logo search
мировая экономика учебник Проничев

5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяй­ственных связях

В дипломатии, как на огороде:

всякому овощу - свое время

В современных межгосударственных и внешнеэкономических отно­шениях политико-дипломатический компонент всегда присутствует, Однако концептуально внешнеэкономическая дипломатия в России еще недостаточно разработана, поскольку ее теория преподавалась в ограниченном числе учебных заведений закрытого или полузакрытого типа (Московский государственный институт международных отноше­ний, Дипломатическая академия МИД, Академия внешней торговли Минвнешторга), а потому не находила широкого общественного вос­требования, была не столько подчинена коммерческому, сколько во­люнтаристскому, классово-политическому подходу, принципам кон­фронтации двух общественно-политических блоковых систем. Теперь, когда мы отказываемся от такого подхода в пользу нового внешнеэко­номического мышления, предполагающего сделать ставку на приоритет общечеловеческих ценностей, и разрешаем практически всем юриди­ческим и физическим лицам стать участниками международных эконо­мических отношений, несравненно повышается и роль дипломатии.

Поэтому азы внешнеэкономической дипломатии надо знать и ра­ботнику министерства внешнеэкономических связей, и сотруднику внешнеэкономических служб предприятий, и предпринимателям, и иным физическим лицам, имеющим прямое отношение к международ­ным экономическим связям. Что же понимается под внешнеэкономиче­ской дипломатией?

Внешнеэкономическая дипломатия - средство официальной деятель­ности государств, правительств и их специальных органов, производст­венных и коммерческих структур по осуществлению практических внешне­политических и внешнеэкономических мероприятий, приемов и методов (визиты, переговоры, совещания, конференции, соглашения, выставки, ярмарки и т.д.), применяемых в целях достижения позитивных, взаимовы­годных внешнеэкономических соглашений с учетом конкретных условий и обоюдных интересов партнеров по переговорам.

К теории и практике международных экономических отношений внешнеэкономической дипломатии предъявляется ряд существенных требований. Во-первых, в современных условиях под воздействием четко прослеживаемой тенденции к интернационализации хозяйствен­ной жизни возрастает политизация международных экономических от­ношений. В то же время повышается экономизация внешнеполитиче­ского курса государств.

Во-вторых, внешнеэкономическая дипломатия должна быть рента­бельной. В наш меркантильный век, когда все и вся взвешивается на весах купли-продажи, видимо, и внешнеэкономической дипломатии не избежать проверки рынком. Конечно, внешнеэкономическая диплома­тия - это не товар и не бухгалтерия, однако учет и расчет и здесь должны занимать подобающее место.

В-третьих, внешнеэкономическая дипломатия требует глубокой про­фессиональной компетенции, что связано с кадровым обеспечением.

В-четвертых, международные экономические отношения и их про­водник - внешнеэкономическая дипломатия - должны иметь концепту­альную основу, научно разработанную базу. В противном случае их захлестывает стихия и редко удачная импровизация. Причем для внешнеэкономической дипломатии Российской Федерации отчетливо вырисовываются новые ориентиры, связанные с переходом от классо­во-политических к общечеловеческим ценностям и переориентации хозяйства страны на принципиально новое внешнеэкономическое про­странство. Пусть у нас не будет вечных друзей и вечных врагов, как у Великобритании, а пусть сохраняются и удовлетворяются вечные инте­ресы России.

Наконец, внешнеэкономическая дипломатия самым непосредствен­ным образом связана с искусством ведения переговоров и достижения компромисса в целях выработки определенных соглашений для реше­ния тех или иных вопросов международного сотрудничества. А как вес­ти переговоры? На сей счет имеется довольно увлекательное пособие, представляющее собой своеобразный справочник стратегии, «практи­ческих советов» и нацеленное на достижение успеха в переговорах с чиновниками и бизнесменами, начальниками и подчиненными, в офи­циальной ситуации и на базаре [12].

Важным условием переговоров являются зоны согласия и несогла­сия. Если зоны согласия партнеров по переговорам совпадают, вполне возможно достижение результативного итога. В противном случае, т.е. если зоны согласия принципиально различны, нет надежды на перспек­тиву достичь позитивного результата.

