logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

3. Россия — президентско-парламентская республика

      Самые общие свойства нашей политической системы определены в статье 1 Конституции РФ, где сказано, что Россия «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».       Это определение обязывает всех нас — граждан Российской Федерации считать единственно законным политическим режимом демократию, единственно законной формой государственности федерацию, единственно законным способом организации власти (государственным строем) республику. Только соблюдение этих условий дает возможность нашему государству быть правовым, т. е. таким, в котором правит закон, а не произвол одного человека или какой-то группы людей.       О том, в каких режимах на самом деле работала наша политическая система, мы будем говорить в разделе 6, а здесь рассмотрим властную структуру нашей политической системы — ее государственное устройство.       Прежде всего отметим, что наше государство федеративное, а не унитарное. Это значит, что Россия состоит не из административных единиц, власть в которых назначается из центра, а из автономных (самоуправляющихся) субъектов, власть в которых тем или иным способом избирается местным населением. Ближайшими к нам (европейскими) примерами этих двух видов государств являются унитарная Франция и Федеративная Республика Германия.       На момент принятия Конституции в Россию входили 89 субъектов Федерации: 21 республика (согласно ст. 5 п. 2 Конституции они считаются государствами), 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также 2 города федерального значения. Первые пять типов субъектов достались нам от России, которая в виде РСФСР вошла в Союз ССР 30 декабря 1922 г. Города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 г. Ленинград) — получили статус субъектов Федерации по Конституции 1993 г.       Важнейшая особенность Российской Федерации заключается в том, что она как государство была образована не с помощью договора, заключенного ранее самостоятельными государствами (так в 1787 г. возникло государство Соединенные Штаты Америки), а в результате принятия ее многонациональным народом Основного Закона. Поэтому Россию принято называть федерацией не договорной, а конституционной.       Государственный строй в России также определяется термином «республика».       Республика (от лат. res — вещь, дело и publicum — государство, общество) — это такая форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок.       Республики принято разделять на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные в зависимости от того, каким образом происходит назначение главы исполнительной власти и формирование правительства.       В парламентской республике высший законодательный орган страны (парламент) формирует исполнительную власть (правительство в узком смысле слова) по итогам очередных выборов. Партия или коалиция партий, получившая простое большинство, получает право управлять страной на срок до очередных или внеочередных выборов.       В президентской республике исполнительную власть формирует всенародно избранный президент, который не обязан приглашать в правительство представителей парламентского большинства.       Парламентской республикой является ФРГ, президентскими республиками — Франция и США.       По Конституции 1993 г. Россия является смешанной — президентско-парламентской республикой. Президент — это глава государства, который избирается всеми имеющими избирательные права гражданами сроком на 4 года. Одно лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд.       Пост Президента — важнейший в нашей политической системе. Именно глава государства «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (Конституция РФ, ст. 80, пп. 2, 3).       Глава государства обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечивать единство в действиях трех ветвей государственной власти.

Основные полномочия Президента РФ

      Президент представляет кандидатуру главы исполнительной власти на утверждение Государственной Думы — нижней палаты Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации. Президент издает указы, которые имеют такую же силу, как и законы, принятые парламентом. Президент может воспрепятствовать принятию федерального закона (право вето, которое преодолевается 2/3 в обеих палатах парламента). Президент может распускать Государственную Думу в нескольких случаях, указанных в Конституции. Президент может отправить Правительство в отставку.       Он представляет Госдуме кандидатуру Председателя Центрального Банка РФ, а Совету Федерации (верхней палате парламента) кандидатуры судей всех высших судов России — Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного, а также кандидатуру Генерального прокурора. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.       Одно из важнейших прав Президента — «приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (Конституция РФ, ст. 85, п. 2).       Однако, влияя на деятельность как федеральных органов власти, так и исполнительных властей субъектов Федерации, сам Президент находится под их контролем. Если он нарушит закон, то парламент при участии Верховного и Конституционного судов может отстранить его от должности (эта процедура называется «импичмент», от англ. impeachment — обвинение и привлечение к суду).       Ключевым институтом в системе разделенных властей является парламент, поскольку именно он, и только он, вправе принимать федеральные конституционные и федеральные законы.

Устройство российского парламента

      Парламент (Федеральное Собрание Российской Федерации) состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Рассмотрение всех законопроектов начинается в Госдуме (поэтому она называется нижней палатой). Каждый проект закона проходит три чтения, после чего считается принятым, если за него проголосовало простое большинство от 450 депутатов. Единственное исключение — бюджет (смета доходов и расходов государства), который ежегодно утверждается Госдумой в четырех чтениях.       Принятый закон поступает на утверждение в Совет Федерации, в котором заседают по два представителя от каждого субъекта Федерации — один от исполнительной, другой от представительной (законодательной) власти. Верхняя палата может отклонить закон, и тогда Госдума должна снова утвердить его квалифицированным большинством (2/3 голосов — 300 депутатов) либо принимать новый.       Закон, прошедший обе палаты парламента, поступает на подпись Президенту, который либо накладывает вето, либо подписывает его. Во втором случае после опубликования закон вступает в силу.       Принятые парламентом законы, а также указы Президента являются основанием деятельности исполнительной власти, которую называют Правительством. Госдума обладает правом контроля над Правительством в форме выражения ему недоверия. Если простым большинством голосов (226) такое недоверие будет выражено, то Президент вправе отправить Правительство в отставку. А если Госдума выразит недоверие повторно в течение трех месяцев со дня первого вотума недоверия, то Президент будет обязан либо уволить Правительство, либо распустить нижнюю палату парламента. В последнем случае назначаются новые выборы, с тем чтобы «вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (Конституция РФ, ст. 109, п. 2).

Устройство исполнительной власти

      Правительство состоит из Председателя, его заместителей и министров, руководителей федеральных агентств и федеральных служб. Кроме того, в «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят также органы исполнительной власти субъектов РФ» (Конституция РФ, ст. 77, п. 2), когда речь идет о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов.       Глава государства — Президент РФ не является главой исполнительной власти, но Конституция наделяет его большими властными полномочиями по отношению к Правительству. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, имеет право отправить его в отставку. А перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Устройство судебной власти

      Судебная власть России состоит из судов трех видов юрисдикции:       • суда Конституционного, который устанавливает соответствие Конституции всех законов, нормативных актов, договоров между органами власти и нератифицированных международных договоров;       • судов гражданской, уголовной и административной юрисдикции во главе с Верховным судом;       • судов арбитражных во главе с Высшим Арбитражным, которые рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов. К судебной власти Конституция РФ относит и прокуратуру.       Члены всех высших судов и Генеральный прокурор назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Федеральные судьи назначаются самим Президентом в соответствии с законом.