logo search
мировая экономика учебник Проничев

11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов произ­водства

Россия вступила на путь либерализации внешнеэкономических свя­зей и открытости экономики. Поэтому она не преминула выступить на мировом рынке капитала и рабочей силы и как их импортер, и как экс­портер. Россия приступила к налаживанию прочных отношений с зару­бежными партнерами в финансовой сфере Правда, в начале 1990-х гг. такие отношения сдерживались неурегулированностью внешней за­долженности СССР в сумме 103 млрд долл., которую из-за неплатеже­способности бывших союзных республик Россия оказалась вынужден­ной взять на себя. В этих целях она вступила в переговоры с кредито­рами о реструктуризации этого долга. В ходе сложных и длительных переговоров России удалось урегулировать часть проблемы советского долга. Достигнутые договоренности с Парижским (апрель 1996г.) и Лондонским (октябрь 1997 г.) клубами предусматривали реструктуриза­цию около 70 % общей задолженности бывшего СССР. Дефолт августа 1998 г. понудил страну снова просить кредиторов об облегчении долго вого бремени. В феврале 2000 г. Россия достигла соглашения с Лон­донским клубом о списании примерно 37 % задолженности и рассрочке выплат по оставшейся части долга на 30 лет (табл. 34).

Таблица 34

Внешний долг России, мл

рд долл. [30]

Структура долга

1993 г.

1998 г.

2003 г.

Всего

124,9

207.7

195,1

Долг бывшего СССР

103,7

93,6

90.1

Долг России

21,1

114,1

105.0

В т.ч. государства

16.9

70,7

67.3

Из них субъектов РФ

-

2,4

3,4

Частного сектора

4,3

43,4

37,7

Из них банков

-

20.2

19,4

Нефинансовых предприятий

-

23,2

18,3

Табл. 34 и проблемы внешнего долга требуют дополнительного комментария. Во-первых, не следует смешивать внешний общий и го­сударственный долг. Из общей суммы внешнего долга в 207,7 млрд долл. на начало 2002 г. государственный долг достиг 130,1 млрд долл., а к середине 2003 г. он сократился до 118 млрд долл.

Во-вторых, необходимо коснуться кризиса внешней задолженности и путей его урегулирования и управления.

Управление государственным внешним долгом стоит в центре вни­мания правительства и прежде всего Президента РФ. Рост внешней задолженности, ставшей тяжким бременем для экономики России, был связан с ошибочной экономической политикой, проводимой руково­дством СССР и первым руководством суверенной России. Тяжесть дол­га возросла в результате значительного снижения валютного курса рубля в 1991-1992 гг. и 1998 г.

Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерче­ским кредиторам (декабрь 1991 г., июнь 1994г., июнь 1995г., апрель 1998 г., август 1999 г.) уменьшил долговую нагрузку на экономику стра­ны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то же время пролонгиро­вание увеличивает нагрузку выплат внешнего долга России на первое десятилетие нового столетия. В эти годы Россия выплачивает 15-17 млрд долл. Пик выплат падает на 2003-2008 гг. В 2005 г. Россия ставит вопрос перед Парижским клубом о досрочной выплате 10 млрд долл. США, но выдвигает одно условие: снизить оставшуюся задолженность на 10 %. Руководство этой международной кредитно-финансовой орга­низации пока на 10-ти % списание долга не соглашается.

Наряду с погашением внешней задолженности важной проблемой экономического развития РФ является проблема инвестирования. За годы реформ сумма внутренних инвестиций сократилась в 5 раз. Бюд­жетные источники финансирования крайне ограничены, масштабное инвестирование реального сектора экономики со стороны банков не­возможно, ограбленное бездарной экономической политикой Ельцина -Гайдара население лишилось сбережений и не могло обеспечить

должных накоплений. Младореформаторы и зарубежные советники Президента России сделали ставку на привлечение иностранного капи­тала. Специалисты оценивали потребность иностранных инвестиций для преодоления экономического кризиса и модернизации катастрофи­чески устаревшего оборудования в реальном секторе российской эко­номики в 500 млрд долл. на протяжении 10 лет.

