logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

4. Политическая культура и глобальная конкуренция

      В современном глобализирующемся мире, где в условиях, когда существует только одна сверхдержава — Соединенные Штаты Америки, в ускоренном темпе возникают и набирают вес многочисленные новые центры силы, остро стоит вопрос о перспективах каждой из стран в борьбе за мировое лидерство. Место каждой из стран в негласном рейтинге лидеров определяется множеством самых разных факторов, начиная от военной силы и кончая успехами в создании инвестиционного климата. Не последнюю роль при этом играет политическая культура, во многом определяющая как успехи социального и экономического развития внутри страны, так и восприятие страны на мировой арене ее соседями, друзьями и конкурентами.       Российская история великолепно демонстрирует важность политической культуры в этом отношении. В приведенной выше цитате из Г. В. Вернадского говорится о цене, которую заплатила Россия за национальное самосохранение. Но это же высказывание можно осмыслить несколько иначе, истолковав самодержавие и крепостное право как инструменты, использованные для целей национального самосохранения. В этом смысле можно сказать, что авторитарная политическая культура сыграла роль достаточно эффективного инструмента в деле сохранения целостности страны. Можно легко предположить, что в условиях более демократической политической культуры с сильным самоуправлением на местах и широким спектром политических движений и партий, постоянного враждебного давления со всех сторон страна не сумела бы сохранить свое единство и целостность, а распалась бы на части или лишилась бы каких-либо территорий.       То же самое можно сказать и о Советском Союзе: страна в этот период существовала в условиях враждебного окружения и централизованное авторитарное господство, позволяющее относительно легко мобилизовывать ресурсы и перенаправлять их на решение срочных задач, виделось самым простым и эффективным инструментом для достижения поставленных целей.       Отсюда можно прийти к выводу, что авторитарная политическая культура является мощным инструментом для достижения суверенитета и экономической и политической самостоятельности страны. Она позволяет создать мощное государство, способное добиваться своих государственных целей. Но авторитарная политическая культура и связанный с ней комплекс социальных институтов и социальных действий отнюдь не способствует достижению свободы и справедливости, а тем более долговременной стабильности внутри страны. Опыт России показывает, что в условиях самого жесткого авторитарного гнета постоянно реализовывается потенциал демократического сопротивления, что приводит в конце концов к революционному взрыву и распаду авторитарно организованной системы.       Так является ли авторитарная политическая культура единственным инструментом сохранения единства и целостности страны и мобилизации народных масс на ее защиту? История России также дает материал для ответа на этот вопрос. Дважды в российской истории возникала ситуация, когда страна практически распадалась и государство гибло. Первый раз — это Смутное время. Второй раз — это период между Февралем и Октябрем 1917 г. И оба раза страна оказывалась как бы чудом спасенной. Но спасение осуществлялось разными средствами. В 1612 г. страна была спасена благодаря патриотической самоорганизации народа, использовавшего в значительной степени механизмы возникшего к тому времени самоуправления на местах, т. е. благодаря потенциалу демократической политической культуры. В 1917 г. на вызов истории последовал авторитарный ответ — произошла Октябрьская революция и в конечном счете установилось коммунистическое авторитарное господство.       Получалось так, что потенциал демократической политической культуры никогда не использовался в России в полной мере. Правящий класс всегда обращался в первую очередь к авторитарному политическому инструментарию, полагая, что это наиболее простое и эффективное средство сохранения его господства. Демократический потенциал оставался не испробованным в полной мере и неиспользованным. В результате страдала политическая конкурентоспособность страны. Страна казалась сильной вовне, но была слабой изнутри, что приводило в конечном счете к социальным взрывам и революциям и поражениям на международной арене. Последнее из них — это поражение в «холодной войне», приведшее к распаду СССР и связанному с этим резкому падению экономического и социального уровня и международного престижа России.       В настоящее время Россия находится в уникальной исторической ситуации. Сложившаяся в течение многих веков демократическая политическая культура России стала главным инструментом ее возрождения и подъема. Тем самым Россия опровергла мнение критиков и скептиков, считавших, что авторитарный способ правления и политического мышления — это ее неизбежная политическая судьба.       До сих пор мы строили содержательную типологию политических культур, которые присутствуют в каждой стране. Но в условиях нарастающей межстрановой конкуренции выясняется, что существует и такой значимый фактор, как национальная политическая культура. И от того, каков характер этой культуры, во многом зависит глобальная конкурентоспособность данной страны.       В России идет активный процесс формирования русской политической культуры, в котором мы сами принимаем непосредственное участие. В этом процессе все имеет значение: и наша способность к самоуправлению, и наше правосознание, и наше умение выбирать достойную власть. Пока невозможно давать окончательные оценки нашей национальной политической культуре, но очевидно одно: в ней органично совмещаются различные содержательные типы. И эта способность аккумулировать позитивные свойства разных политических культур должна стать залогом высокой конкурентоспособности России в условиях жесткой глобальной конкуренции в XXI в.

Краткие выводы к главе

      Политическая культура общества — традиционно сложившаяся форма политического мировоззрения и организации политических действий. Политическая культура России, воспроизводящая свои основные характеристики на всем протяжении исторического существования страны, представляет собой сложную совокупность таких форм, как демократическая, авторитарная, патриархальная, мессианская, революционная политические культуры.       В разные периоды развития страны на передний план выходила какая-то одна из этих форм, но нельзя говорить о полном господстве какой-либо из них (например, авторитаризма) на всем протяжении российской истории. Одной из сильных составляющих политической культуры России всегда была демократическая политическая культура, занявшая ведущее место в современный период российской истории.       Помимо содержательной типологии политических культур, возможна и типология национальных политических культур. Глобализация не только сближает народы, но и выявляет их различия, в том числе в способе организации политической жизни. Особенности формирующейся русской политической культуры могут повысить глобальную конкурентоспособность нашей страны.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

      Авторитарная политическая культура — взгляд на государство и политическую власть как на инстанцию, обладающую безусловным авторитетом, единственным способом поведения по отношению к которой является безусловное и безоговорочное подчинение.       Демократическая политическая культура — взгляд на государство как на установление народа и инструмент реализации воли народа, предполагающее наличие механизмов политического участия и средств выражения политического протеста.       Мессианская политическая культура — такая ориентация государственной политики и мыслей граждан, которая исходит из представлений об изначальной предназначенности страны или сообщества к осуществлению некой исключительной высшей миссии.       Патриархальная политическая культура — восприятие и организация поведения государства и граждан или подданных по отношению друг к другу как отношения детей и заботливого отца при ограничении политической свободы в той мере, в какой ограничена свобода детей в патриархальной традиционной семье.       Политическая культура — совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.       Революционная политическая культура — точка зрения, согласно которой самым правильным способом решения политических проблем и конфликтов является полное и коренное преобразование существующего социального, морального и экономического порядка.