Подчеркивая преемственность теории и практики элементов тради­ционной публичной дипломатии, уместно будет воспроизвести мнение американского профессора Г. Моргентау. Он считал, что в самом широ­ком значении наука публичной дипломатии состоит из четырех состав­ляющих [13]:

1. Дипломатия должна определять свои цели в свете военно-экономического потенциала, которым располагает страна, т.е. дипло­матия силы.

2. Дипломатия должна анализировать цели другой страны и их ре­альную силу, которой она располагает для реализации этих целей.

3. Дипломатия должна уметь соотносить цели пунктов 1 и 2 и их со­вместимость друг с другом.

4. Традиционная дипломатия должна уметь использовать средства, пригодные для осуществления этих целей.

Все эти четыре элемента публичной дипломатии вполне приемлемы и для внешнеэкономической дипломатии. Касается ли это непосредст­венного экспортера (импортера), выходящего на прямые связи с зару­бежным партнером, или внешнеторгового посредника - каждый из них может и должен четко представлять свои внешнеэкономические цели и средства их достижения. Каждый из них должен, возможно, даже на многовариантной основе, разработать точки совместимости собствен­ных целей и целей партнера, а также продумать внешнеэкономические, дипломатические и иные средства, приемлемые для достижения своих целей, не придавая забвению и интересы зарубежного контрагента. В такой ситуации следует помнить народную мудрость: будешь один все глотать - быстро подавишься.

В теории и практике, по Г. Моргентау, традиционная дипломатия ис­пользует три средства: убеждение, компромисс и угрозу силой. Задача исполнителя дипломатической тактики состоит в том, чтобы сделать правильный акцент в каждый конкретный момент и в каждой конкретной ситуации на одном из этих трех средств, хотя, естественно, не исклю­чается их комбинация или даже переход от одного средства к другому.

При продуманной и взвешенной внешнеэкономической акции все эти три средства можно применять с не меньшим успехом, чем в пуб­личной дипломатии.

Во-первых, в деловой переписке или при деловой встрече с зару­бежным партнером можно использовать метод убеждения. Для этого, конечно, надо заранее полнее узнать его интерес и конечные цели.

Во-вторых, в процессе переписки, равно как и при личных встречах, требуется «переговорочная» гибкость, умение варьировать средства дос­тижения согласия, использовать метод «з1ер Ьу з1ер» (шаг за шагом).

Каждая договаривающаяся сторона проходит свою часть пути на­встречу друг к другу.

Резюме

1 Международные экономические отношения (МЭО) - система раз-нонаправленных мирохозяйственных связей национальных экономик двух или более стран, их предпринимательских структур, интеграцион­ных группировок, а также международных экономических и финансовых организаций в сочетании с внешнеэкономической политикой и дипло­матией государств.

2 МЭО как теория и практика характеризуется рядом особенностей:

многосубъектностью, охватом общественно-производственных связей, выходящих за территориальные рамки национальных границ, вторич-ностью по отношению к первичным отношениям на национальном уровне, многонаправленностью связей, особенностью финансовых, валютных, таможенных инструментов, отсутствием единого обменного эквивалента при актах купли-продажи, спецификой конкурентной борь­бы а также ценообразования, наличием международных и националь­но-государственных институтов.

3. МЭО классифицируются по трем основным критериям: по конкрет­ным направлениям или сферам экономических интересов, уровню уча­стников мирохозяйственных связей и формам международных эконо­мических сделок.

4. В мирохозяйственных связях доминирующая роль принадлежит внешнеэкономической политике (см. тему 6) и внешнеэкономической дипломатии. Под внешнеэкономической дипломатией понимается средство официальной деятельности государств, правительств и их специальных органов по осуществлению практических внешнеполити­ческих мероприятий, приемов и методов (визиты, переговоры, совеща­ния, конференции, выставки, ярмарки и т.д.), применяемых в целях достижения позитивных, взаимовыгодных внешнеэкономических со­глашений с учетом конкретных условий и обоюдных интересов партне­ров по переговорам. Внешнеэкономическая дипломатия должна быть в меру политизированной, научно обоснованной, рентабельной, гибкой и проводиться людьми с глубокой профессиональной компетенцией.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте сущность международных экономических отношений.

2. Приведите аргументы (контраргументы) для иллюстрации МЭО как тео­рии и практики.

3. Охарактеризуйте многосубъектность и многообъектность международных экономических отношений.

4. Дайте определение внешнеэкономической дипломатии.

5. Перечислите требования, предъявляемые к внешнеэкономической дипломатии, и принципы ее деятельности.