logo search
мировая экономика учебник Проничев

8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и ре­гулирование

Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Народная мудрость

В современную эпоху интернационализации хозяйственной и соци­ально-культурной жизни человечества вывоз капитала сопровождается миграцией рабочей силы, или трудовой миграцией (от лат. гтпдгаНо). Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой пе­ремещение части трудоспособного населения, связанное с временным или постоянным изменением страны проживания или места работы. Процессуально внешняя миграция рабочей силы выступает в двух ви­дах: а) в виде трудовой эмиграции (выезда работников за пределы сво­ей страны с целью временного трудоустройства и б) в виде рабочей иммиграции (въезда) иностранных работников в страну.

Ныне трудовая миграция стала не только и не просто частью меж­дународных экономических отношений, но и их самостоятельной фор­мой. По времени она может быть безвозвратной, т.е. с окончательной сменой страны проживания, или временной (выезд за границу на вре­менную работу и временное место жительства). После великих геогра­фических открытий вплоть до первых десятилетий XX в. преобладала безвозвратная эмиграция, для которой было характерно перемещение части населения (а не только рабочей силы). Колонизация стран и це­лых континентов сопровождалась двумя потоками эмиграции: насиль­ственной, которую практиковала Великобритания, высылая грабителей и других социально опасных элементов из своей страны в Австралию, Америку, и добровольной. Последняя характеризовалась выездом гра- ждан не только метрополий, но и других (в основном европейских) стран в США, Канаду, Австралию, страны африканского континента на добровольной основе. Пишущему эти строки приходилось встречать оседлых европейских поселенцев не только в странах арабского Восто­ка (Египет, Ирак, Кувейт, Ливан), но и в африканской глубинке. Об ин­тенсивности эмиграционного процесса населения по североамерикан­скому материку свидетельствуют такие данные: за неполные полтора десятка лет XX в. из Европы за океан переселились на постоянное ме­стожительство более 19 млн эмигрантов [17]. Межконтинентальная ми­грация развивалась в одностороннем направлении лишь при редкоэпи-зодической реэмиграции. В то же время межконтинентальная миграция переплеталась с внутриконтинентальной миграцией из одних стран Ев­ропы в другие. Правда, наиболее активно внутриевропейский миграци­онный процесс берет свой отсчет с 1950-60-х гг. прошлого столетия, что объясняется, с одной стороны, экономической интеграцией, а с другой — избыточной рабочей силой в Греции, Турции, Югославии, на Кипре. Миграционные процессы нередко характеризуют состояние и потребно­сти экономического развития страны. В частности, Италия, имея избы­ток трудоресурсов в 1950-60-е гг., увязывала вступление в интеграци­онную группировку «Общего рынка» с предоставлением ей права сво­бодного перемещения своей рабочей силы в другие страны Европей­ского экономического сообщества. Ныне Италия превратилась в дина­мично развивающуюся страну и вынуждена не только сокращать рабо­чую эмиграцию, но и прибегать к политике трудовой иммиграции. Поли­тику активной иммиграции проводила послевоенная Германия, прежде всего ее западная часть (до объединения с восточными землями, где существовала Германская Демократическая Республика). Такая поли­тика объяснялась и объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отрицательная демографическая ситуация - вымирание не­мецкой нации - понуждала правящие круги ФРГ «сманивать» немцев из других стран - Польши. Венгрии, Чехословакии. Советского Союза. Во-вторых, несмотря на безработицу в стране, особенно возросшую после присоединения восточных земель, непросто найти желающих трудоуст­роиться на непрестижные виды работ: в строительство, промышлен­ность, сферу услуг. Поэтому ФРГ привлекает трудоиммигрантов из Тур­ции, Греции, республик Югославии, Балтии, СНГ.

Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновре­менно одним из главных стран-реципиентов в мире и донорами для отдельных государств (США - донор для Канады, Великобритания -для Австралии).

С экономической и политической точки зрения рабочая миграция является формой международного рынка труда, который функциониру- ет наряду и параллельно с другими мировыми рынками - рынком това­ров. капитала,услуг.

В современных условиях наличие и развитие мирового рынка рабо­чей силы связано как с причинами экономического, так и неэкономиче­ского характера. Естественно, экономические причины трудовой мигра­ции следует искать в уровне социально-экономического развития стра­ны. аграрном перенаселении, а также динамике и цикле производства. Как правило, миграционный поток характеризуется односторонней эко­номико-географической направленностью - рабочая сила перемещает­ся из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким жизненным стандартом. Вполне объективный потенциал трудовой миграции закла­дывается трудностями найти работу в собственном отечестве (в Тур­ции, Греции, Югославии) или крайне низким уровнем оплаты квалифи­цированного труда (в России, странах СНГ).

