5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
В дипломатии, как на огороде:
всякому овощу - свое время
В современных межгосударственных и внешнеэкономических отношениях политико-дипломатический компонент всегда присутствует, Однако концептуально внешнеэкономическая дипломатия в России еще недостаточно разработана, поскольку ее теория преподавалась в ограниченном числе учебных заведений закрытого или полузакрытого типа (Московский государственный институт международных отношений, Дипломатическая академия МИД, Академия внешней торговли Минвнешторга), а потому не находила широкого общественного востребования, была не столько подчинена коммерческому, сколько волюнтаристскому, классово-политическому подходу, принципам конфронтации двух общественно-политических блоковых систем. Теперь, когда мы отказываемся от такого подхода в пользу нового внешнеэкономического мышления, предполагающего сделать ставку на приоритет общечеловеческих ценностей, и разрешаем практически всем юридическим и физическим лицам стать участниками международных экономических отношений, несравненно повышается и роль дипломатии.
Поэтому азы внешнеэкономической дипломатии надо знать и работнику министерства внешнеэкономических связей, и сотруднику внешнеэкономических служб предприятий, и предпринимателям, и иным физическим лицам, имеющим прямое отношение к международным экономическим связям. Что же понимается под внешнеэкономической дипломатией?
Внешнеэкономическая дипломатия - средство официальной деятельности государств, правительств и их специальных органов, производственных и коммерческих структур по осуществлению практических внешнеполитических и внешнеэкономических мероприятий, приемов и методов (визиты, переговоры, совещания, конференции, соглашения, выставки, ярмарки и т.д.), применяемых в целях достижения позитивных, взаимовыгодных внешнеэкономических соглашений с учетом конкретных условий и обоюдных интересов партнеров по переговорам.
К теории и практике международных экономических отношений внешнеэкономической дипломатии предъявляется ряд существенных требований. Во-первых, в современных условиях под воздействием четко прослеживаемой тенденции к интернационализации хозяйственной жизни возрастает политизация международных экономических отношений. В то же время повышается экономизация внешнеполитического курса государств.
Во-вторых, внешнеэкономическая дипломатия должна быть рентабельной. В наш меркантильный век, когда все и вся взвешивается на весах купли-продажи, видимо, и внешнеэкономической дипломатии не избежать проверки рынком. Конечно, внешнеэкономическая дипломатия - это не товар и не бухгалтерия, однако учет и расчет и здесь должны занимать подобающее место.
В-третьих, внешнеэкономическая дипломатия требует глубокой профессиональной компетенции, что связано с кадровым обеспечением.
В-четвертых, международные экономические отношения и их проводник - внешнеэкономическая дипломатия - должны иметь концептуальную основу, научно разработанную базу. В противном случае их захлестывает стихия и редко удачная импровизация. Причем для внешнеэкономической дипломатии Российской Федерации отчетливо вырисовываются новые ориентиры, связанные с переходом от классово-политических к общечеловеческим ценностям и переориентации хозяйства страны на принципиально новое внешнеэкономическое пространство. Пусть у нас не будет вечных друзей и вечных врагов, как у Великобритании, а пусть сохраняются и удовлетворяются вечные интересы России.
Наконец, внешнеэкономическая дипломатия самым непосредственным образом связана с искусством ведения переговоров и достижения компромисса в целях выработки определенных соглашений для решения тех или иных вопросов международного сотрудничества. А как вести переговоры? На сей счет имеется довольно увлекательное пособие, представляющее собой своеобразный справочник стратегии, «практических советов» и нацеленное на достижение успеха в переговорах с чиновниками и бизнесменами, начальниками и подчиненными, в официальной ситуации и на базаре [12].
Важным условием переговоров являются зоны согласия и несогласия. Если зоны согласия партнеров по переговорам совпадают, вполне возможно достижение результативного итога. В противном случае, т.е. если зоны согласия принципиально различны, нет надежды на перспективу достичь позитивного результата.
Подчеркивая преемственность теории и практики элементов традиционной публичной дипломатии, уместно будет воспроизвести мнение американского профессора Г. Моргентау. Он считал, что в самом широком значении наука публичной дипломатии состоит из четырех составляющих [13]:
1. Дипломатия должна определять свои цели в свете военно-экономического потенциала, которым располагает страна, т.е. дипломатия силы.