По факту внешнее финансирование экономики России в форме кре­дитов международных финансовых организаций и правительств зару­бежных стран оценивается за годы реформ в 25 млрд долл. Да и эти средства были недостаточно эффективно использованы для финанси­рования процессов реструктуризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, но существенно увеличили внешнюю задолженность страны.

Объем накопленных на конец 2002 г. прямых иностранных инвести­ций в экономике России составил 20 млрд долл.

Россия любит парадоксы. Несмотря на угрожающе растущий внеш­ний долг, не располагая достаточным для обслуживания внешнего дол­га объемом собственных средств, испытывая жесточайший валютный голод и ежегодно привлекая для исполнения своих платежных обяза­тельств ресурсы из-за рубежа, Россия тем не менее выступает в роли экспортера капитала. Его объем, динамику и структуру можно просле­дить в табл.35.

Таблица 35 Легальный экспорт капитала из России, млн долл. [31]

Виды ресурсов

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2003

Прямые инвестиции

+191

+358

+771

+2803

+1027

+900

+193

Портфельные инве­стиции

-114

+1705

+172

+156

+256

+200

+340

Торговые кредиты и авансы

+3698

-8043

+9501

+6789

+6810

+3,0

+4,2

ИТОГО

+3775

-5980

+10 444

+9548

+8093

+4,1

+550

Примечание: прирост (+) или уменьшение (~) зарубежных активов.

К сожалению, отток отечественного капитала за рубеж не ограничи­вается только легальными формами. При недостаточном контроле, а нередко и при явном попустительстве в практике проведения внешне­торговых операций широкое распространение получило укрытие отече­ственными субъектами хозяйствования валютных средств за рубежом в форме непоступления экспортной выручки и непоставки импортных товаров и услуг в счет авансовых платежей. «Бегство» капитала из России в нелегальных формах оценивается за 1990-е гг. от 100 до 500 млрд долл. Вопрос об оттоке капитала за границу Президент Путин В. В. огласил по радио и телевидению в ответах гражданам 18 декабря 2003 г. По его информации, «бегство» капитала оценивается по годам:

2000 г. - 24-25 млрд долл., 2001 г. - 16. 2002 - 8, 2003 - 6-7 млрд долл.

Следовательно, участие России на мировом рынке капитала весьма противоречиво сточки зрения и теории, и прагматики.

Порадаксально и другое соотношение: Россия не только должник международным финансовым организациям, странам и коммерческим банкам, но и продолжает оставаться кредитором на мировом рынке капитала. Внешний долг России достался от Советского Союза, кото­рый представлял многомиллиардные кредиты в основном развиваю­щимся странам. Когда Россия объявила себя правопреемницей СССР в сфере международных экономических отношений^ внешний долг других стран оценивался в 144 млрд долл. Правда, часть (и немалая!) этого долга списывается по разным причинам. Только на протяжении ноября 2004 - января 2005 гг. списаны 90 % (из 8 млрд долл.) Ираку и 70 % (из 13 млрд долл.) Сирии. Официально объявлено списание 10 млрд долл. с Монголии (перед Россией), с Эфиопии - 4 млрд долл.

В рамках Парижского клуба Россия уже списала задолженность с более 30 стран Азии и Африки. С 1991 до 2004 гг. Россия списала около 22 млрд долл. Суммарно Ираку простили 8.6 млрд., Никарагуа - почти 400 млн долл. Как минимум наполовину списана задолженность Алжи­ра, Ганы, Гвинеи, Мозамбика, Йемена, Бангладеш, Камбоджи, Гайаны [32, с. 5]. Этот процесс можно проследить в табл. 36.

