5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
Теперь, когда мы рассмотрели основные современные цивилизации и выявили их особые представления о едином человечестве, нам осталось ответить на непростой вопрос: почему именно западноевропейская цивилизация выработала самое развитое представление о едином человечестве и абсолютной ценности человеческой личности? И соответственно, почему именно Запад (как особая цивилизация) выступает безусловным лидером глобализации и основным получателем ее благ? Запад, или западноевропейская цивилизация, — это особая территориальная, религиозная, языковая и культурная целостность, которая начала складываться в результате захвата и освоения «варварами» (германскими племенами) Римской империи. Захватив и разграбив ее столицу Рим в 476 г., они разрушили величайшее из государств Древнего мира. На месте империи образовалось несколько «варварских королевств», и лишь восточная часть империи на территориях Балкан, Греции и современной Турции сохранила единство и продержалась в качестве самостоятельного государства еще тысячу лет. Это произошло во многом благодаря тому, что император Константин еще в IV в. легализовал христианство и впоследствии превратил его в государственную религию. Путь к объединению западноевропейских варварских королевств для западной христианской церкви под руководством Папы Римского был значительно длиннее. Только к концу VIII — началу IX в. римским первосвященникам удалось создать Священную Римскую империю германской нации. Однако того внутреннего единства церкви и государства, которым отличалась Восточная Римская империя, здесь создать не удалось. Германские короли, получавшие от Папы Римского корону императора, беспрерывно вели войны с папским престолом за первенство. В результате, в отличие от «симфонии» светской и духовной властей в Византии (так именовали Восточную Римскую империю по ее столице — Византии, впоследствии переименованной в Константинополь, а теперь — Стамбул), в Западной Европе установилось хрупкое и постоянно нарушаемое равновесие между властью римского первосвященника и германского императора. Это различие стало особенно значимо после того, как в 1054 г. представители Папы Римского и Патриарха Константинопольского подвергли друг друга взаимному проклятию. С того времени существует первый великий раскол в христианстве. Прежде единая церковь раскололась на западную — римско-католическую и восточную — православную. До начала XIV в. ученость древнеримского и древнегреческого мира (философия, литература, научные знания) сохранялась в основном в Византии и в арабо-мусульманской цивилизации. Однако затем в период так называемого Возрождения (конец XIV — начало XVI в.) все античное (его называют эллинистическим) культурное наследие стало активно осваиваться сначала интеллектуалами Италии (тогда существовавшей в виде множества мелких государств), а затем и в Западной и Северной Европе. Освоение античного научно-философского наследия в век изобретения книгопечатания, начала Великих географических открытий (XV в.) и последовавшего провозглашения Мартином Лютером свободы христианина от власти Папы Римского (1517) привело к резкому изменению в традиционном мировоззрении западноевропейцев. От средневековых магических и религиозно-мистических воззрений на природу и мир в целом образованная элита Западной Европы начала переходить к воззрениям научным. В основу знания и истины были положены физический опыт и логически непротиворечивый метод. Математика стала образцом научности, а физика — особенно после формулирования Ньютоном основ механики — стала источником технологической революции. Все эти перемены и создали тот особый феномен западной цивилизации, который так разительно отличается от всех остальных. И в то же время так настойчиво убеждает все другие в том, что все мы образуем единое человечество и что каждый человек — это высшая ценность на планете Земля. Вера в единое человечество во многом определялась универсалистским характером иудео-христианской традиции, ставшей религиозной основой западной цивилизации. Христианство, унаследовав священную традицию иудаизма и включив в свою Библию так называемый Ветхий Завет, провозглашало принцип отказа от разделения людей на особые группы (для христианина «нет ни эллина, ни иудея»). Проповедь основателя религии — Иисуса Христа была обращена ко всем людям и к каждому человеку независимо от пола, возраста, происхождения, исповедания, расы и крови. В