Другой пласт экономических причин трудовой миграции связан с вы­возом капитала за границу (куда тянется игла, туда и нитка), а также с деятельностью транснациональных корпораций. Последние (в силу своих особенностей как субъектов хозяйствования, о чем мы скажем в следующем параграфе) способствуют производственному соединению двух факторов производства - рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение национальной рабочей силы за границу в страны при­ложения своего капитала, либо перемещая собственный капитал в тру-доизбыточные страны, соединяя при этом реальный иностранный капи­тал с туземной рабочей слой.

К внешнеэкономическим причинам международной миграции отно­сятся демографические процессы, мотивы политического, националь­ного, этнического, религиозного, семейного или иного характера.

К сожалению, ограниченные рамки учебного пособия не позволяют широко осветить миграционную проблему в мире, но основные состав­ляющие этого процесса попытаемся изложить. Одной из таких состав­ляющих являются последствия для стран, осуществляющих эмиграцию и иммиграцию рабочей силы. Последствия эти весьма противоречивы. С одной стороны, экспорт рабочей силы способствует притоку ино­странной валюты в форме денежных переводов трудоэмигрантов. Для отдельных стран (бывшей Югославии, Пакистана, Турции, Китая) сумма частных переводов исчисляется миллиардом, а иногда и несколькими миллиардами долларов. Например, Китай от организованного экспорта рабочей силы ежегодно получает до 2 млрд долл. Переводы из-за ру­бежа в Пакистан от своих граждан, работающих в других странах, пре­вышают поступления от экспорта товаров и услуг в 5 раз, что позволяет стране использовать инвалютные поступления для реализации кон­кретных программ экономического развития. Подобную финансово-экономическую выгоду получают от внешнего рынка труда многие раз­вивающиеся страны. Некоторые из них (Египет, Йемен, Алжир) даже стали специализироваться на трудовых услугах за рубежом. По расче­там экспертов МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть национальных платежных балансов, на 80-90 % состоят из поступлений от миграционного вида международной специализации.

Экономисты-международники выделяют четыре прямых источника валютных поступлений от вывоза своей рабочей силы. Во-первых, на­логи с прибыли отечественных организаций-посредников, занимающих­ся вербовкой работников по заявкам зарубежных фирм. Во-вторых, го­сударство взимает налоги с частных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников. В-третьих, национальное богат­ство страны возрастает и в результате личного инвестирования ми­грантов (привоз в свою страну средств производства и предметов до­машнего обихода длительного пользования, приобретение ими ценных бумаг). Наконец, вывозящая рабочую силу страна получает капиталы от стран-импортеров, которые нередко используются на воспроизвод­ство трудовых ресурсов, вкладываются в социальную сферу.

Кроме того, трудовые реэмигранты при возвращении на родину при­возят с собой ценности и сбережения нередко по сумме не меньше, чем совокупные частные переводы. Немаловажна и статья невидимого им­порта - приобретенные мигрантами профессиональные знания, умения и навыки, которые они могут применять на родине. Таким образом, процесс «отходничества» позволяет странам-экспортерам рабочей си­лы принимать более квалифицированные трудовые ресурсы.

Иногда реэмигранты по возвращении домой пополняют ряды сред­него класса, вкладывая заработанные за границей средства в собст­венное дело, создавая дополнительные рабочие места в своем отече­стве.

Рабочие реэмигранты ввозят на родину купленные за границей мик­роавтобусы, машины, такси, несложное оборудование для создания небольших мастерских. Многие мигранты, возвращаясь на родину, вкладывают свои сбережения в улучшение жилищных условий, пони­мая, что от этого в определенной мере зависит их статус в обществе, а также будущее семьи.

Мы увлеклись выгодами, которые получают страны-доноры. А како­вы последствия для стран-реципиентов? Очевидные выгоды следую­щие:

увеличивается объем выпускаемого экономического продукта и услуг;

расширяется емкость внутреннего рынка, т.к. иностранные ра­бочие и их семьи предъявляют дополнительный спрос на това­ры и услуги, а значит, и стимулируют рост производства в стра­не пребывания;

принимая и производительно используя зарубежную рабочую силу, страна экономит на затратах по общеобразовательной и профессиональной подготовке иммигрантов (приток «умов» обогащает интеллектуальный потенциал страны);

оплачивая труд иностранных рабочих ниже оплаты труда сооте­чественников и экономя на социальные нужды иммигрантов,

принимающая страна повышает конкурентоспособность произ­водимых товаров с участием приезжающих рабочих;

при циклическом спаде или иной неблагоприятной экономиче­ской ситуации иностранный рабочий оказывается социально менее защищен и может быть уволен с меньшими юридически­ми, экономическими и социальными издержками;

несомненную выгоду от ввоза иностранной рабочей силы полу­чают и потому, что ее используют на непрестижных видах работ и предприятиях, куда сложнее привлечь соотечественников.

Конечно, прием иностранной рабочей силы дает не только хорошие дивиденды, но и порождает различные проблемы в стране пребывания. Отечественное население, особенно его безработная часть, ревностно относится к занятым в хозяйстве иммигрантам. К этому негативному следствию добавляется социальная напряженность, межнациональная неприязнь, что нередко доводит до открытых уголовных рецидивов и трагического исхода.

