logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

1. Происхождение культуры и многообразие культур

      Источником многообразия является разделение культур. Разделение культур — факт древний, как само человечество, и происходящий из особенностей человеческой природы. В отличие от животных, человек — существо, наименее приспособленное к окружающей среде. Детеныши животных обладают безошибочными инстинктами, которые позволяют им существовать в гармонии со средой. Птицы вьют гнезда, не будучи этому специально обучаемы, утки спускаются к воде и плывут, собаки, если заболеют, безошибочно находят полезную для них траву. Человеческий детеныш беспомощен и нежизнеспособен сам по себе и, для того чтобы выжить, должен усвоить множество навыков и овладеть множеством умений, которыми не обладает изначально. Эти навыки и умения внедряются в него родителями и окружающими людьми. Этот процесс, как мы уже знаем, называется социализацией.       В каждом обществе социализация происходит по-разному, т. е. ребенку прививаются различные навыки и умения. Первоначально, на ранних этапах развития человечества, вырабатывались навыки, умения, формы приспособления к окружающей среде, отвечающие специфике этой среды. Для того чтобы выжить в условиях, скажем, Крайнего Севера, тропиков, степей или гор, требовались совершенно разные формы приспособления к среде. Успешные формы приспособления закреплялись и передавались от поколения к поколению путем социализации. Постепенно первоначальный смысл каких-то специфических для той или иной человеческой группы форм приспособления к окружающей среде утрачивался, и эти формы приобретали статус, как бы независимый от потребности выживания, и продолжали существовать в форме традиций. Традиции — это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

      Совокупность традиций, свойственных тому или иному человеческому сообществу, и представляет собой культуру.

       Можно сказать, что культура — это продукт приспособления человека к природной среде. Приспосабливаясь к природным обстоятельствам разных регионов, человеческие сообщества вырабатывали разные, отвечающие условиям этих регионов формы культуры. Так возникало многообразие культур, так начинали формироваться культурные различия в рамках единого человечества.       Наличие культуры — важнейшая черта, отличающая человеческие сообщества от сообществ животных. Недаром говорят, что культура — это вторая природа человека. Если животное связано с природой «напрямую», непосредственно, то человек связан с природой через посредство культуры. Это делает человека свободным и открывает для него безграничные возможности овладения миром. Вспомним, что, когда мы приходим в зоопарк и читаем таблички на клетках, там всегда указывается ареал обитания того или иного вида животных: лесостепная зона, африканские джунгли, южноамериканская саванна и т. д. Нет таких животных, которые обитали бы повсюду на земном шаре. Это объясняется специфичностью инстинктивных «программ», обеспечивающих изначальное единство определенного вида животных и среды его обитания. Человек же способен приспосабливаться к любой среде и обитает повсюду на Земле. Этим он обязан культуре, которая и является его подлинной средой обитания.       Существует универсальная культура человечества и специфические культуры разных регионов мира и разных человеческих сообществ.

      Под универсальной культурой человечества можно понимать либо всю совокупность разнообразных и иногда мало совместимых друг с другом особенных культур (скажем, культура австралийских аборигенов и современная европейская культура или культура североамериканских индейцев и традиционная индийская культура), либо то общее, что имеется во всех без исключения культурах человечества.

      Общность человеческой культуры в ходе исторического развития постоянно возрастает. Первоначально эта общность была, если можно так выразиться, малосодержательной. Скажем, все люди строили жилища и пользовались одеждой. Это действительно малосодержательная констатация, потому что за словом «жилища» скрываются и землянки, и эскимосские чумы, и индейские вигвамы, и хижины из тростника, и русские избы, а за словом «одежда» — все от набедренной повязки австралийских или африканских племен до одежд из меха или тюленьих шкур. Постепенно под влиянием прежде всего развития техники производства и коммуникационной техники происходила все большая унификация во всех областях культуры — складывался единообразный тип жилища (деревянные или каменные дома) и более или менее единообразный тип одежды. Такая же унификация происходила и в других областях культуры. Естественным развитием этого процесса стала глобализация. Глобализация в этом смысле представляет собой становление единой культуры человечества.