этом христианство схоже с буддизмом и исламом, и именно поэтому эти три религии называются мировыми. Однако христианство, особенно западное, — после второго великого раскола, т. е. после начатой Лютером в 1517 г. Реформации и приведшей к созданию множества так называемых протестантских (т. е. протестующих против власти Папы Римского и злоупотреблений в католической церкви) церквей в Германии, Великобритании и Скандинавии, — сыграло особую роль в появлении нового хозяйственного уклада. Этот уклад известен нам как капитализм. Лютер, отказывая римскому первосвященнику в праве выступать главным посредником между Богом и христианином на земле, утверждал и право, и обязанность каждого верующего самому отвечать за свою посмертную судьбу. Согласно Лютеру, не церковь в лице священника выдает верующему «билет в рай» (через «отпущение грехов»), а сам верующий должен сделать все, чтобы «спастись». Но, лишив христианина посредничества и защиты церкви, Лютер пошел еще дальше. Он сделал основным для своей собственной церкви (а затем это стало основным и для всех протестантских церквей) учение о божественном предопределении. Согласно этому учению, Бог уже все решил о каждом из людей: кому суждено вечное блаженство в раю, а кому — вечные муки в аду. И человек никакими усилиями не может это решение Бога изменить. Единственное, что доступно человеку, — это попытаться узнать волю Бога о себе. По одному признаку: если человек успешен в делах и его труд приносит ему постоянно растущее богатство, это нужно понимать как знак Бога человеку, что он — праведник, который уже спасен. Соответственно тот, кто ленив, неумел, неспособен скопить богатство и обеспечить процветание своему роду на земле, явным образом уже проклят Богом. Такая вера, как показал знаменитый немецкий социолог Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», особым образом стимулирует человека к высокопроизводительному труду. Богатство становится этической и религиозной целью, а труд, богатство приносящий, — почти религиозной деятельностью. Европейский капитализм и возник как решение религиозной задачи спасения души. Но, поскольку капитализм как способ производства, состоящий в постоянном обмене произведенных товаров на деньги ради того, чтобы снова производить, не знает пределов роста, то его естественная цель состоит в том, чтобы охватить весь мир, превратить все человечество в единый механизм по производству и воспроизводству капитала (т. е. самого себя). Отсюда — глобализация как естественный капиталистический проект и те последствия для глобальной экономики, о которых речь пойдет в главе VI. А сейчас нам важно понять еще один исток универсализма и глобализма западной цивилизации. Этот исток коренится в феномене науки как способе получения достоверного знания о мире, основанном на физическом опыте и правильном применении человеческого разума. Основатели современной науки как уникальной формы знания — Френсис Бэкон и Рене Декарт обеспечили западных европейцев особым способом отношения к миру, который можно назвать рационализация. Исходя из предпосылки о том, что физический мир и мир вообще полностью открыт для познания человеческому разуму, мы легко приходим к выводу о том, что человеческий разум един и универсален. И что каждый человек (независимо от расы, пола и т. д.), правильным образом применяя свой разум, обязательно придет к познанию одной и той же истины, обязательной для всех. Единая истина для единого мира — вот формула того естественного универсализма, который выработал западный европеец к середине XVIII в. и лозунгом которого стало Просвещение. С тех пор европеец, осознавший свое цивилизационное лидерство как «бремя белого человека», обязанного «просвещать» и в этом смысле «цивилизовать» все остальные народы Земли, осваивает иные культуры и все дальние (и ближние) уголки планеты. Он превращает их в рынки сбыта своей промышленной продукции, своих научных теорий, своих идеологий, своих религий, художественных стилей, своей моды и своего шоу-бизнеса. Так Запад, основываясь на рационализации мира и обеспечив себе технологический рывок, одновременно и провозгласил мир единым, и сделал (и продолжает делать) все, чтобы мир действительно стал таковым. Однако в самой научной мысли Запада существуют различные теории относительно того, как Западу удалось стать цивилизационным лидером, что означает глобальное господство Запада и к чему оно ведет.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы