logo search
Екзамен ЄС

72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.

Суд Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским догово­ром будет выступать единым институтом судебной власти данной организации, рассматривающим споры, преюдициальные запросы и иные дела, связанные с толкованием и применением права Евро­пейского Союза.

В связи с ликвидацией структуры трех опор юрисдикция Суда Европейского Союза распространяется на все сферы компетенции Союза, с изъятием только для мероприятий общей внешней полити­ки и политики безопасности. Однако и в рамках этого изъятия Суд Европейского Союза полномочен рассматривать иски иностранных физических и юридических лиц, против которых Союзом вводятся санкции и иные ограничительные меры (например, запрет на въезд должностным лицам отдельных третьих стран).

Суд Европейского Союза также наделен рядом дополнительных полномочий, призванных гарантировать более эффективное соблю­дение права Европейского Союза. В частности, упрощается порядок наложения им на государства-члены штрафных санкций в случае не­надлежащей трансформации директив Европейского Союза.

Следует отметить, что вслед за проектом Европейской конститу­ции 2004 г., Лиссабонский договор 2007 г. использует понятие «Суд Европейского Союза» в собирательном значении, как судебную си­стему. Под Судом Европейского Союза понимается вся совокупность судебных органов, созданных и функционирующих на основании учредительных документов Союза, а именно:

-Суд (высший судебный орган, бывший Суд Европейских со­обществ) ;

-Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции);

--Трибунал по делам публичной службы и иные специализиро­ванные трибуналы (бывшие «судебные палаты»).

Состав, порядок формирования и организация работы Суда Евро­пейского Союза не претерпели принципиальных изменений в срав­нении с действующими правилами (см. § 5 настоящей главы). Наи­более заметными реформами Лиссабонского договора в этой области является планируемое увеличение числа генеральных адвокатов с 8 до 11 и создание квалификационной коллегии («комитета») для предварительного отбора кандидатов в Суд и Трибунал. Подобно квалификационной коллегии, уже существующей для Трибунала по делам публичной службы, в нее будут входить бывшие члены судеб­ных органов государств-членов, Суда Европейского Союза, а также другие высококвалифицированные юристы.

Правовой статус последних двух институтов Европейского Союза согласно Лиссабонскому договору — Европейского центрального бан­ка и Счетной палаты — в целом остался таким же, как в настоящее время (см. § б настоящей главы и § 3 гл. X)