logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

6. Российская традиция универсализма

      Российская государственность и российская цивилизация изначально несут в себе качество универсализма. Первое государственное образование — Киевская Русь — возникло как объединение восточнославянских племен на стратегическом военно-торговом пути скандинавских викингов (норманнов) из Балтийского моря в Черное. Из Византии это государство получило религию — христианство и славянскую письменность — два эффективных средства объединения племен в народ.       Раскол христианства на католичество и православие (1054) отгородил Киевскую Русь от общеевропейского единства, а завоевание монголов на два с половиной века задержало развитие российской государственности. Эти события, а также падение Византии в 1453 г. способствовали развитию изоляционистского самосознания в Московском государстве, которое понималось царями, церковью и народом как единственное на Земле подлинно христианское (православное, т. е. «правильно славящее Бога») государство.

      Это самосознание выразилось в идее «Москва — Третий Рим». Суть идеи: два прежних Рима (Римская империя и Византия) были разрушены язычниками (иноверцами), поскольку отступили от подлинного христианского благочестия. Московское государство должно строго блюсти религиозное благочестие, иначе и оно падет. А если это произойдет, то наступит вселенская катастрофа, потому что: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому — не бывать». Таким образом, даже в этой теории, оправдывавшей максимальную замкнутость и изоляционизм Московии, парадоксальным образом проявился универсализм — сохранение христианского благочестия понимается не как самоцель, а как залог спасения всех людей. Не богоизбранность русских, а их ответственность перед человечеством за сохранение воплощенной в их государственно-домашнем устройстве божественной правды — вот в чем суть идеи «Москва — Третий Рим».

      Еще одна важная особенность — параллелизм религиозно-политического развития Московской Руси и Западной Европы. При внешней отгороженности от Запада Московия шла теми же путями. В религиозной сфере споры между нестяжателями (Нил Сорский) и сторонниками монастырского землевладения — так называемыми иосифлянами (архимандрит Иосиф Волоцкий) в начале XVI в. по сути близки спорам родоначальников Реформации в Европе Лютера и Кальвина с римо-католиками. Процесс централизации и собирания земель вокруг Москвы, начатый Иваном Калитой, был синхронным, аналогичным процессам во Франции и Англии. Становление абсолютной монархии, начатое династией Романовых, избранных на царство Земским собором 1613 г. и завершенное Петром I Великим, также общеевропейское явление.       Петр I отошел от идеала «московского благочестия» и воспринял возрожденческий идеал универсального общечеловеческого «просвещения». Его «европеизация» России не только способ технической модернизации (армии и флота прежде всего), но и форма служения человечеству: Россия как бы перенимает у Европы эстафету развития знаний, с тем чтобы когда-нибудь в будущем передать ее дальше.       Столкновение традиций изоляционизма и универсализма произошло в XIX в., сначала в виде острой полемики между П. Я. Чаадаевым и славянофилами, а затем в виде построения трех философско-религиозных систем, влияние которых выходит далеко за рамки отечественной традиции.       В 1869 г. Н. Я. Данилевский начал публикацию очерков под названием «Россия и Европа», которые затем были собраны им в книгу с аналогичным названием. В этой книге он предложил принципиально новый взгляд на мировую историю: развивается в ней не человечество от примитивных стадий к высшим, а борются между собой культурно-исторические типы. Всего в истории таких типов 12, и самые развитые и сложные — это «романо-германский тип» (Западная Европа) и «славянский тип» (славянство во главе с Россией). Каждый тип абсолютно самодостаточен, замкнут и не может ни перенять свойства другого типа, ни передать свои. Вывод: между Россией и Европой неизбежен конфликт и война за окончательную победу.       В ответ на эту теорию B. C. Соловьев развил свое учение о Богочеловечестве, в котором истолковал с христианской точки зрения исторический процесс как завершение становления самого Бога через единение всего человечества.       С еще более радикальной альтернативой теории Данилевского выступил писатель Лев Толстой. Он попытался объединить все религиозные учения, чтобы преодолеть конфессиональную и религиозную рознь между людьми. Более того, он подверг радикальному отрицанию и само государство как изобретение, разделяющее людей. Его религиозный анархизм в российской культурной традиции является максимумом универсализма. И не случайно последователи его учения до сих пор существуют в разных странах мира.

      Три главных направления российской традиции универсализма представлены Н. Я. Данилевским, B. C. Соловьевым и Л. Н. Толстым.       Данилевский отрицал саму возможность становления единого человечества и делил его на 12 культурно-исторических типов. Россию он включил в «славянский тип» в качестве лидера всего славянского мира.       Соловьев утверждал единство всех людей и создал христианскую теорию Богочеловечества.       Лев Толстой отверг и национальные, и религиозные учения, разделяющие людей, и учил о человеческом единстве, основанном на единой вере в единого Бога.

      Российские марксисты подчеркивали в Льве Толстом его бескомпромиссный критицизм в отношении России и всего современного ему Запада. В. И. Ленин даже назвал его «зеркалом русской революции». Однако сам Толстой, будучи радикальным противником всякой революции, скорее воплощает уникальное качество российской цивилизации — ее способность принимать и совмещать различные религиозно-культурные традиции. Так, в поисках своей собственной веры Толстой обращался к мудрости Будды, Моисея, Иисуса Христа и пророка Магомета. И в нем, как в зеркале, отразилась эта удивительная особенность нашей российской цивилизации — ее способность органично объединить множество народов, национальностей и все основные религии мира.

Раздел второй

Современные теории глобального мироустройства

      • Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации.       • И. Валлерстайн: теория мира как единой системы.       • Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма.       • С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций».