logo search
мировая экономика учебник Проничев

7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке

Группа социальных услуг как на внутреннем, так и на мировом рын­ке не требует многословной расшифровки. Для понимания предмета достаточно лишь напомнить основные слагаемые этой группы товаро-сервисных услуг и дать некоторое пояснение ее отдельных видов.

В группу социальных услуг на мировом рынке входят образователь­ные услуги как на коммерческой, так и на гуманитарной основе. В прак­тике межгосударственных и межфирменных отношений они конкрети­зируются в форме обучения студенческой молодежи за границей, под­готовке, переподготовке и стажировке специалистов в других странах, командировке преподавателей за границу, создании совместных учеб­ных заведений, обмене учебными программами и т.д.

В этой же группе фигурируют международные услуги в области здравоохранения - от оказания практической медицинской помощи до обмена профессиональными знаниями и профессиональной информа­цией.

Особое место в характеризуемой группе занимает важнейшая соци­альная и экономическая проблема - предоставление трудовых услуг гражданам одной страны в экономическом пространстве другого госу­дарства. Однако в связи с углублением интернационализации хозяйст­венной жизни растет мобильность труда как фактора не только нацио­нального, но и мирового производства, что дает основание выделить мировой рынок труда в самостоятельный параграф учебного пособия.

К группе социальных услуг относится также международный туризм и путешествия. Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. Отсюда, туристы - это лица, выезжающие за границу и не занимающиеся там оплачиваемой деятельностью. По ме­ре роста жизненного уровня населения в ряде стран (прежде всего ин­дустриально развитых) международный туризм становится динамичной сферой внешнеэкономической деятельности. По оценкам экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), удельный вес туризма в производстве мирового валового продукта в начале XXI в. составил 11-12 % против 6 % в начале 90-х гг. XX столетия. Об экономической роли туризма свидетельствуют и нижеследующие статистические данные. На долю туристического бизнеса уже сейчас приходится около 8 % ми­ровых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. За 1970-1991 гг. число международных туристов в мире возросло со 160 до 525 млн человек, т.е. более чем в три раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20 до 500 млрд долл., т.е. в 25 раз. Эти данные свидетельствуют о том, что время пребывания туристов за рубежом значительно возросло, стали осваиваться и более дорогие, и более отдаленные туристические рынки. Уже почти 66 % всех международных поездок осуществляется с целью туризма. Большая часть таких поез­док совершается между промышленно развитыми странами.

Географический поток туристов в преобладающей доле направля­ется в страны Западной Европы (свыше 60 %). Америку (18-20 %), Ази-атско-Тихоокеанский регион (13 %), Африку (3 %), Южную Азию, Ближ­ний и Средний Восток (по 1 %).

По прогнозам, прирост международных туристических поездок в те­кущем десятилетии составит около 4 %, тогда как доходов от них - 9 % в год.

Основные фонды международного туризма оцениваются почти в 4 трлн долларов, годовые капиталовложения - 450 млрд долл., число занятых в индустрии международного туризма приблизилось к 150 млн человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомо­бильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономи­ки. Еще более разительна экономическая роль притока интуристов для отдельных стран.

Развитие туризма потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, туристической инфраструктуры: сово­купности гостиниц и иных мест размещения, средств транспорта, объ­ектов общественного питания, объектов и видов развлечения, объектов познавательного (объектов показа), делового, оздоровительного, спор­тивного и иного назначения. В туристическую инфраструктуру входят организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую дея­тельность, предоставляющие экскурсионные услуги гидов-переводчиков, помогающие деловым, профессиональным встречам по интересам. Из довольно широкого перечня слагаемых туристической инфраструктуры и используемых терминов есть необходимость уточ­нить туроператорскую и турагентскую деятельность, которую выполня­ют специфические субъекты хозяйствования. Итак, туроператор зани­мается разработкой туристических маршрутов, обеспечивает их функ­ционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры тура-гентам для выпуска по ним путевок и для реализации этих путевок. Ту­роператор приобретает туристские продукты, места в самолетах, ком­наты в гостиницах и другие услуги, формирует пакеты услуг туризма и продает их прямо или косвенно различным пользователям - туристам -с целью получения прибыли.

Турагент - хозяйствующий субъект или индивидуальный предпри­ниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разра­ботанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки.

Туристические хозяйствующие субъекты, о которых говорилось вы­ше, выполняют три основные функции: производство услуг туризма, реализация этих услуг и организация потребления этих услуг. Все эти функции объединены в одно понятие - туристическое обслуживание, или туризм.

Заканчивая предельно краткую характеристику международного ту­ризма, следует обратить внимание на основные группы туристов и ви­ды туризма. Согласно классификации ООН, при обязательном условии пересечения границы к категории туристов относятся:

граждане, которые едут для развлечения, по семейным причи­нам, на лечение и по другим соображениям;

граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, адми­нистративные, спортивные др.);

граждане, которые едут по служебным делам;

граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов;

студенты и учащиеся, находящиеся за границей. Однако, с точки зрения международного права, интуристами не яв­ляются:

граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу;

граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;

жители пограничных районов, живущие по одну сторону грани­цы, а работающие по другую сторону.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности междугородного туризма: рекреационный, познаватель­ный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровле­ния и лечения. Однако пребывание граждан в специальных зарубежных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутст­вии) не относится к туризму, поскольку санаторий в данном случае — это разновидность больницы.

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие за границу в целях ознакомления с историко-культурными достопримеча­тельностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Деловой туризм представлен поездкой граждан с предпринима­тельскими мотивами: подписание контрактов, знакомство с предпола­гаемым для импорта оборудованием, технологиями, приобретением или вывозом товаров широкого потребления и т.д.

Наконец, по характеру организации путешествия выделяют индиви­дуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизо­ванный), стационарный (пребывание туриста в постоянном месте раз­мещения на весь период действия турпутевки) и передвижной (пере­движение по различным местам тура, круизы) туризм.

Статистика международного туризма той или иной страны отличает также въездной и выездной туризм, поскольку с такой градацией ино­странного туризма связан суммарный приток (ввоз) или отток (вывоз) твердой или национальной валюты.

К группе социальных услуг близко примыкают и международные спортивно-культурные услуги. Сюда входят взаимные поездки деятелей театра или иных жанров искусства, спортсменов и организаторов спор­та, что также сопровождается движением валютных средств из страны в страну, оказывает влияние на состояние платежного баланса госу­дарств.

Рост международного рынка услуг усиливает потребность в регули­ровании этой торговли. Ныне она осуществляется на разных уровнях и с использованием тех же правил или принципов, которые выработаны и по отношению к товарам, но, к сожалению, далеко не всегда и не пол­ностью реализуются на практике. К таким принципам относятся: недис­криминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

Что касается уровня регулирования мирового рынка услуг, то выде­ляют двусторонний, многосторонний, региональный и глобальный. Дву­сторонний уровень мирового рынка услуг регулируется двусторонними договорами участников этого рынка, региональный - интеграционными многосторонними соглашениями, но на глобальном, международном уровне рынка услуг до 1995 г. регулированием занималось Генераль­ное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а с 1995 г. - Всемирная торговая организация (ВТО).