Таблица 36 Внешний долг перед Россией в настоящее время [33, с. 48-49]

Общая сумма долга на начало 2003 г. составила 154,1 млрд долл. 1. (Ниже названы страны, с которыми у России достигнуты соглашения в рамках Парижского клуба кредиторов, с отдельных стран списания повторялись)

Страна

Дата подписа соглаш

ания ния

Тип соглашения

1. Бенин

23.04.03

Кельнское (списано 90 % долгов)

2. Мали

12.03.03

Кельнское (списано 90 % долгов)

3. Никарагуа

13.12.02

Кельнское (списано 90 % долгов)

4. Сьерра-Леоне

10.07.02

Кельнское (списано 90 % долгов)

5. Буркина-Фасо

20.06.02

Кельнское (списано 90 % долгов)

6. Киргизия

07.03.02

Хьюстонское (списания долгов нет. рассрочка выплат на срок до 20 лет)

7. Танзания

17.01.02

Кельнское (списано 90 % долгов)

8. Пакистан

14.12.01

Особые условия

9. Мозамбик

17.11.01

Кельнское (списано 90 % долгов)

10. Сербия и Черногория

16.11.01

Особые условия

11.Йемен

14.06.01

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

12.Чад

12.06.01

Кельнское (списано 90 % долгов)

13. Гвинея

15.05.01

Кельнское (списано 90 % долгов)

14. Эфиопия

05.04.01

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

15. Мадагаскар

07,03.01

Кельнское (списано 90 % долгов)

16. Грузия

06.03.01

Особые условия

17. Гвинея-Бисау

26.01.01

Кельнское (списано 90 % долгов)

18. Пакистан

23.01.01

Хьюстонское (списания долгов нет, рассрочка выплат на срок до 20 лет)

19. Нигерия

13.12.00 г.

Хьюстонское (списания долгов нет, рассрочка выплат на срок до 20 лет)

20. Мали

25.10.00г.

Кельнское (списано 90 % долгов)

Продолжение табл. 36

21.Бенин

24.10.00 г.

Кельнское (списано 90 % долгов)

22. Босния и Герцеговина

12,07.00 г

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

23. Мозамбик

12.07.00 г.

Лионское (списание 80 % долгов)

24. Сан-Томе и Принсипи

16.05. 00 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

25. Танзания

14.04.00 г.

Кельнское (списано 90 % долгов)

26.Албания

18.01 00 г.

Особые условия

27. Мозамбик

09.07.99 г.

Лионское (списание 80 % долгов)

28. Гайана

25.06.99 г.

Лионское (списание 80 % долгов)

29. Замбия

16.04.99 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

30. Пакистан

30.01.99 г.

Хьюстонское (списания долгов нет, рассрочка выплат на срок до 20 лет)

31. Босния и Герцеговина

28 10.98 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

32. Центрально-Африканская Республика

25.09.98 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

33. Албания

22.07.98 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

34.Йемен

20.11.97 г.

Неаполитанское (списание 67 % долгов)

2. (некоторые прочие крупнь

|е должники)

Ангола

Первоначально долг составлял 5 млрд долл., но был сокращен на 70 % в результате соглашения, подписанного в ноябре 1996 г. В его рамках Ангола обязалась выплатить России 1,5 млрд долл. в фор­ме простых векселей до 2016 г.

Афганистан

Долг составляет около 9 млрд долл. Проблема не урегулирована

Вьетнам

Долг составляет, по оценкам, 4-7 млрд долл. Проблема в целом урегулирована. Россия в 2004 г. намерена предоставить Вьетнаму новый кредит в размере 100 млн долл.

Ирак

Долг составляет 8,1 млрд долл. Скорее всего, большая часть будет списана в рамках Парижского клуба

КНДР

Долг составляет 6 млрд долл. Проблема не урегулирована

Куба

Внешний долг России составляет около 20 млрд долл. Куба стре­мится к списанию 70 % долга, в то время как Россия намеривается урегулировать эту проблему в рамках Парижского клуба. Соглаше­ния пока нет

Ливия

Внешний долг России составляет, по оценкам, свыше 10 млрд долл. Проблема не урегулирована

Сирия

Внешний долг России, составляет, по оценкам. 12,7 млрд долл. Проблема не урегулирована.

