный), закрепляющие дополнительные (резервные) полномочия Союза. Данными полномочиями можно вос­пользоваться в случае отсутствия специальной уполномочивающей статьи («правовой базы») по конкретному вопросу. Подобные «ста­тьи-лазейки» присутствуют и в новой («лиссабонской») редакции учредительных документов ЕС.

Одна из них уже упоминалась при характеристике содержания и структуры «Договоров» (пункт 2.1 комментария). Она содержится в главе «Сближение законодательств» части третьей последнего доку­мента (глава 3 раздела VII «Общие правила о конкуренции, налого­обложении и сближении законодательств») и позволяет ЕС осуще­ствлять сближение законодательств государств-членов по любым вопросам, необходимым для нормального функционирования еди­ного внутреннего рынка — статья 114 Договора о функционирова­нии ЕС.

Указанная статья, однако, не может применяться к вопросам, затрагивающим налоги, свободное передвижение лиц, а также пра­ва и интересы наемных работников. Дополнительное сближение законодательств в этих вопросах может производиться на основании другой «статьи-лазейки» Договора о функционировании ЕС — статьи 115.

Наличие двух отдельных «статей-лазеек» обусловлено различием в порядке принятия решений на уровне Европейского Союза: в пер­вом случае (статья 114) нормативные акты принимаются по более простой и демократической процедуре, с правом абсолютного вето Европейского парламента, но без аналогичного права вето у отдель­ных государств-членов, во втором случае (статья 115) — с большим уважением к суверенным правам государств-членов, при сохранении за представителями их правительств в Совете права вето, но с огра­ниченными (консультативными) прерогативами Европарламента.

Наиболее широкой по своему потенциалу из числа «статей-лазе­ек» является статья 352, расположенная в последней части Догово­ра о функционировании ЕС (часть седьмая «Общие и заключитель­ные положения»). В своей новой редакции, установленной Лисса­бонским договором 2007 г., статья 352 позволяет Союзу принимать в контексте различных направлений его политики любые законода­тельные акты и другие меры, если они признаны необходимыми для достижения целей ЕС, а учредительные документы не предусмотре­ли специальных полномочий.

Примерами использования данной «статьи-лазейки» в «старом» Союзе является учреждение в рамках ЕС координационного меха­низма в области гражданской обороны (напомним, что Союз будет прямо уполномочен принимать меры в этой сфере только после вступления в силу Лиссабонского договора) или создание в 2007 г.