logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы

      Наиболее аргументированные ответы на эти вопросы дает один из ведущих социологов и социальных теоретиков нашего времени — Иммануэль Валлерстайн.

      И. Валлерстайн — наш современник, выдающийся американский социолог, создатель теории миросистемного анализа, один из авторитетнейших в современной науке критиков либеральной идеологии, а также глобальной системы капитализма в целом. Наиболее известные его труды: «После либерализма», «Конец знакомого мира: социология XXI века», «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире ».

      Он объяснил ошибки Маркса тем, что его теория вырабатывалась в рамках господствовавшего в XIX в. либерального мировоззрения, хотя и ставила своей целью его радикальную критику. В частности, Маркс вместе с либералами разделял веру в прогресс человеческой истории и потому выстроил ее как последовательную смену фаз — «общественно-экономических формаций» — от первобытно-общинной через рабовладельческую и феодальную до капиталистической. В понимании истории, по Марксу, присутствует излишний детерминизм, который заставляет его сделать вывод о неизбежности коммунизма. Именно эта однолинейная схематичность исторического процесса (что соответствовало канонам научного знания в XVI—XIX вв.) и явилась причиной, которая не позволила теории Маркса предвидеть пути реального развития мира.       Отвергая догматическую интерпретацию теории Маркса, характерную для западноевропейских социал-демократов и российских большевиков, Валлерстайн сохраняет критический настрой марксизма по отношению к современности. Он целиком принимает анализ Маркса экономических противоречий капитализма, но предлагает другую теорию истории, с помощью которой считает возможным все-таки выполнить задачу, поставленную в «Коммунистическом манифесте», — осуществить переход к справедливому человеческому обществу.       Вместо линейной последовательности сменяющих друг друга фаз Валлерстайн предлагает различать в человеческой истории три основные формы объединений людей (исторические системы): мини-системы и мировые системы (миросистемы). Последние подразделяются на мировые империи и мировые экономики.       Мини-системы — это первобытные сообщества, занимающие небольшие территории и существующие сравнительно короткий срок (6 поколений). Они объединены кровным родством, однородной культурной и управляющей структурой. Обмены деятельностью и продуктами в таких системах между людьми происходят на принципах взаимности.       Мировые империи — это обширные политические структуры с централизованной властью, включающие в себя большое культурное разнообразие. Основная деятельность — взимание дани с местно самоуправляющихся производителей (сельскохозяйственных, как правило) и передача ее в центр, где она перераспределяется среди структур управления (чиновников).       Мировые экономики — это цепочки производящих структур, пересекающих политические границы и образующих сети обмена продуктами и услугами. Прибыль здесь распределяется в пользу тех, кто получает те или иные временные монополии, что и составляет «логику капитализма».

      Согласно Валлерстайну, приблизительно до 8000 г. до н. э. существовали только мини-системы. Затем и вплоть до 1500 г. н. э. все три формы исторических систем сосуществовали, но при этом сильнейшей формой являлась мировая империя. А приблизительно с 1500 г. одна из мировых экономик — западноевропейская капиталистическая по еще не до конца понятным причинам сумела выдержать давление мировых империй, а затем постепенно все их разрушить и подчинить себе. К концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единственной «миросистемой». В ней, согласно Валлерстайну, сегодня и живет все человечество.

      В нашей миросистеме продолжают действовать все основные процессы, выявленные Марксом при анализе капитализма. Продолжается классовая борьба между собственниками средств производства и пролетариатом. Растет поляризация — накопление богатства в руках немногих и усиление нищеты большинства. По-прежнему появляются идеологии, стремящиеся оправдать существующее положение вещей. И, самое главное, усиливается то, что Маркс называл отчуждением человека от своей собственной сущности.

      Миросистема устроена следующим образом. Имеется ее «ядро» (или центр) — это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» — страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» — это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Их судьба — либо быть интегрированными в «ядро» миросистемы, либо опуститься на «периферию». В таком «полупериферийном» положении, согласно анализу Валлерстайна, находится и Россия после распада СССР. И будущее ее, считает он, отнюдь не предопределено.

      Какова же перспектива капиталистической миросистемы? Валлерстайн, как и Маркс, утверждает, что она обречена на крах в силу подрывающих ее внутренних противоречий. Решая проблемы краткосрочного характера, она создает проблемы характера долгосрочного, которые рано или поздно окажется невозможно решать, сохраняя эту систему. Но, в отличие от Маркса, Валлерстайн не утверждает, что на смену капиталистической миросистеме обязательно придет демократическое общество справедливого равенства. Он считает, что будущее открыто и то, каким оно станет, решается не мыслителями-одиночками, а практикой антисистемных движений.