В целом, несмотря на наличие и позитивных, и негативных послед­ствий эмиграции и иммиграции рабочей силы, трудовое перемещение людей, как показывает мировой опыт, обеспечивает несомненные вы­годы странам-партнерам. Этому в немалой степени способствует взве­шенная миграционная политика, характеризующаяся гибкостью и реа­лизмом.

Освещая мировой рынок труда, нельзя не обратить внимание на ос­новные географические центры как трудовой эмиграции, так и имми­грации. Рассмотрим следующие мировые центры (рынки) рабочей силы [18, с. 98-104].

Первый такой центр сложился в странах послевоенной Западной Европы, у которых доля иностранных рабочих составляет от 7 % во Франции до 30 % в Швейцарии и Люксембурге.

Второй центр массовой трудовой иммиграции сформировался в 1970-е гг. в нефтедобывающих странах Ближнего Востока: Объединен­ные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, а также Катар. В странах нефтедобывающего региона численность ино­странных рабочих более чем вдвое превышает число местной рабочей силы, занятой в нефтедобывающей промышленности.

К третьему центру традиционно относят североамериканский реги­он, трудовые ресурсы которого на протяжении длительного времени складывались за счет притока рабочей силы, главным образом из Ев­ропы - Великобритании, Испании, Голландии, Франции и других стран. Основная часть трудоиммигрантов приходилась и приходится на США. По оценке специалистов, в течение последних полутора столетий еже­годный прием иностранных рабочих колебался от 100 до 500 тыс. чело­век. Ныне конгресс США утверждает квоту иммигрантов на год, то под­нимая, то опуская ее планку. Так, в 1990 г. США приняли 540 тыс. чело­век, а в следующем году количество трудоиммигрантов превысило 770 тыс.человек.

Четвертым центром иммиграции была и остается Австралия, кото­рая, подобно США, проводит политику ассимиляции. Здесь использует­ся около 200 тыс. иностранных рабочих. Меняется иммиграционная политика Австралии и географически. В послевоенный период Австра­лия привлекала иммигрантов из Восточной и Центральной Европы. особенно из Италии. Греции и Югославии. Немало австралийских им­мигрантов тех лет оказались выходцами из бывшего СССР, особенно из числа невозвращенцев: власовцев, полицейских оккупационных вла­стей Германии на Украине, других немецких пособников.

К пятому современному центру трудовой миграции относится об­ширный Азиатско-тихоокеанский регион. В него входят Япония, Бруней, Малайзия, Пакистан, Сингапур. Республика Корея, Китайская Респуб­лика (Тайвань). Особенностью прибытия иностранных рабочих в этот регион является его разнотипность и разномотивность. Так, для Малай­зии, Сингапура и Брунея характерна регулируемая трудовая миграция, а для Японии, Пакистана, Тайваня - скрытая, или нелегальная. По мо­тивам выделяется миграция рабочей силы высокой квалификации, со­провождающая прямые иностранные инвестиции. Такой вид миграции, получившей название «транзитной профессиональной миграции», осу­ществляют, как уже отмечалось, Австралия, а также Япония, Сингапур, Тайвань.

Начинает формироваться и еще один центр трудовой иммиграции, который ранее был поставщиком рабочей силы за рубеж. Речь идет о группе стран Латинской Америки. Например, в Аргентине и Венесуэле число трудоиммигрантов превысило миллион человек. Правда, здесь наибольшее распространение получила сельская сезонная миграция из соседних стран, имеющая давние традиции. Более продолжительная по времени миграция в этом регионе характерна для работников промыш­ленности и сферы услуг. Весьма примечательно, что Аргентина, Боли­вия, Бразилия, Чили, Венесуэла, некоторые другие страны Латинской Америки проявляют интерес к иммигрантам из бывшего СССР и стран Восточной Европы. Упомянутые латиноамериканские страны даже суб­сидируют специальные программы по привлечению восточно­европейских иммигрантов, рассчитанные на их ассимиляцию. При этом определен круг специальностей и сфер применения иностранной рабо­чей силы, в которых ощущается острая нехватка кадров - нефтедобыт-чики, инженеры-химики, фермеры. Вполне естественно предположить, что по мере индустриализации производства и быта латиноамерикан­ских стра-н интенсивность иммиграционного процесса будет нарастать.

Сформировались и основные центры трудовой эмиграции в лице многонаселенных государств (КНР, Индии, Индонезии, Пакистана, Бангладеша), стран африканского континента, Южной Америки. Теперь появились новые страны - доноры рабочей силы - бывшие социали­стические государства Восточной Европы, страны Балтии, СНГ, в т.ч. Российская Федерация.

Вовлеченность в миграционные потоки все большего числа стран, превращение рабочей миграции во внутриконтинентальное и даже межконтинентальное явление - важные свидетельства транснациона­лизации современного мирового рынка труда.