В настоящее время общий внешний долг иностранных государств (не считая стран СНГ) составляет 97 млрд долл. Крупнейшими должни­ками являются Куба, Сирия (до списания в январе 2005 г.), Ливия, Ан­гола, Ирак (до списания долга в конце 2004 г.), Афганистан, Корейская Народно-демократическая Республика. На эти страны приходится око­ло 70 млрд долл. Однако в силу тяжелого экономического положения эти страны не в состоянии уплатить даже часть долга. Прискорбно и то, что основные должники перед Россией вообще не признают существова­ние какого бы то ни было долга, но правительство РФ продолжает учиты­вать эти долги и начислять на них %, а также штрафы за неуплату.

Таким образом, позиции Российской Федерации на мировом рынке капитала весьма противоречивы. С одной стороны, Россия - крупный задолжник, а с другой - довольно солидный кредитор. Разница лишь в том, что капиталодонорами России являются международные финан­совые организации (Международный валютный фонд, Мировой банк), экономически развитые страны (Германия, Франция, Италия, США, Ве­ликобритания), а должниками России остаются экономически отсталые страны и выплата внешнего долга в пользу России представляет со­мнительную ценность.

Столь же противоречивы позиции России и на мировом рынке тру­да. Особенно миграционный процесс оживился с конца 1980-х гг., когда к традиционной форме этнической миграции добавилась новая - по экономическим причинам: с одной стороны, в результате распада СССР и после него на территорию России продолжается поток бежен­цев и переселенцев из стран СНГ и Балтии, численность которых уже перевалила за 7 млн человек, а с другой - на отдельных предприятиях. особенно лесозаготовительной промышленности, торговли, в строи­тельстве, широко представлена рабочая сила из Молдовы, Украины, республик Закавказья. Это можно видеть даже на примере Сыктывкара. Представители армянской диаспоры обосновались в организованной торговле (магазины, ларьки, палатки), а азербайджанцы оккупировали Сыктывкарский рынок. В настоящее время численность иностранных работающих по контрактам и договорам составляет свыше 250 тыс. (по другим данным - около миллиона) человек, около половины из них прибыли из стран СНГ. Но основную массу миграционного потока тру­довых сил составляют незарегистрированные мигранты из Китая, Вьет­нама и Афганистана. Большинство из них заняты в «челночном» бизне­се, строительстве, ремонтных работах, на транспорте и в сервисных услугах.

Кроме того, глубочайший экономический кризис, массовая и устой­чивая безработица, многомесячная задержка выплаты заработной пла­ты, да и ее мизерный размер вынудили более миллиона российских граждан, в т.ч., а иногда и в первую очередь, высококвалифицирован­ных специалистов и ученых выехать за границу и трудоустраиваться там.

За три года, с 1987 по 1990 гг., эмиграция из России увеличилась в 10 раз и в последующие 1990-е гг. составляла порядка 80-100 тыс. че­ловек в год. Основными центрами притяжения для российских эмигран­тов остаются Германия (до 66 % выезжающих), Израиль (около 17 %) и США (приблизительно 10 %). Гораздо меньший поток трудовых мигран­тов направляется в Финляндию, Швецию, Канаду и Австралию. Не­большие потоки выезжающих - в страны Восточной Европы, Грецию, Турцию и Китай.

Общие потери от трудовой эмиграции Российской Федерации спе­циалисты оценивают в 60 млрд долл. в год. Количественно оценивая миграционные процессы в России, они приходят к выводу о том, что убыль населения покрывается значительным притоком людей из стран ближнего зарубежья. Однако следует иметь в виду. что наша страна несет значительные структурные потери населения, поскольку большая часть покидающих страну эмигрантов имеет высокую профессиональ­ную квалификацию, а иммигранты, въезжающие в страну, как правило, теряют при переезде свой социальный статус, квалификацию и воз­можность работать по специальности. Такая ситуация отрицательно влияет на профессиональный уровень населения и качество трудовых ресурсов: от нас уезжают «золотые руки», а к нам приезжают «золотые зубы» (спекулянты).