2. Дипломатия должна анализировать цели другой страны и их реальную силу, которой она располагает для реализации этих целей.
3. Дипломатия должна уметь соотносить цели пунктов 1 и 2 и их совместимость друг с другом.
4. Традиционная дипломатия должна уметь использовать средства, пригодные для осуществления этих целей.
Все эти четыре элемента публичной дипломатии вполне приемлемы и для внешнеэкономической дипломатии. Касается ли это непосредственного экспортера (импортера), выходящего на прямые связи с зарубежным партнером, или внешнеторгового посредника - каждый из них может и должен четко представлять свои внешнеэкономические цели и средства их достижения. Каждый из них должен, возможно, даже на многовариантной основе, разработать точки совместимости собственных целей и целей партнера, а также продумать внешнеэкономические, дипломатические и иные средства, приемлемые для достижения своих целей, не придавая забвению и интересы зарубежного контрагента. В такой ситуации следует помнить народную мудрость: будешь один все глотать - быстро подавишься.
В теории и практике, по Г. Моргентау, традиционная дипломатия использует три средства: убеждение, компромисс и угрозу силой. Задача исполнителя дипломатической тактики состоит в том, чтобы сделать правильный акцент в каждый конкретный момент и в каждой конкретной ситуации на одном из этих трех средств, хотя, естественно, не исключается их комбинация или даже переход от одного средства к другому.
При продуманной и взвешенной внешнеэкономической акции все эти три средства можно применять с не меньшим успехом, чем в публичной дипломатии.
Во-первых, в деловой переписке или при деловой встрече с зарубежным партнером можно использовать метод убеждения. Для этого, конечно, надо заранее полнее узнать его интерес и конечные цели.
Во-вторых, в процессе переписки, равно как и при личных встречах, требуется «переговорочная» гибкость, умение варьировать средства достижения согласия, использовать метод «з1ер Ьу з1ер» (шаг за шагом).
Каждая договаривающаяся сторона проходит свою часть пути навстречу друг к другу.
Резюме
1 Международные экономические отношения (МЭО) - система раз-нонаправленных мирохозяйственных связей национальных экономик двух или более стран, их предпринимательских структур, интеграционных группировок, а также международных экономических и финансовых организаций в сочетании с внешнеэкономической политикой и дипломатией государств.
2 МЭО как теория и практика характеризуется рядом особенностей:
многосубъектностью, охватом общественно-производственных связей, выходящих за территориальные рамки национальных границ, вторич-ностью по отношению к первичным отношениям на национальном уровне, многонаправленностью связей, особенностью финансовых, валютных, таможенных инструментов, отсутствием единого обменного эквивалента при актах купли-продажи, спецификой конкурентной борьбы а также ценообразования, наличием международных и национально-государственных институтов.
3. МЭО классифицируются по трем основным критериям: по конкретным направлениям или сферам экономических интересов, уровню участников мирохозяйственных связей и формам международных экономических сделок.
4. В мирохозяйственных связях доминирующая роль принадлежит внешнеэкономической политике (см. тему 6) и внешнеэкономической дипломатии. Под внешнеэкономической дипломатией понимается средство официальной деятельности государств, правительств и их специальных органов по осуществлению практических внешнеполитических мероприятий, приемов и методов (визиты, переговоры, совещания, конференции, выставки, ярмарки и т.д.), применяемых в целях достижения позитивных, взаимовыгодных внешнеэкономических соглашений с учетом конкретных условий и обоюдных интересов партнеров по переговорам. Внешнеэкономическая дипломатия должна быть в меру политизированной, научно обоснованной, рентабельной, гибкой и проводиться людьми с глубокой профессиональной компетенцией.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте сущность международных экономических отношений.
2. Приведите аргументы (контраргументы) для иллюстрации МЭО как теории и практики.
3. Охарактеризуйте многосубъектность и многообъектность международных экономических отношений.
4. Дайте определение внешнеэкономической дипломатии.
5. Перечислите требования, предъявляемые к внешнеэкономической дипломатии, и принципы ее деятельности.
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция