logo search
мировая экономика учебник Проничев

6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка

Как экономическая категория мировой рынок (МР) мало отличается от национального рынка. Главные отличия состоят в субъектах рыноч­ных отношений, территориальном пространстве и условиях поставки товаров. Так, субъектами МР, помимо производственных и коммерче­ских структур, могут выступать государства, международные экономи­ческие и финансовые организации, интеграционные группировки госу­дарств. Территориальное пространство МР распространяется за пре­делы границ национальных государств, может иметь внутриконтинен-тальный и даже межконтинентальный характер. Условия поставки то­варов на мировой рынок отличаются от таковых на внутренний рынок таможенным режимом, внешней и внешнеэкономической политикой, С учетом отмеченных и других отличий сущность МР трактуется автора­ми многомерно и неоднозначно. По праву лектора я бы рекомендовал студентам следующее определение: мировой рынок - это система ус. тойчивых товарноенежных отношений между странами и их субъек­тами хозяйствования, связанных между собой участием в международ­ном разделении труда.

Мировой рынок прошел длительный процесс становления и разви­тия. Он возник еще в античном обществе, когда Финикия, Древний Еги­пет, Греция, Рим вели торговлю как между собой, так и с многочислен­ными городами Средиземноморья и Черного моря. Тогда мировой ры­нок носил преимущественно внутриконтинентальный характер. Товар­ная структура МР в то время была представлена в основном продукци­ей ремесленного производства и сельского хозяйства.

Следующий виток в развитии МР произошел при феодализме. Имен­но в эту эпоху древний мировой рынок из внутриконтинентального пер^ рос в межконтинентальный. Например, средневековый Китай вел торгов! лю не только с Индией, но и с Аравией и Южной Африкой. Дальнейшему расширению территориальных рамок МР способствовали великие гео­графические открытия, позволившие вовлечь в торгово-экономические связи население и территории американского континента.

Однако завершение формирования мирового рынка приходится на эпоху капиталистической цивилизации, когда было покончено с натура­лизацией хозяйства, утвердилась всеобщность товарно-денежных от­ношений, сложился и под воздействием промышленной революции последней трети XVIII и на протяжении Х1Х-ХХ вв. углублялся процесс международного разделения труда. Только на машинной стадии миро­вой рынок становится вполне сформировавшимся и развитым экономи­ческим явлением, создается прочная база для развития регулярного и всестороннего международного товарообмена. Межгосударственный внутри- и межконтинентальный товаропоток опирался на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть международных средств транспорта и связи.

В свою очередь, мировой капиталистический рынок характеризуется стадиальностью развития [14]. На подготовительной стадии он харак­теризовался преобладающей ролью купеческого капитала, выступав­шего в качестве торгового посредника. Основными продуцентами това­ров для мирового рынка были мелкие товаропроизводители и частично капиталистические мануфактуры.

На второй стадии, охватывающей период от промышленной рево­люции в конце XVIII - до конца 1970-х гг. XIX в., мировой капиталисти­ческий рынок приобретает вполне развитые очертания. Решающая роль принадлежит промышленному капиталу, подчинившему себе тор­говый капитал. В предметах международного товарооборота ведущее значение приобретает продукция крупной промышленности, сырьевые товары и продовольствие.

Третья стадия мирового капиталистического рынка охватывает пе­риод с 1980-х гг. XIX в. до наших дней. Именно на этой стадии завер­шилось формирование всеобщего мирового рынка на базе единого ми­рового капиталистического хозяйства и господства финансового капи­тала.

Мировой рынок на каждом этапе развития приобретает черты, адек­ватные мировому хозяйству в целом. Эта закономерность свойственна и современному МР, одной из черт которого стала конкурентная борьба между тремя центрами мирового хозяйства - США, Японией и интегри­рованной Западной Европой.

Второй чертой мирового рынка конца XX - начала XXI столетия яв­ляется укрепление господствующего положения транснациональных корпораций, которые поддерживаются национальными правительства­ми или экономическими союзами государств.

К третьей особенности современного мирового рынка следует отне­сти более активную роль государства по защите отечественных проду­центов и национального рынка от импорта товаров и форсирование экспорта своей продукции.

Современный мировой рынок характеризуется сравнительно высо­кими темпами роста. В 1990-е гг. на 1 % прироста мировой экономики товарооборот стабильно увеличивается на 1,6 %. Динамично развива­ется мировая торговля товарами и услугами в начале нового столетия. За последние пять лет ее среднегодовой рост составил около 4,5 %, в том числе в 2004 г. - 8,8, а в 2005 г. (прогноз) - 7,2 %. По стоимости мировая торговля товарами и услугами в 2004 г. приблизилась к 11 трлн долл., из которых 80 % приходится на товары и 20 % - на услуги.

В ряду новых черт мирового хозяйства и международного рынка особое место приобретают интеграционные процессы. В рамках эконо­мических блоков постепенно устраняются таможенные и иные барьеры, но в то же время по отношению к третьим странам коллективно разра­батывается и проводится на практике единая и более жесткая внешне­торговая политика. Вместе с тем создаются и одноотраслевые (одното­варные) монополистические группировки, которые унифицируют произ- ленности, а в нем - наукоемкие изделия. Наукоемкие отрасли активнее других вовлекаются в МРТ, повышая соответственно экспортную квоту высокотехнологичной продукции от 30 до 50 % в общем объеме обра­батывающей промышленности ФРГ. Японии, Великобритании, США Франции. Италии. Повышается удельный вес машин и комплексного оборудования в мировом товарообороте. В структуре экспорта продук­ции машиностроительного комплекса быстрыми темпами увеличивает­ся экспорт электротехнического и электронного оборудования, доля которого превысила 25 % всего экспорта продукции этого сектора. Вме­сте с тем быстро расширяющейся сферой мировой торговли стала хи­мическая промышленность, происходят изменения в мировой торговле сырьем, продовольствием, продукцией обрабатывающей промышлен­ности. Происходящие изменения отражены в табл. 20.

Таблица 20 Товарная структура мирового экспорта за последние 50 лет, %

Наименование товарной группы

Годы

1955

1975

1995

2004

2005 (прогноз)

1. Продовольствие (включая напитки и табак)

20.8

12,2

8,9

7,6

7,0

2. Сырье

18,8

7,5

4,7

5,1

5,0

3. Минеральное топливо

11,0

19,5

9,5

12,1

13,0

4. Продукция обрабатывающей про­мышленности

49,4

59.7

74,1

75,0

75,0

а) оборудование (включая средства транспорта)

17,0

27,9

36,5

39,0

39,3

б) химические товары

5,3

7,2

8,7

9,0

9,01

в) прочая продукция обрабатывающей промышленности

27,1

24.6

28,9

27,0

26,6

г) черные и цветные металлы

7.0

7,3

5,0

8,2

9.0

д) текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)

6,7

4.9

6,9

5,1

5,0

В структуре мирового товарооборота начинает занимать подобаю­щее место торговля технологией. Объектами мирового рынка техноло­гией являются результаты интеллектуальной деятельности: лицензии, «ноу-хау», франчайзинг и другие предметы интеллектуальной собст­венности. На рынке технологии имеет место коммерсализация продук­тов интеллектуального труда. Учитывая специфику технологии как то­вара, экономисты-международники все еще используют термины «пе­редача технологии» или «технологический обмен», чтобы подчеркнуть особенности данного вида рынка.

Основными формами коммерческой передачи технологии являются:

передача технологии в материализованном виде - станков, аг­регатов, автоматического и электронного оборудования, техно­логических линий; иностранные инвестиции и вызывающие ими строительство, ре­конструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

продажа лицензий;

совместное проведение НИОКР. На мировом рынке технологии происходят внутренние изменения. В 1960-70-е гг. объем продаж лицензий существенно опережал по темпам прирост мирового товарооборота. Кстати, напомню, что в чистом виде лицензией называется право использовать какой-либо патент на опре­деленных условиях. Лицензии имеют несколько разновидностей. С точ­ки зрения периодических отношений лицензиара (экспортера предмета лицензии) и лицензиата (импортера), лицензии делятся на три вида:

простую, эксклюзивную и полную. При простой лицензии лицензиар сохраняет за собой юридическое право использовать объект лицензии как в производственной, так и коммерческой деятельности, т.е. может продать второму, третьему, да хоть и десятому лицу. Лицензиат обре­тает право использовать предмет лицензии с определенными ограни­чениями (территории применения, отрасли применения и др.).

При эксклюзивной лицензии лицензиату дается исключительное, т.е. монопольное право на использование объекта лицензии на определен­ном рынке, который может включать как одну страну, так и несколько стран. Лицензиатор сохраняет право использовать предмет лицензии в производственных целях, но-теряет на него коммерческое право, т.е. не может продавать второму лицу.

При полной лицензии лицензиатор теряет право использовать объ­ект лицензии как в производственных, так и коммерческих целях, т.е. это фактически означает продажу патента.

На современном рынке технологий, особенно высоких технологий, в электронике, химии, вычислительной технике возросла роль «ноу-хау». Этот термин вошел во многие языки мира как заимствование из англий­ского «Кпо\л/ гю\л/» (знай, как). Под «ноу-хау» понимается предоставле­ние одним юридическим лицом другому за определенную плату и на конфиденциальной основе производственных, технических, технологи­ческих, коммерческих, организационных и прочих секретов, не имею­щих патентно-лицензионного обеспечения. Ныне по частоте сделок купля-продажа «ноу-хау» опережает лицензионные соглашения, чтобы этими секретами не завладели конкуренты.

К рынку технологии относят (хотя и небесспорно) франчайзинг. Франчайзинг (анг. ^гапсЫзе - привилегия, право) - система продаж или передачи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность фран­чайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высо­кую репутацию на рынке, передает на определенных условиях неиз­вестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятельность по своей технологии и под своим товар­ным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).