logo search
Екзамен ЄС

9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.

Территория Европейского Союза — собирательное понятие. В научной литературе оно используется для обозначения той части географиче­ского пространства, в пределах которого имеют обязательную силу источники и нормы права Европейского Союза, решения институтов этой организации. В 2006 г. ее размеры составляли более 3,9 млн кв. км. После вступления Болгарии и Румынии территория Союза возросла еще примерно на 350 тыс. кв. км. Крупнейшим по размерам территории государством — членом Европейского Союза является Франция (544 тыс. кв. км), наименьшим по площади — Мальта (0,3 тыс. кв. км).

Юридически границы территории Европейского Союза определя­ются в учредительных договорах Европейских сообществ, на которых основан Союз. Важнейшее значение среди них имеет ст. 299 Дог о функционировании ЕС.

По общему правилу, территория Союза представляет собой сово­купную территорию государств-членов вместе взятых. В этой связи ЕС ограничивается простым перечислением названий стран, входящих в состав Сообщества и Союза (§ 1 ст. 299).

При этом дополнительно указывается, что его действие распро­страняется также на европейские территории, внешние отношения которых осуществляются государствами-членами (§ 4 ст. 299). По­следние формально могут и не входить в состав государственной территории соответствующей страны (например, Гибралтар — за­висимая территория Великобритании).

Несмотря на свое название, Европейский Союз (включая Европей­ские сообщества) географически охватывает территорию не только Европы. Поскольку некоторые государства-члены по сей день имеют территориальные владения в других регионах земного шара, то на них тоже распространяется действие учредительного договора ЕС и основанных на нем правовых актов.

В настоящее время к неевропейским частям территории Союза относятся (§ 2 ст. 299): в Африке —Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания), Реюньон (Франция); в Америке — Гвиана, Гваделупа и Мартиника (Франция).

Вместе с тем некоторые территории и владения государств-чле­нов (в том числе расположенные в Европе) изъяты из-под действия Договора о Европейском сообществе (§ 3 и б ст. 299). Предписания этого документа и права Союза в целом на них распространяются либо частично (например, Норманские острова и остров Мэн — Велико­британия), либо не распространяются вовсе (например, Фарерские острова — Дания).

Многие «заморские страны и территории», находящиеся под юрис­дикцией государств-членов, получили особый (привилегированный) статус на основании части четвертой Договора о Европейском со­обществе «Ассоциация с заморскими странами и территориями». Не входя вместе с метрополией в состав Союза, они в то же время устанавливают с ним отношения тесного партнерства, включая ока­зание из бюджета Союза экономической помощи данным регионам.

Правовой режим территории Европейского Союза как простран­ственной сферы применения его юридических норм знает также ряд других исключений и изъятий. Например, директива— один из главных нормативных актов Европейского сообщества — может из­даваться в отношении как всех, так и отдельных государств-членов (см. § 5 гл. II). Соответственно во втором случае директива будет действовать в пределах лишь части территории Союза. На практике, однако, такая ситуация встречается довольно редко.

Более серьезные исключения имеют место в связи с нежелани­ем или неготовностью некоторых государств-членов участвовать в реализации ряда важных интеграционных проектов. Самое извест­ное изъятие такого рода— «зона евро», т.е. территория, на которой в 1999 г. была введена единая валюта ЕС. В 2009 г. она охватывала 16 из 27 государств-членов.

Три страны — Великобритания, Дания и Швеция — не пожелали перейти вместе с остальными на третий этап строительства валютного союза в рамках ЕС, а следовательно, не связаны соответствующими правовыми нормами в этой области. Тоже самое относится к 10 новым государствам-членам, вступившим в Союз в 2004 г., а также после 2007 г. к Болгарии и Румынии, которые в силу экономических причин пока не отвечают необходимым условиям для введения евро. В то же время, все указанные «государства-члены с изъятием» (так они на­званы в Договоре о Европейском сообществе) сохраняют возможность присоединиться к остальным в любой момент позднее.

Первой эту возможность реализовала Словения, которая выпол­нила в 2006 г. необходимые условия для перехода на евро. «Зона евро» с 2007 г., таким образом, стала включать уже 13 государств-членов (с 2008 г. — 15 государств-членов, с 2009 г. — 16 государств членов).

Другое существенное исключение связано с Шенгенскими со­глашениями и основанным на них шенгенским правом. Нормы по­следнего сначала охватывали только 5 государств-членов, с 2009 г. их стало 22.

С учетом неоднородности Европейского Союза, различий в по­литической и социально-экономической ситуации в разных его государствах-членах в 1997 г. в Договор о Европейском Союзе был включен специальный раздел VII «Положения о продвинутом со­трудничестве». В соответствии с ним допускается делегирование отдельными государствами-членами дополнительных полномочий органам Европейского Союза. Издаваемые ими на основании этих полномочий источники и нормы права будут распространять свое действие только на территорию государств-членов, участвующих в «продвинутом сотрудничестве». В других странах Союза они, соот­ветственно, обязательной силы иметь не будут.

Из принципа общеобязательности права Европейского Союза в пределах совокупной территории всех его государств-членов суще­ствуют также исключения обратного характера. Речь идет о случаях, когда источники и нормы данной правовой системы получают обя­зательную юридическую силу на территориях государств, не входя­щих в состав Европейского Союза, обладают экстерриториальным действием.

Два важнейших примера такого действия — это нормы, закреп­ляющие правовой режим общего рынка, и нормы шенгенского права. На основании специального договора (Соглашение о Европейском экономическом пространстве) режим общего рынка ЕС с 1994 г. рас­пространяется также на Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. Первые две страны с 2001 г. также стали частью Шенгенского пространства. После 2009 г. к ним добавились Швейцария и Лихтенштейн.

Не являясь членами Европейского Союза, указанные государства произвели рецепцию ряда компонентов его правовой системы и при­знали их юридическое верховенство на своей территории.